Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence

в 10:25, , рубрики: atlassian, confluence, база знаний, документация, корпоративная база знаний, управления знаниями

Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence - 1

С корпоративной базой знаний для разработчиков обычно есть проблема — она либо превращается в пустоту, потому что нет мотивации ее наполнять или ответственного человека, либо — в заполненный вещами балкон из советской квартиры, все вносят свой вклад, но пишут хаотично, информация быстро устаревает, и ее не всегда успевают обновлять.

Как этого избежать, ну или хотя бы снизить возможные издержки? Как сделать вашу корпоративную базу теплой и ламповой? Попробую ответить.

Документация в стиле «коллаб»

Есть такой подход, collaborative documentation, изначально он появился в сфере медицины, когда принятие решение о постановке диагноза принимается коллегиально пациентом и несколькими врачами.

Яркий пример в сфере IT — это Google Docs, Wiki, Github, любая система, где есть внутренние конвенции и возможность совместной работы над проектом.

Идея в том, чтобы как можно раньше включить в работу над документацией разработчиков, экспертов, критиков, вместе выявлять пробелы.

Зачем это вообще нужно?

Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence - 2

Во-первых, снизить bus factor — это узкие места в корпоративных знаниях, где количество обладателей знания стремится к единице. Нужно перемещать такие знаний из головы разработчика, из whiteboards, тикетов, разговоров на кухне в единое пространство, чтобы все могли с ними работать и вносить вклад.

Во-вторых, для упрощения вхождения новичков в проекты, что особенно важно для распределенных команд и команд с некоторым количеством аутсорс-разработчиков, а также для тех компаний, у кого очень специфичная сфера бизнеса, и шанс найти готового специалиста равен нулю.

В-третьих, для формирования доброкачественной корпоративной культуры, прозрачности «не на словах». Разработчик в такой среде четко понимает точки профессионального роста, какие еще технологии он может опробовать в компании, чему научиться.

Что делать-то?

Документацию в рамках корпоративной базы знаний может писать любой участник команды, нужно упростить для них эту возможность, тогда они будут чувствовать себя владельцами результата — причастными.

Однако, обязательно нужен человек, который возьмет на себя функции архитектора информации — задаст единые правила, структуру, логику, стиль, будет правильно размещать документы в пространствах.

Откройте возможность редактирования и создания документов участникам команды, предварительно договорившись о правилах игры. Автоматизируйте эти правила по максимуму — не полагайтесь на команду, создайте шаблоны, помечайте контент тегами автоматически, настройте выгрузку из репозитория в базу знаний (об этом хочу сделать отдельную статью, кстати).

Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence - 3

Важно, чтобы разработчики видели, что в корпоративную Wiki документы не уходят умирать. Важный принцип: definition of done внутреннего документа, это момент, когда в него внесли правки или комментарии, то есть собственно, момент коллаборации. В этом его ценность, на него хотят тратить время. Не дополняют — значит, плохо налажен процесс доставки, внедрения поиска, или инструмент неудобен.

Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence - 4

Потенциальные проблемы такого подхода — это накапливание правок и комментариев как снежного кома, за ним сложно уследить, часто создаются дублирующие документы.

Чтобы этого не случилось, можно и нужно: А. Задать команде вектор, набор правил и усложнить процесс не следования им (пример, мы в Confluence спрятали кнопку «Создать» и сделать обязательным выбор шаблона). Б. С умом разграничивать права и настроить процессы правок удобно для того, кто отвечает за архитектуру информации.

И тогда наступит идеальный мир

Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence - 5

СПОЙЛЕР

НЕТ.

Разработчики не перестанут задавать друг другу вопросы, в том числе глупые и повторяющиеся . Они не научатся находить все ответы в базе знаний самостоятельно. У нас есть внутренний юмор, когда из-за ограничений поискового индекса Confluence разработчики не могут что-то найти, они просят меня, как архитектора информации. Мы называем это Sveta-based search.

Несмотря на эти ограничения, сама структура базы знаний, единое именование страниц, применение лейблов, будут стимулировать их искать и создавать знания, чтобы например не отвечать на постоянно повторяющиеся вопросы.

Еще один лайфхак, который мы применили — всегда включать в документы бизнес-контекст, даже если это описание библиотеки или класса или чек-лист по задаче, важно понимать, что это значит для клиента.


А теперь к практике

Далее будет часть про «Как», какие внутренние возможности Confluence (да, у нас используется стек Atlassian) можно использовать, чтобы реализовать эти принципы.

Шаблоны

Мы создали готовые шаблоны для разных видов документов, которые чаще всего пишем — техническая спецификация, how-to, чек-лист. Их можно настроить в панели админа пространства. Шаблоны нужны, чтобы, создавая документ, разработчик не видел перед собой пустую страницу, в нем уже есть инструкции, что написать в том или ином разделе. Если вы хотите, чтобы документы определенного вида попадали в один раздел и по ним отображалась метаинформация (это удобно, например, для описания компонентов сложного продукта или набора микросервисов по одной схеме), то создайте blueprint, это как шаблон на максималках.

Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence - 6

В них мы настроили разметку страницы, заголовки, где останется только заменить несколько слов, шапку со статусом, изображения, таблицы, блоки кода, и даже переменные.

Переменные — это преднастроенные элементы контента, которым дальнейший редактор документа должен придать значение, например, ввести текст или выбрать из списка.

Также к шаблону можно заранее, если это узкий вид документа добавить теги, можно упомянуть пользователей как ревьюеров, например, если есть четкий поименный workflow по утверждению, Jira macro, и прикрепить тикет из Jira. Наш опыт показывает, что можно покрыть шаблонами до 80 процентов задач.

Разметка страницы

Еще один важный элемент — это создание понятной и красивой страницы приземления в командном пространстве. Для этого мы используем разметку страницы (page layout) и макросы Панель, Колонка и Секция.

Ниже показываю пример одного из наших пространств команд разработки.

Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence - 7

Используйте понятные названия страниц. Как вы возможно знаете, Confluence не поддерживает одинаковые наименования страниц в пределах одного пространства. Поддерживайте понятные названия страниц, например

Плохое название : Python

Хорошее название Python Styleguide для команды внутренних сервисов

Лейблы

У Confluence есть некоторые ограничения поискового алгоритма, связанные с индексацией контента. А для корпоративной базы знаний именно находимость и связность — это самые актуальные вопросы. У нас в базе знаний есть целая статья, называется How to beat the Confluence Search, если хотите, я поделюсь ей в комментариях.

Как не превратить корпоративную базу знаний в хаос: наш опыт борьбы с Confluence - 8

Для преодоления этих ограничений мы используем систему лейблов. По сути, это теги, которые помечают тематику контента, а зачем позволяют агрегировать контент определенной тематики в одном месте в виде своеобразного RSS Feed (макрос Content by Label). Так у нас настроены предметные указатели.

Если у вас уже сотни страниц в базе, то советую начать со следующих упражнений:

  • Посмотрите список всех лейблов по следующему URL https://<my-host-name>/labels/listlabels-alphaview.action
  • Найти весь контент, не помеченный никакими лейблами в строке расширенного поиска: type:page NOT labelText:[a TO z] NOT labelText:[0 TO 9]

Что вы можете пойти и сделать прямо сейчас?

  • Дайте разработчикам права на редактирование, но с умом.
  • Подумайте над структурой командного пространства, сделайте удобную страницу приземления.
  • Настройте шаблоны.
  • Используйте лейблы.
  • Пойдите и отредактируйте чей-нибудь документ или напишите комментарий, заставьте это документ работать.

Автор: nerazzgadannaya

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js