Forbes оценивает состояние индийца Азима Премджи в $15,9 миллиарда. На начальном этапе ему досталась компания отца по производству пищевого масла. Однако Премджи постепенно превратил ее в IT-корпорацию. В рейтинге самых богатых индийцев он уступает лишь владельцу промышленного конгломерата Reliance Industries Мукеши Амбани с $18,9 миллиарда и основателю фармацевтического гиганта Sun Pharmaceutical Дилипу Шангви, активы которого достигают $18 миллиардов.
Капитализация IT-компании Премджи – Wipro Limited. – достигает $21,45 миллиарда. Wipro запускалась как компания по производству пищевых масел в послевоенной Индии. В 1970-1980-е годы Wipro сделала первые шаги в IT-отрасли. Премджи удалось капитализировать спрос на программистов, многократно выросший в мире в 2000-е годы.
Wipro стала лидером рынка разработчиков ПО и аутсорсинга. Крупные компании обращаются в Wipro за системными решениями. В 2014 году индийская компания заключила один из крупнейших контрактов в этой сфере: в течение десяти лет она будет сотрудничать с канадским энергетическим холдингом ATCO, эта сделка принесет Wipro $1,2 миллиарда, пишет РБК.
С места в карьер
Азим Премджи родился 24 июля 1945 года в состоятельной индийской мусульманской семье. Его отец — Мухаммед Хашам Премджи — был одним из ведущих рисоторговцев в Бомбее (ныне Мумбаи). Средства позволили семье отправить Азима в Стэнфордский университет учиться на инженера. Однако ему пришлось прервать обучение в 1966 году — за семестр до окончания. Внезапно умер отец Азима, и он вынужден был вернуться на родину и встать во главе семейного предприятия.
Акционеры Western India Vegetable Products Ltd первоначально приняли нового руководителя фирмы в штыки. Один из них публично предложил бизнесмену подать в отставку, потому что он слишком молод для руководства компанией. Но Азим не последовал его «совету».
Как по маслу
В 1970-е годы Премджи занимался непрерывной модернизацией компании, делая ставку на высококвалифицированные кадры и новые технологии. Но настоящий прорыв компания совершила в конце 1970-х — начале 1980-х годов. В 1978 году американская IBM закрыла свой бизнес в Индии. Правительство вынудило корпорацию уйти, обвинив в том, что монополист (IBM контролировала 80% рынка высоких технологий) намеренно поставляет в страну устаревшую продукцию.
Это открыло перед индийскими компаниями большие перспективы на IT-рынке, который оказался почти пустым. В 1977 году Western India Vegetable Products Ltd сменила название на Wipro Ltd.
Компания начала с производства мини-компьютеров (в это время по размеру они были сопоставимы с современным холодильником). Базовые компьютерные технологии Wipro приобрела у американской компании Sentinel Corp. В дальнейшем индийцы использовали собственные разработки, созданные с помощью специалистов из Научного института Бангалора.
«Мы создали первоклассную команду и пошли своим путем, 40% наших сотрудников были заняты новыми разработками, 40% — работали в службе клиентской поддержки, а оставшиеся 20% занимались продажами», рассказывал Премджи.
Расширение бизнес-модели
Продажи мини-компьютеров Wipro шли хорошо и после того, как Индия ослабила протекционистскую политику и в страну вернулись крупнейшие транснациональные компьютерные компании (включая IBM). У Wipro даже образовался избыток сотрудников. «Вместо того чтобы их увольнять, мы подумали — а что если сделать глобальную исследовательскую лабораторию, услугами которой за плату могли бы воспользоваться все желающие», вспоминал Премджи. Wipro оказывалась в выгодном положении: у нее уже была клиентская база, кроме того, низкие издержки (в том числе на заработную плату) делали ее привлекательной для потенциального потребителя.
Так Wipro пришла к модели классического аутсорсинга: вместо того чтобы заниматься собственными компьютерными исследованиями, создавать и налаживать ПО и системные решения, компании могли обратиться в Wipro и получить готовые или адаптированные решения. Так, сотрудничать с фирмой начали индийские промышленные конгломераты Tata, Infosys и Satyam.
«Мы стали делать необычные вещи. Мы стали нанимать не хороших технических специалистов, а хороших бизнесменов, которые приносили прибыль», говорил Премджи. По его словам, это похоже на одну из расхожих максим Кремниевой долины: «Проще дать умному человеку техническое образование, чем привить инженеру бизнес-менеджмент».
В 1989 году Wipro вместе с General Electric запустила производство медицинской техники. За последние двадцать лет компания вышла на международный рынок компьютерных технологий — по данным Fortune, у Wipro было свыше 100 клиентов среди 500 крупнейших компаний мира.
IT-бизнес с начала 2000-х годов приносит компании свыше 80% прибыли. Однако по-прежнему «жив» и ее бизнес по производству масел. «Это весело, это можно потрогать, в отличие от ПО. Кроме того, это прибыльный бизнес. Он растет на 25% ежегодно. На нем тренируются наши менеджеры, на нем мы оттачиваем свой маркетинг, финансовых специалистов», заявлял Премджи университетскому изданию Стэнфорда.
«Скрудж Макдак»-филантроп
Интерес широкой аудитории к личности Премджи возник в начале-середине 2000-х годов. Он совпал с бурным экономическим ростом в Индии и развитием IT-технологий по всему миру. В 2003 году приложение Bloomberg Businessweek опубликовало очерк о его жизни. В нем рассказывалось, как миллиардер встает в 4:30 утра и начинает свой день с переписки с топ-менеджерами Wipro на четырех континентах.
Рабочий день Премджи заканчивается к семи вечера. В 2000-е годы Премджи активно перемещался между городами, где открыты офисы Wipro, — Сан-Франциско, Лондоном, Мумбаи.
Знакомые и коллеги Премджи отзываются о нем как о требовательном, скромном и до мелочей экономном руководителе, но это не распространяется на благотворительность. В июле он объявил, что доводит количество акций Wipro, принадлежащих трастовому фонду, до 39%.
Благотворительный фонд занимается развитием начального образования в Индии. В 2013 году Премджи присоединился к «клятве дарения», которую ранее принесли среди прочих миллиардеры Билл Гейтс, Майкл Блумберг, Уоррен Баффетт и Ричард Брэнсон. Все они дали обещание передать или завещать большую часть своего состояния на благотворительность.
Путешествует Премджи регулярными авиарейсами, избегая бизнес-джетов. Он останавливается только в трехзвездочных отелях и лично стирает свои вещи. Таковы его представления об экономии. «Скрудж Макдак — просто Санта-Клаус по сравнению с Премджи», заявил Bloomberg Businessweek один из топ-менеджеров Wipro в Бангалоре.
С начала 2000-х годов Премджи вкладывает средства в реформу начальных и средних школ в Индии. Его задача — поиск эффективных моделей школьного образования и подготовка учителей. В 2011 году было объявлено о создании трастом Премджи 1300 школ по всей стране — они бесплатны, и преподавание в них ведется на местном языке.
«В Индии более 50% неграмотных. Мешает ли это прогрессу страны? Конечно!», заявил миллиардер в 2010 году.
Автор: semen_grinshtein