Синдром Zune: Как Microsoft проиграла битву за карманный плеер

в 8:44, , рубрики: apple, ipod, microsoft, MSN, zune
Синдром Zune: Как Microsoft проиграла битву за карманный плеер - 1

Как пел один известный в нашей стране рок-музыкант, «а без музыки не хочется пропадать». И, хотя с творчеством этого музыканта вряд ли были знакомы в Редмонде, руководители Microsoft прекрасно понимали: меломаны — это широкий и перспективный рынок, на котором можно неплохо заработать. Этот самый рынок корпорация решила покорить с помощью разработанного ею портативного медиаплеера, который… Впрочем, о судьбе этого интереснейшего проекта стоит рассказать подробнее.

Привычка носить подборку любимой музыки в кармане стала повсеместной еще в 80-х годах прошлого века, с распространением портативных кассетных плееров. Рождение технологии MP3 и появление компактных проигрывателей с флеш-памятью сделало прослушивание композиций на ходу — или на бегу — еще более доступным. К началу XXI века стало очевидно: чтобы занять прочное место на этом рынке, нужен не просто еще один плеер, а целая инфраструктура — с магазином треков, возможностью создавать собственные подборки и синхронизировать устройство с компьютером. Это наглядно продемонстрировал iPod, представленный Apple еще в 2001 году и в течение нескольких следующих лет завоевавший популярность буквально мирового масштаба.

История проекта

В плане музыкальных и развлекательных сервисов корпорация Microsoft частенько оказывалась в роли догоняющего. В 2004 году на уже существующей инфраструктуре MSN компания запустила музыкальный портал MSN Music, который стал ответом на появление сверхпопулярного к томум моменту Apple iTunes. Пользовали MSN Music могли прослушивать и покупать понравившиеся треки, а сам сервис работал на основе созданной Microsoft системы управления цифровыми лицензиями PlaysForSure. Но потягаться с Apple толком не вышло: у iTunes имелся взаимодействовавший с музыкальным порталом портативный плеер iPod, а у Microsoft подобного устройства не было.

Значит, его нужно создать! — решили в Редмонде, и стали размышлять, как запустить производство собственного компактного проигрывателя в сжатые сроки. К счастью, у компании Toshiba нашлось примерно то, что было нужно — портативный плеер Gigabeat S. Все семейство японских плееров Gigabeat оснащалось жидкокристаллическим экраном и съемным диском формата PCMCIA, а более поздние модели — встроенной флеш-памятью. Кроме того, версия «S» могла похвастаться совместимостью с программным проигрывателем Windows Media Player 11 и Xbox, то есть, уже имела определенную степень совместимости с технологиями Microsoft. Осталось только превратить это устройство в прямого конкурента iPad, и, казалось бы, дело в шляпе.

Синдром Zune: Как Microsoft проиграла битву за карманный плеер - 2

В 2006 году Microsoft запустила проект с кодовым названием «Alexandria», который возглавил технический директор подразделения развлечений и устройств Джей Аллард. Cервис MSN Music был упразднен, и на его месте вырос новый портал — Zune Marketplace. По задумке создателей, он и должен был стать практически полным аналогом iTunes с возможностью подключения к нему модернизированного плеера от Toshiba, который в конечном итоге тоже получил наименование Zune. Так зародился весьма смелый план Microsoft по завоеванию музыкального рынка — по крайней мере, по «отгрызанию» части этого рынка у конкурентов из Apple.

Плеер Zune

Cамая первая версия медиаплеера от Microsoft, поступившая в продажу 14 ноября 2006 года, получила название Zune 30. Плеер был представлен в корпусах всего лишь трех цветов: белого, черного и коричневого. На лицевой панели располагался круглый контроллер, который можно было нажимать в четырех направлениях для навигации по меню устройства, и по центру — для подтверждения выбора. По бокам от этой «шайбы» имелось еще две кнопки: воспроизведения/паузы справа и «назад» слева. Цена девайса составляла 249,99 долларов, всего лишь на несколько долларов дешевле iPad — видимо, этот фактор и сыграл свою роль в довольно невысоком спросе на эту музыкальную новинку.

Синдром Zune: Как Microsoft проиграла битву за карманный плеер - 3

В качестве операционной системы Zune использовал модернизированную Windows CE 6.0, как и провалившийся на рынке мобильный телефон для пользователей соцсетей Kin. В качестве хранилища данных выступал жесткий диск формата PCMCIA ёмкостью 30 Гбайт, а изображение выводилось на дисплей диагональю 3 дюйма, поддерживавший разрешение 320x240 пикселов.

Интерфейс плеера был лаконичным: основное меню содержало подборки композиций, а также коллекции, отсортированные по жанрам и исполнителям, там же отображались лучшие песни или регулярно обновляемые каналы. Нажатием на центральную кнопку можно было просмотреть сопутствующую информацию или выбрать трек. В отличие от Apple, в визуальном плане делавшей ставку на красивые и яркие значки, меню в Zune были преимущественно текстовыми — Microsoft даже лицензировала для своего устройства специальный шрифт Segoe (кстати, не поддерживавший кириллицу).

С этим плеером связана одна забавная история: у всех без исключения пользователей Zune первого поколения 31 декабря 2008 года аппарат наглухо завис. Причина обнаружилась в одном из драйверов, неправильно обрабатывавшем даты високосного года, в котором насчитывалось не 365, а 366 дней. Впрочем, по истечении 24 часов плееры благополучно «починились» сами.

В плеерах Zune второго поколения, представленных публике 2 октября 2007 года, жесткий диск заменили флеш-памятью ёмкостью 4, 8 и 16 Гбайт, а ПО для синхронизации устройства с ПК было переработано. Для обмена фотографиями, музыкой и подкастами в устройство была добавлена поддержка Wi-Fi, однако воспроизвести песню, загруженную с другого Zune, пользователь мог лишь трижды. Борьба с пиратством, как она есть. Из видимых изменений в глаза бросается только то, что дополнительные кнопки теперь расположены не по бокам, а чуть выше главного контроллера.

Синдром Zune: Как Microsoft проиграла битву за карманный плеер - 4

Кроме того, в плеере появилась поддержка игр, разработанных с использованием ранней версии XNA Game Studio 3.0, так что Zune стал не просто портативным проигрывателем, но и неким подобием карманной игровой консоли. Впрочем, игр для этого устройства насчитывалось катастрофически мало. В качестве основного конкурента для этих моделей Zune маркетологи Microsoft видели iPod Nano, но они так и не смогли встать в один ряд по своей популярности.

Пожалуй, наиболее интересным можно назвать третье поколение Zune — появившийся в 2009 году плеер Zune HD, призванный составить конкуренцию iPod Touch. Аппарат оснащался 16, 32 или 64 Гбайтами встроенной флеш-памяти и OLED-дисплеем c разрешением 480 x 272 точек, позволявшим воспроизводить видео в качестве 720p. Если такого дисплея пользователю оказывалось маловато, он мог подключить Zune HD к телевизору через специальный переходник HDMI Zune dock, и наслаждаться голливудскими шедеврами на большом экране. Помимо прочего, в Zune HD был встроен FM-радиотюнер, а в составе Windows CE появился браузер Internet Explorer Mobile 6, позволявший просматривать веб-страницы и серфить по интернету.

Синдром Zune: Как Microsoft проиграла битву за карманный плеер - 5

С появлением Zune HD изменился и каталог Zune Marketplace: в нем появился раздел «Видео» с большим выбором HD-фильмов и телешоу. Правда, взятые «напрокат» в этом сервисе фильмы нужно было просмотреть в течение 24 часов после начала воспроизведения, и завершить просмотр на том же устройстве, на котором он был начат, иначе «аренда» отменялась. Если пользователь оформлял подписку стоимостью 14,99 долларов в месяц, он мог загружать любой контент с Zune Marketplace без ограничений. Новый плеер стоил в магазине 220 долларов, в то время как iPod Touch с аналогичным объемом памяти обходился покупателям в $199.

Крах надежд

Несмотря на все маркетинговые усилия Microsoft, продажи Zune можно описать одним-единственным ёмким термином — «никакие». Общая доля рынка, доставшаяся аудиоплеерам из Редмонда, составила менее 10%. При цене Zune на несколько долларов ниже iPod (а если говорить о Zune HD, то даже дороже), у покупателей не было ни малейшего резона приобретать плеер от Microsoft вместо популярной и проверенной продукции Apple. Ну, а появление смартфонов (прежде всего, Apple iPhone), которые по умолчанию включали в себя функцию воспроизведения музыки и видео с использованием устанавливаемых приложений, окончательно добило этот рыночный сегмент.

Синдром Zune: Как Microsoft проиграла битву за карманный плеер - 6

15 марта 2011 года Microsoft объявила о прекращении выпуска всех устройств линейки Zune, а 3 октября производство было фактически завершено. Плееры этого семейства выпускались в течение 5 лет, но так и не сумели завоевать благосклонность пользователей. Часть наработок из проекта Zune нашла свое применение в мобильной платформе Windows Phone и программном обеспечении для Xbox, а сам проект по сей день считается одним из крупнейших провалов Microsoft Corporation.

Вместе с тем, нельзя сказать, что история с разработкой собственного медиаплеера стала для софтверного гиганта совсем уж серьезым поражением: это была хоть и неудачная, но, тем не менее, смелая попытка вывести на рынок оригинальное устройство, а не просто девайс, скопированный у Apple. Такими устройствами стали та же пресловутая приставка Xbox и планшеты Microsoft Surface, которые ждала более завидная судьба. Как говорится, на ошибках учатся, и в Microsoft извлекли из Zune и Kin множество полезных уроков.

Статья поддерживается командой Serverspace.

Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.

IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR

Синдром Zune: Как Microsoft проиграла битву за карманный плеер - 7

Автор: CyberPaul

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js