Новогодняя гирлянда любителя транспорта

в 8:05, , рубрики: arduino, timeweb_статьи, адресные светодиоды, алсн, гирлянда, кптш, лампочки, лампы накаливания, поезда, ржд, сцб
Приветствую всех!
Знаю, ёлочные гирлянды на ардуино и адресных светодиодах уже порядком поднадоели. Время исправить это положение. Как насчёт собрать гирлянду, которая мигает так, как не может ни одна другая, да ещё и без использования микроконтроллеров и даже микросхем логики?
Давным-давно мне достался такой девайс как кодовый путевой трансмиттер с железной дороги. Я долго думал, что интересного с ним сделать, и вот наконец догадался до самого необычного его применения, какое можно придумать.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 1

Итак, в сегодняшней статье запустим эту железку и посмотрим на неё в работе. Заодно заставим её коммутировать кое-что совершенно нетрадиционное для такого оборудования и посмотрим, что же из этого выйдет. Традиционно будет много интересного.

Суть такова

Обычно я рассказывал про оборудование, устанавливаемое на подвижном составе, но сейчас наконец пришла очередь стационарных железок.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 2

Если вы сильно интересовались темой железных дорог, то наверняка знаете, что на многих станциях системы сигнализации, централизации и блокировки до сих пор работают на реле. Кое-где внедряются и микропроцессорные устройства, но электромеханические всё ещё продолжают жить. Более того, порой бывает, что непосредственно сама логика схемы выполнена исключительно на реле, а компьютер лишь следит за их работой.

image

Эти реле устанавливаются в весьма внушительные по размеру стойки (они же стативы), позволяя собирать на них весьма сложные по функционалу схемы (например, построение маршрута нажатием всего пары кнопок на пульте).

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 4

Когда-то ко мне в руки попал, пожалуй, самый интересный девайс из области СЦБ: кодовый путевой трансмиттер. По сути это один из самых важных блоков на железной дороге: именно он вырабатывает кодовые последовательности, считываемые устройствами автоблокировки и локомотивной сигнализации. Долгое время он у меня просто лежал, пока однажды не пришла мысль использовать его как автомат световых эффектов. В самом деле, схем различных гирлянд и прочих мигалок на микроконтроллерах уже достаточно, а вот чего-то более тёплого и лампового мы не видели уже давно. Идея мне понравилась, так что было решено попробовать.

Светофоры на ЖД

Понимаю, что многие из читающих это не имеют никакого отношения к железной дороге и какому-либо другому рельсовому транспорту, так что немного рассмотрим, что это за кодовые последовательности и для чего они нужны.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 5

В зависимости от сигнала светофора (зелёный — впереди два и более свободных блок-участков, жёлтый — впереди один свободный блок-участок, красно-жёлтый — впереди красный) в рельсовую цепь подаётся сигнал в виде импульсов переменного тока разной длины. Эти последовательности считываются, в частности, приёмными катушками аппаратуры локомотивной сигнализации, которая декодирует их и отображает показания светофора и передаёт их в другие устройства.

Как нетрудно догадаться, выработкой этих кодов занимается именно КПТШ. До недавнего времени это был чисто механический прибор. Ни единого полупроводника, только трансформатор и мотор, вращающий с постоянной скоростью кулачковый вал, который замыкает контакты. Позже появились и электронные аналоги, но нас они не интересуют.

Обзор оборудования

Перво-наперво взглянем на КПТШ.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 6

А вот и он. Представляет он собой весьма тяжёлый металлический ящик с разъёмом для подключения и двумя ручками.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 7

Заводская табличка.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 8

Снизу отверстие, закрытое металлической сеткой.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 9

С одной из сторон окошко для контроля. Судя по наклейке КИП, последний раз девайс проверялся больше тридцати лет назад, после чего был заменён на другой, долго валялся на складе и наконец был списан. Впрочем, эксплуатируемые сейчас экземпляры нисколько не отличаются по конструкции от этого.

Гирлянда

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 10

Очень кстати на опыты досталась вот такая гирлянда. Она довольно свежая (была куплена в начале декабря этого года), но, увы, уже не работает — вышел из строя блок управления.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 11

Впрочем, и до своей безвременной кончины работала она отвратительно: жуткий нагрев зелёной коробочки (грелась градусов до семидесяти сама управляющая микросхема), запах пластика и прочие атрибуты китайской электроники.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 12

Изначальную задумку немного подпортило то, что в гирлянде по факту оказалось два канала. Было бы куда круче подключить красный, жёлтый и зелёный отдельно, но, конечно, что есть, то есть.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 13

Прямо таки эволюция китайских ёлочных украшений. Когда-то давно гирлянды были четырёхканальными (то есть пятипроводными), где коробочка могла управлять каждым цветом. С годами ради экономии такой копеечной детали как тиристор PCR406 число каналов неуклонно падало, эффекты становились всё более куцыми, а для того, чтобы скрыть это, на один провод ставили лампочки или светодиоды разных цветов.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 14

Качество исполнения плохое настолько, насколько оно в принципе может быть плохим. Пластик корпуса, разумеется, не из тех, что не поддерживают горение, поэтому при очень долгой работе такое изделие может вызвать пожар.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 15

Начинка тоже характерная: всего семь деталей, не считая кнопки. Нет даже банального электролитического конденсатора. Ну да ладно, всё равно в ближайшее время плата эта нам не понадобится.

Внутренности

Разумеется, КПТШ я разобрал.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 16

Внутри кожуха ожидаемо ничего интересного.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 17

А вот и начинка.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 18

Поскольку КПТШ может работать как от 220, так и от 110 В, внутри установлен автотрансформатор. Над ним виден пусковой конденсатор.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 19

Заводская табличка на корпусе электромотора. Совсем скоро ему будет пятьдесят лет, но на его состоянии это ничуть не сказалось.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 20

Кулачковый вал.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 21

Те самые контакты (по две пары на каждый код), которые замыкает при вращении кулачковый вал. Для большего срока службы на них имеются вставки из технического серебра.

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 22

Синяя изолента — залог успешной и долговечной работы!

Первый запуск

Для начала попробуем просто подать питание и посмотреть, будет ли железка работать после долгих лет простоя. Прокручивание руками вала мотора показало, что ничего не гремит, не заедает и не болтается, так что можно пробовать запускать.

Подключаем 220 В, и девайс оживает. Отлично, можно пробовать подключить к нему лампочки светодиоды.

Подключение

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 23

А вот и распиновка разъёма. Здесь всё очень просто: отводы от контактной группы, а также три контакта сети: при работе от 220 В питание подключается к 0 и 220, а от 110 В — к 0 и ОМ.
Стоит учитывать, что КПТШ не рассчитан на коммутацию сетевого напряжения, так что если подключить всё напрямую, то контакты быстро обгорят и девайс сдохнет. Поэтому схема подключения будет вот такая:

Новогодняя гирлянда любителя транспорта - 24

Подключил твердотельные реле, чтобы не было искрения, и заизолировал все контакты. Теперь можно проверять.

Что же получилось?

Ну что же, время запускать.

Вот такой необычный эффект получился. К слову, было бы интересно сделать что-то по его мотивам в адресных гирляндах. Но это уже тема для другого проекта.

Вместо итога

Вот таким суровым и довольно интересным по конструкции девайсом оказался КПТШ. Тем необычнее было найденное мной ему применение.

Конечно, показанная тут схема не слишком удобна в использовании (так как требует двух источников питания), но всё же это скорее этакий арт-объект и использовать КПТШ так постоянно я не планировал. Схема же эта успешно поработала пару вечеров, после чего я её разобрал, а оригинальную гирлянду — оживил. Достаточно было пропаять все соединения нормальным оловянно-свинцовым припоем, и она вновь начала гореть. Ну а мне же остаётся надеяться, что вам не придётся поспешно паять в новогоднюю ночь и что ваши железки будут работать ещё долго.

Такие дела.


Читайте также:

Автор: MaFrance351

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js