Дисклеймер:
три месяца назад я написал эту песню, ноработу над этой статьей я начал (и прервал) почти 5 лет назад. С тех пор она давила меня камнем на душе, я иногда делал очень редкие безуспешные попытки к ней вернуться, но только сегодня сумел не только продолжить, но и довести дело до конца (как смог). Поэтому закончу словами уже процитированного выше классика: пусть все в ней остается как было.
Газгольдер, как понятно из названия (gas-holder), – это емкость для хранения газообразных веществ. Современные газгольдеры – это, как правило, скучные металлические баки различного объема, но в XIX веке к изготовлению газгольдеров (как и ко многому другому) принято было подходить с душой. Об истории появления газгольдеров, о том, как они связаны с уличным освещением, а также о том, при чем здесь архитектура, я расскажу под катом.
История вопроса aka преамбула
Итак, много-много лет назад в далекой галактике улицы крупных европейских городов до середины XIX века освещали сначала масляные, а затем керосиновые фонари. При этом во Франции и Великобритании, примерно в одно время (в самом конце XVIII века) Филипп Лебон (Ле Бон) и Уильям Мердок с разной степенью успеха предлагали использовать для освещения «термолампы», использующие пиролизный газ. В результате в 1809 году в Лондоне впервые в Европе газовыми фонарями были освещены несколько улиц.
В России первопроходцем в этом плане был инженер П.Г. Соболевский, который в 1811 году разработал свой вариант «термолампа», а в 1812 году вместе со своим компаньоном, отставным поручиком Горрером (д'Оррером) получил за него орден Святого Владимира IV степени «за попечение и труды, с коими произвели в действие устроение термолампа, доселе в России не существовавшего». История инженерной карьеры Соболевского, в принципе, достойна отдельного рассказа, но, чтобы не плодить сущности, скажу только, что почти ни одно его начинание (а среди них, помимо газовых фонарей, были, к примеру, пароходы) по тем или иным причинам так и не было реализовано в полной мере, что в итоге практически довело его до разорения.
Итак, вот как описывались принцип работы «термолампа» и его устройство в газете «Северная почта» № 96 или 97 за 1911 г.:
Чугунный цилиндр, вделанный в печь, наполнялся дровами, затем отверстие плотно замазывалось, а весь цилиндр сильно подогревался горящими дровами. Дрова в цилиндре от сильного жара превращались в угли с одновременным образованием кислоты и дёгтя, а при последующем усилении огня образовывались угольная кислота и газ (gaz hydrogene oxi-carbure), которые затем поступали в холодильник. В нём они охлаждались, при этом кислота и дёготь превращаясь в капли, стекали в приёмный сосуд, а газ, проходя через воду, очищался и поступал в хранилище…
Подогревание цилиндра продолжается до тех пор, пока отделяется газ, когда же отделение опять прекратится, то сие служит знаком, что дрова, положенные в цилиндр, превратились в уголь совершенно. Тогда по простужении цилиндра, оный надлежит открыть и уголь вынуть. Цилиндр затем наполняется вновь дровами для подогревания опять, когда отделение газа нужно будет.
Из ... хранилища газ подводился через трубки разной величины к лампам, установленным в помещении или на улице. <...> Когда к открытому крану подносится зажженная бумага или спичка, то выходящий из трубки газ загорается, и огонь продолжает гореть у отверстия трубки, доколе газ выходить не перестает. Таким образом, его можно употребить или на освещение, или на согревание и отопление.
Схема усовершенствованного варианта «термолампа» представлена на рисунке.
Поскольку на рисунке, хотя и с трудом, но все-таки можно рассмотреть цифры, думаю, стоит привести и расшифровку (для удобства убрал список под спойлер).
Список обозначений
-
печь;
-
поддувало или зольник;
-
зольная решетка;
-
дверцы печные;
-
чугунный цилиндр;
-
отверстие для загрузки дров;
-
пространство около цилиндра, через которое проходит пламя;
-
дымовая труба;
-
задвижка в трубе;
-
конец цилиндра, сообщенный с холодильником;
-
холодильник;
-
приемный сосуд для кислоты и дегтя;
-
сосуд, наполненный до половины водой;
-
медная труба, пропускающая газ через воду из сосуда 12 в сосуд 13;
-
кожаная трубка с краном, по которой очищенный газ поступает в газгольдер;
-
газгольдер;
-
кожаная трубка, выводящая газ к лампам;
-
линия, показывающая, до какой высоты может подняться колокол газгольдера;
-
отводная трубка для отвода излишнего газа.
Логичным продолжением в том числе инициатив Соболевского стало то, что в 1819–20 гг. в Санкт-Петербурге ввели в действие «термоламп», который питал первые газовые фонари. Но не все с внедрением новых технологий шло гладко: в частности, в результате описанного А.С. Пушкиным в «Медном всаднике» наводнения 1824 года, которое привело к утечке газа в «газовом заведении», произошел взрыв. К счастью, обошлось без жертв, но вскоре после этого (в 1825 г.) последовал указ императора Александра I «освещение газом не дозволять без моего особого разрешения». Разрешения пришлось ждать 10 лет, когда уже Николай I позволил учредить Общество для освещения Санкт-Петербурга газом. Именно тогда появилась возможность использовать газовое освещение повсеместно, а не эпизодически, как было до этого, следствием чего стало строительство газовых заводов, неотъемлемой составляющей которых и были газгольдеры, ставшие темой данной статьи.
Кстати, стоит отметить, что, поскольку в Москве наводнений не было, то Московское товарищество переносного сжатого газа появилось на несколько лет раньше – в 1859 году (правда, газ оно добывало не из угля, а из нефти). При этом первый газовый завод в СПб был открыт в 1863 году, а в Москве – в 1865-м.
Газовые заводы
О строительстве газовых заводов я расскажу на примере Московского газового завода. История его создания и функционирования весьма интересна. В 1864 году тогдашняя Мосгордума создала комиссию по изучению вопроса газового освещения. Эта комиссия вопрос изучила и подготовила проект контракта для будущих подрядчиков и опубликовала его условия в российских и зарубежных газетах. В итоге в торгах приняли участие трое предпринимателей: Никольсон, Букье и Егоров. Самую низкую цену (14,5 руб. за 2000 часов горения одного фонаря в год) предложил Букье и, соответственно, контракт достался ему.
Британская компания Букье и Гольдсмита должна была построить газовый завод, трубопровод для доставки газа к фонарям, установить сами фонари и обеспечивать, как бы сейчас сказали, их бесперебойную работу. При этом с самого начала было понятно, что деньги, получаемые за организацию уличного освещения, не смогут окупить всех расходов, поэтому основной расчет компании был на продажу газа частным лицам (для освещения домов, квартир и т.п.). Однако, во-первых, для тогдашних москвичей иметь газовое освещение дома оказалось дорогим удовольствием, и они не сильно горели желанием пользоваться улугами Букье и Гольдсмита, а во-вторых, на этом рынке у них были сильные конкуренты – торговцы керосином, которые распространяли различные фантастические слухи, в том числе о вреде газа для здоровья, что еще больше отпугивало потенциальных клиентов. Кстати, на начальном этапе каменный уголь для производства газа компания ввозила из Англии, то есть о возможности уменьшения себестоимости речи не могло идти в принципе. В результате к концу срока концессии (который составлял 30 лет) британцы окончательно разочаровались в своем проекте и благополучно (наверное) ретировались, а газовый завод и вся инфраструктура через руки французских концессионеров, у которых дела тоже не сильно задались, перешла в собственность города.
Что касается самого завода, то он включал в себя несколько цехов с ретортными печами в которых путем нагревания угля без доступа воздуха образовывался газ, корпус охлаждения и очистки газа, корпус со счетчиками и регуляторами давления газа в городской сети, здания конторы и общежитий для рабочих и, собственно, основные и вспомогательные газгольдеры для хранения газа. Из газгольдеров газ по трубопроводу доставлялся непосредственно к фонарям и в те немногочисленные дома, собственники которых все-таки рискнули воспользоваться таким высокотехнологичным способом освещения своих жилищ.
Непосредственно газгольдеры
Таким долгим путем мы наконец добрались до рассказа о самих газгольдерах. В составе Московского газового завода это были четыре круглых в поперечнике кирпичных здания высотой 20, глубиной 10 и диаметром 40 метров. Интересно, что безопорные перекрытия купола каждого из газгольдеров создавались по проекту известного архитектора Рудольфа Бернгарда, а реконструировались уже в начале ХХ века под руководством другого известного архитектора и инженера Владимира Шухова. Участие в этом процессе таких светил говорит в том числе о том, что газгольдеры тогда были передовым достижением инженерной мысли.
Кстати, забыл упомянуть, что рассматриваемые газгольдеры относятся к так называемым газгольдерам мокрого типа – именно поэтому, говоря о размерах этих зданий, я упомянул глубину. Принцип их функционирования примерно следующий.
В неподвижный резервуар с водой помещается так называемый подвижный колокол, который может вертикально двигаться вдоль стен газгольдера посредством специальных роликов и направляющих. По трубе из ретортных печей под колокол подается газ, который удерживается внутри газгольдера с одной стороны колоколом, а с другой – водой, которая препятствует выходу газа из-под колокола. С помощью изменения уровня воды можно изменять объем газа и его давление. Из газгольдера газ по выходной трубе подается в городской газопровод и оттуда к уличным фонарям или в квартиры немногочисленных потребителей. Естественно, это очень упрощенное изложение основных принципов, но, поскольку статья посвящена не столько технической, сколько исторической и архитектурной стороне вопроса, приведенного описания, думаю, вполне достаточно.
К сожалению, «карьера» подобных газгольдеров была, хотя и достаточно счастливой, но не слишком долгой: в XX веке за освещение улиц стало отвечать электричество, а на смену пиролизному газу пришло использование газа природного, и газовые заводы вместе с газгольдерами, перестав быть «предметами первой необходимости», постепенно начали приходить в упадок.
Жизнь после смерти
Здесь мы переходим непосредственно к рассмотрению понятий, заявленных в заголовке, а именно ревитализации и редевелопменту. Что это такое и для чего это нужно? Большинству, если не всем, крупным городам мира от прошлых веков осталось богатое наследство в виде многих гектаров земли, застроенных промышленной архитектурой, которая уже давно утратила свои первоначальные функции и не использовалась по назначению. Осложнялась ситуация тем, что во многих случаях, эти неиспользуемые гектары располагались в центральных частях городов, поскольку так было просто удобнее с транспортной, логистической и просто утилитарной точек зрения.
Естественно, оставлять в центре города зоны отчуждения в виде заброшенных заводов газет, пароходов – это непозволительная роскошь. И здесь возникает два пути: снести все к чертовой матери и застроить красивыми домами, офисными зданиями и кафешками или те же самые квартиры, офисы и кафе разместить в уже имеющихся зданиях, приспособив их под современные нужды. Оба этих варианта использовались и используются практически одинаково активно, но в этой статье, как понятно из названия, я хочу рассмотреть только второй вариант.
Так вот, редевелопмент – это и есть приспособление существующих зданий под новые нужды застройщика и его клиентов, а ревитализация – это придание «новой жизни» месту, которое неизбежно наступает после всех произведенных манипуляций, когда, к примеру, заброшенный завод превращается в офисный центр. Так какую же новую жизнь удалось вдохнуть в те немногочисленные оставшиеся газгольдеры, которые избежали сноса? Ситуация здесь, как и во всех остальных сферах, достаточно сильно различается в странах Западной Европы и в России.
Газовый Евротур
Начать можно, например, со знаменитых Венских газометров – четырех больших газгольдеров, перестроенных в элитное жилье.
Во внутренних объемах газгольдеров компактно и уютно располагается жилье, а на нижних ярусах, где когда-то были резервуары, – торговый центр, кинотеатр, концертный зал и т.п. Получается своеобразный город в городе со «своей атмосферой». Газгольдеры окончательно перестали функционировать в конце 1970-х, конкурс на лучшую идею по их дальнейшему использованию был проведен в 1995 году, а сам проект реализован в 1999–2001 гг.
Не менее, а наверное, даже более масштабный проект – лондонский район Кингс Кросс с одноименным вокзалом, известным в том числе благодаря своей платформе 93/4. До начала 2000-х годов это была не самая благополучная привокзальная промзона. Однако в связи со строительством тоннеля под Ла-Маншем и запуском поездов Eurostar вокзал и всю прилегающую территорию пришлось значительно перестраивать, в результате чего район значительно преобразился, превратившись из депрессивного в элитный.
Здесь также еще с викторианской эпохи были расположены несколько газгольдеров, по понятным причинам переставшие действовать. Организация English Heritage, которая охраняет памятники культуры, очень хотела сохранить это наследие и провела архитектурный конкурс, который выиграло бюро WilkinsonEyre. В результате газголдеры, изготовленные из литого чугуна, демонтировали, а затем пересобрали немного в стороне от изначального места расположения и превратили в элитный жилой комплекс с парком: в ЖК превратилась так называемая «сиамская тройня» – три газгольдера, пересекающихся друг с другом, – а из «газгольдера №8» сделали парк (хотя парк – это слишком громко сказано, в общем, некий сквер).
Конкурс был проведен в 2002 году, а сдача объектов произошла в 2018-м.
Однако, как говорится, не жильем единым: в Копенгагене здание газгольдера занимает театр Østre Gasværk, что в переводе означает Собор Парижской Богоматери «Восточный газовый завод». Собственно, частью этого самого завода упомянутый газгольдер, построенный в 1883 году, и являлся. В 1970-м за ненадобностью он был закрыт и готовился к сносу, параллельно исполняя роль (каков каламбур) хранилища декораций Королевского театра Дании, однако начиная с 1979-го здание начали использовать для проведения отдельных театральных постановок и вскоре заработало как полноценный театр. В 2018-м интерьер театра подвергся масштабной реновации, а в 2023 году он выиграл MONDO-DR Awards – международную премию в области инженерных entertainment-проектов – в номинации «Театр».
Я рассмотрел только несколько занимательных примеров, хотя в целом подобных историй можно привести не один десяток, но это уже задача для отдельной серии статей (которую я никогда не напишу).
А что у нас?
В России интересных историй из жизни газгольдеров тоже хватает. Самая известная, масштабная и яркая связана с тем самым Московским газовым заводом из первой части статьи, ныне известным как бизнес-кластер «Арма». Собственно, «Арма» – это название завода по изготовлению газозапорной арматуры, который функционировал здесь в 90-х годах ХХ века. А сам Московский газовый завод утратил свою первоначальную функцию в 1950-х годах (в связи с вводом в строй газопровода Саратов-Москва), после чего начал производить газовое оборудование (плиты, счетчики и прочее подобное). Однако лихие 90-е «Арму» (который завод) не пощадили, в 2002-м производство закрылось, цеха начали занимать различные арендаторы в основном из сферы искусства и развлечений (например, небезызвестный клуб «Газгольдер»), а в 2010-х была проведена ревитализация пространства, в результате которой оно (и расположенные здесь газгольдеры) приобрели современный вид. Сейчас здесь располагаются различные офисы (в том числе один из офисов ДИТ Москвы), кафе, бары, клубы, салоны красоты и прочая, прочая.
Ранее упоминавшийся в этой статье газовый завод в Санкт-Петербурге в целом повторил судьбу своего московского коллеги: пережил закрытие (правда, еще аж в 1910 году), передал свои мощности другому заводу (правда, в данном случае достаточно далекому от газовой промышленности заводу «Композит»), в новейшее время находился в запустении и также частично ревитализировался в 2010-х – в 2017 году в здании старого газгольдера на Обводном канале открылся самый большой в мире (а по-другому у нас и не бывает) планетарий – «Планетарий №1».
Однако в том же Питере можно найти пример и более прозаического приспособления газгольдера под современные нужды. В Московском районе в 2016 году сдали в эксплуатацию ЖК «Дом у Московского Time», прямо во дворе которого находился газгольдер ХIХ века, построенный Обществом для освещения Санкт-Петербурга газом (да-да, тем самым). Судьба этого газгольдера в основных вехах повторяет судьбу его ранее упомянутых собратьев: часть газового завода – непрофильное производство в советское (густотертые краски и белила) и российское (мебель) время – ревитализация. Почему его использование более прозаично? Потому что в 2019 году здесь открыли многоуровневый паркинг на 89 автомобилей.
В процессе подготовки статьи я прошерстил интернет в поисках хоть какой-то информации о судьбе газгольдеров позапрошлого века в других городах России (опираясь на данные о том, что во второй половине ХIХ века в разных губерниях России суммарно работали три сотни (!) газовых заводов), но нашел только архивное фото газгольдера газового завода в Казани вкупе с упоминанием о том, что от завода сохранилось два административных здания – и на этом всё. В связи с этим призываю читателей после закидывания меня гнилыми помидорами за низкое качество статьи и шутеек про бан в гугле поделиться в комментах ссылками или другой инфой по данному вопросу. Со своей же стороны приведу несколько полезных источников, материалами которых я в том числе пользовался при подготовки статьи:
P.S. Поскольку, как уже упоминал в начале, работу над статьёй я начинал почти 5 лет назад, с тех пор утекло слишком много воды и многие ссылки, которыми я пользовался тогда, сейчас не открываются – главным образом те, откуда я черпал основную историческую информацию. В том числе поэтому вышеприведенный список источников вышел таким куцым. Но тем не менее я доволен проделанной работой и в не меньшей степени – тем, что наконец-то закрыл гештальт. Вот теперь точно конец.
Автор: logofeel