«Амперка» и буковки: как магазин хобби-электроники сформировал своё сообщество при помощи ярких контентных проектов

в 14:15, , рубрики: arduino, diy или сделай сам, Амперка, видео, интернет-маркетинг, контент, контент-маркетинг, Разработка под Arduino, тексты, Электроника для начинающих
Герой этого интервью и один из сооснователей «Амперки» Михаил Белогорцев
Герой этого интервью и один из сооснователей «Амперки» Михаил Белогорцев

«Порезать детальки», «прогреть жало», «к станку», «царский корпус» — такое вероятнее встретить в разговоре с хорошими знакомыми, чем на официальном сайте. Если, конечно, это не сайт «Амперки». Когда-то создатели магазина радиоэлектроники просто захотели общаться со своими покупателями на нормальном человеческом языке. У Михаила Белогорцева и Виктора Накорякова не было маркетологов и пиарщиков в штате, поэтому некому было обучать их канцеляризмам и выхолощенному бизнес-жаргону успешных успехов. 

Мне было интересно узнать, как «тёплый ламповый» проект, основанный на простом желании всё сделать по-человечески, вырос до нескольких больших контентных историй, которые оказались интересны многим. У «Амперки» есть своя вики — большая база знаний, помимо теории наполненная руководствами по использованию и описаниями проектов. От базовых определений «что такое электричество» можно плавно перейти к роботу-бармену и кашляющей пепельнице. Есть «Бредборд» вопросов-ответов, на котором зарегистрировано более 20 тыс. человек. У YouTube-канала «Амперки» более полумиллиона подписчиков, а самые популярные видео собирали миллионы просмотров. У них и свой блог был на Хабре, там тоже была жизнь.

Сейчас наверное не самый подходящий момент обсуждать то, что отчасти приторможено, а отчасти заморожено. Но ведь когда-нибудь разгонится и разморозится. Поэтому мы и говорили с одним из сооснователей «Амперки» Михаилом Белогорцевым — о сайтах и проектах для «упоротых механиков», о том, как важно всё делать по-человечески, выстраивая взаимоотношения со своей аудиторией.  

Как вы нашли свой подход и язык? Это строилось на интуиции: нормальные здоровые люди общаются с нормальными здоровыми людьми? Или была продуманная стратегия, вы обращались к специалистам?

В целом это интуитивная история, но надо сразу сказать, что мы читали Ильяхова: сначала блог, потом книжка вышла. Мы были лично знакомы с ним, я и Виктор, второй основатель «Амперки». И этот инфостиль в общении нам импонировал: по делу, без воды, экономя время читателя, избегая шаблонов, канцеляризмов и всего словесного мусора, которым люди всё равно не верят и только стараются отфильтровать.

Кажется, Ильяхов в своём инфостиле слишком засушенный и отстранённый, а у вас достаточно эмоциональный подход.

Конечно, мы не полностью следовали ему, он просто кристаллизовал и оформил принципы. Люди устали от шаблонных оборотов, от куч ненужных текстов, и мы хотели нормальным языком доносить суть, давать то, что будет полезно. А будет полезно, значит, будет нравиться. Изначально описанием товаров и созданием вики занимался Виктор.

Сооснователь «Амперки» Виктор Накоряков
Сооснователь «Амперки» Виктор Накоряков

А как из описаний товаров и вики выросло целое дерево контентных проектов?

Постепенно. Сначала был просто сайт с карточками товаров и их описаниями на нормальном языке. Потом оказалось, что на русском мало информации про Arduino, контроллеры, про то, что с ними делать и как программировать. Поэтому для начала мы нашли хорошее видео Джереми Блюма, десять видеоуроков на английском языке. Мы связались с ним и получили разрешение на перевод, локализовали видео и просто загрузили на YouTube. И наверное, года два на нашем канале не было ничего, кроме этих переведённых видеоуроков. За это время они набрали достаточно много просмотров и подписчиков. Потом стало появляться всё больше новинок, товаров, интерес у людей сохранялся, и мы начали сами снимать обзоры «с человеческим лицом». Буквально на коленке, на фотоаппарат, у себя в офисе. Постепенно выросла целая студия, которая только этим и занималась. Стали появляться темы, пришла идея снимать научно-популярное видео, чтобы привлекать ещё больше людей. 

Это можно назвать «по фану»: попробовали, понравилось, стали появляться новые люди и пошёл развиваться канал?

Всё верно, изначально не было никакого плана. 

И канал получился отличный, с миллионами просмотров, не было идеи превратить его в профессиональный медийный проект?

Честно: с видеоканалом были связаны очень большие планы. Мы прошли несколько этапов развития: от переведённых видео и небольшой студии в офисе, когда наши сотрудники совмещали работу, и инженеры раз в неделю что-то снимали, и до момента, когда мы наняли профессионального режиссёра-продюсера, Илью Мелихина, который до этого работал на телевидении. Была отдельная команда: свой монтажёр, свой оператор, свой ведущий, все в штате, плюс были аутсорсеры. Канал достаточно успешно развивался. В определённый момент мы уже вышли на тот уровень, когда всё это начинало выглядеть отдельным направлением «Амперки», ещё одним бизнесом. Видеоканал мог продолжать нас подсвечивать, но и существовал бы как самостоятельный проект. Но в этом году начались проблемы с монетизацией, стали исчезать рекламодатели, которые только-только появились у нас за полгода до закрытия студии. Да, студию пока пришлось закрыть.

Подход к созданию видео мы изменили года три-четыре назад: у нас на канале были достаточно специализированные ролики, мы стали добавлять к ним научно-популярные, попытались расширить воронку, потому что нашими узко специальными видео сложно собрать большую аудиторию. А так мы постепенно начали набирать миллионные просмотры, людям становилось интересно, они погружались дальше и даже приходили в «Амперку». 

Топ видео на канале «Амперки» в YouTube
Топ видео на канале «Амперки» в YouTube

Если вернуться к вики в один прекрасный день вы сели и решили: давайте свою википедию напишем?

По сути да: нужны были страницы не просто с описаниями товаров, а с примерами использования. Формат вики был нам знаком, поэтому так и назвали. Сейчас там меньше активности, просто потому что новинок стало меньше. Кстати, большинство статей попадали в ту же вики как предсценарий для видео — про новую железку или про новый проект.

Наша вики наполнялась по мере появления новинок: любая железка, если она более-менее технологически сложная, должна иметь свою страничку, с примерами её использования, библиотеками, описаниями, — чтобы чем-то отличаться от Алиэкспресса, где, конечно, всё намного дешевле, но не всегда понятно, что человек берёт.

Вся эта история форум, блог, видеоканал выглядит как большой виртуальный клуб. Сколько людей вам удалось привлечь к «Амперке» за всё это время? Я говорю не про покупателей, хотя это тоже интересно, а ещё и про увлечённых DIY, любителей, евангелистов?

Сложно сказать, сколько адептов мы привлекли, человек сто, наверное. Но это самые активные участники форума, завсегдатаи нашего магазина-офиса. Иногда приходишь, а они сидят, общаются с нашими сотрудниками и людьми из техподдержки. Многих знаю лично, на улице встречались — здоровались. Вообще, когда в районе нашего офиса видели человека, сразу могли сказать, что он к нам идёт. У них особый образ, узнаваемый. В общей сложности на форуме зарегистрировано больше 20 тыс. человек. 

Если говорить о покупателях, то есть несколько человек, которые сделали в «Амперке» более 50 заказов. Примерно 50% всех покупателей приобретали что-то больше одного раза, 20% — больше трёх раз. 2-3% становились постоянными.

Стоит особо сказать про форум, он стал развиваться параллельно с вики. Одна из причин его появления заключалась в том, что люди постоянно обращались в техподдержку с одними и теми же вопросами, и чтобы разгрузить техподдержку, мы начали выкладывать все готовые решения в паблик. Появился вопрос с типовой проблемой — и мы сразу даём ссылку либо на статью в блоге, либо на вопрос-ответ на форуме. Сама собой сложилась группа добровольных модераторов, которые по сути выполняли работу нашей техподдержки. Человек десять добровольцев на форуме точно было. С кем-то из них мы стали плотнее сотрудничать, некоторые даже перешли работать в «Амперку». Один из инженеров группы, которая сейчас проектирует платы, просто пришёл на форум, помогал советами, мы его заметили, познакомились, пригласили в офис. 

Какой-то специальной программы работы с евангелистами не было, мы просто уделяли им внимание: когда появлялись новые железки, рассылали их нашим главным адептам — чтобы потрогали, дали какую-то обратную связь, и со своей экспертизой потом на форуме помогали советами новичкам, если у тех что-то не получалось. 

Не хотели формализовать эту историю и превратить в реальный клуб?

Мы думали об этом, даже собирались взять человека в штат. В разное время разные сотрудники «Амперки» занимались общением с коммьюнити, придумывались разные программы. Какая-то целенаправленная работа здесь велась всегда. Призы за активность на «Бредборде», публичные обсуждения востребованности новинок. Мы исходили из того, что у многих людей есть потребность помогать другим, делиться знаниями. И мы старались сконвертировать эту потребность в какую-то пользу для «Амперки», дать понять таким добровольным экспертам, что мы их ценим, что они являются важной частью нашего сообщества. 

Пока выглядит, как Том Сойер красил забор, когда работа и есть вознаграждение.

Мы давали им права модератора, присваивали титулы на форуме, высылали персональные скидочные купоны, рассылали железки бесплатно, они могли напрямую связываться с ребятами из техподдержки, вне общего канала. Они могли пользоваться нашим офисом как коворкингом: зайти просто так в любой момент, почти всегда у нас кто-то сидел на пуфиках, общался. Но главной наградой всё же было общение с такими же заинтересованными людьми, как и они сами. Мы разделяли с ними их интересы. 

А приостановка активности в блоге и видеоканале повлияла на этот клуб единомышленников?

Общение остаётся, но конечно, в меньшей степени. И в основном по переписке. Вообще сейчас сложная ситуация: клиенты разъехались, но какая-то активность всё равно продолжается. С нами всегда члены «клуба хейтеров», которые неизменно продолжают писать «на Алике это можно купить дешевле».

За 11 лет, что существует «Амперка», мы уже видим путь наших покупателей: они школьниками-старшеклассниками собирали какие-то проекты на Arduino, чтобы защитить их и поступить в вуз, они поступали, заканчивали, начинали работать инженерами и уже работая, снова приходили покупать наши железки. 

Можно говорить о «движении Самоделкиных», которых в нашей стране всегда было много и 50 лет назад, и наверняка сейчас. Какие у них мотивы, что их вдохновляет? Вряд ли только лозунг «хочешь чтобы получилось хорошо сделай сам»?  

Таких людей действительно много. Они и раньше были, советские радиоэлектронщики. Сколько их сейчас, сложно подсчитать, но до появления рынка современных контроллеров их было существенно меньше, а порог входа — значительно выше: надо было обладать продвинутыми знаниями, чтобы что-то спаять и работать с контроллером, требовалось дорогостоящее оборудование, программаторы, сходу заняться этим не получилось бы. А в том DIY, который предлагаем мы, ощутимо снижен порог входа, необязательно обладать инженерными знаниями, чтобы стать причастным к миру DIY-электронщиков. Поэтому количественно таких людей стало кратно больше. Причём процесс развивается одинаково во всех странах — что в США, что в Европе: все проходили одни и те же этапы, везде продавцы DIY-электроники сыграли заметную роль в популяризации темы. Мы тоже ориентировались на крупные магазины США: Adafruit, Sparkfun. Особенно Adafruit — как они оформляют карточки товаров, как поддерживают вики и вообще популяризируют эту историю. В России и мы чуть-чуть приложили к этому силы. 

В чём причины такого заразительного интереса? За счёт чего увлечённых людей  становится больше? Дело же не только в простоте и доступности.

Факторов много, зависит от возраста. 70% нашей аудитории — это люди от 16 до 45 лет, и очень много 30-летних. Это взрослые айтишники, они работают, что-то делают, вкладывают свои силы в код, в схемы, а вещественного результата своего труда не видят. Особенно в крупных компаниях: ты очень маленькое звено в каком-то огромном проекте и не получаешь отдачи от своей работы, вот этой радости труда. И у людей появляется потребность после работы, на выходных, сделать что-то своими руками — полностью, от начала до конца. Здесь они могут увидеть результат и получить от этого огромное удовольствие: они затратили усилия и увидели, во что это превратилось. Это то, чего людям не хватает в ежедневной рутине. 

P.S. С приходом в писательство и придумывание смыслов и идей многочисленной армии отучившихся где надо «курсистов» и контент-маркетологов, почему-то всё чаще стали всплывать утверждения, что «никаких талантов здесь не надо», используй правильные формулы, и будет тебе счастье в креативном труде. На мой взгляд, этому никогда нельзя научить, можно только отточить талант и ум — и вся история «Амперки» отлично это подтверждает. И конечно, не стоит забывать, что главное не метрики и охваты, а нормальные человеческие взаимоотношения, которые и выстраиваются при помощи текстов.  

Автор:
Markaty

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js