Сэр Джонатан Айв, в кругу друзей — Джони, без сомнения, один из наиболее выдающихся лондонцев. Сэру Айву 45, он родился в Чингфорде, предместье Лондона, ходил в ту же школу, что и Девид Бэкхем. Свою будущую жену Хэзер Пег Джонатан встретил в средней школе. Они поженились в 1987, сейчас они живут в Сан-Франциско и у них двое сыновей.
Как старший вице-президент по промышленному дизайну, сер Айв — движущая сила, стоящая за созданием продуктов компании — от Маков до iPod, iPhone и, с недавних пор, iPad. Он дал эксклюзивное интервью Evening Standard, находясь в штаб-квартире компании в Купертино.
В: Вы недавно получили рыцарский титул за заслуги в дизайне — гордитесь?
О: Я был восхищён и одновременно абсолютно подавлен. Я прекрасно осознаю, что являюсь продуктом английского воспитания, традиций проектирования и производства, в первую очередь, Англии промышленной.
Особое внимание, ценность идей и оригинального
В: Лондон до сих пор значимый город в мире дизайна?
О: Я уехал из Лондона в 1992, но с удовольствием езжу туда три-четыре раза в год. В мире дизайна это очень весомый город. Лондон вносит значительный вклад в дизайн, в создание чего-то поистине нового.
В: Чем отличается Лондон от Силиконовой долины?
О: Близость различных креативных отраслей и Лондона просто поразительна и, во многом, уникальна. Я думаю, это то, что сильно отличает его по ощущениям от Силиконовой долины.
В: Почему вы решили переехать в Калифорнию?
О: Что мне нравится здесь, так это поразительный оптимизм и доминирующее желание пробовать и изучать что-то новое без боязни неудач. Здесь царит очень простая и прагматичная атмосфера, когда пара человек, обладающих какой-то идеей, могут вот так просто основать компанию, чтобы эту идею реализовать. Мне очень нравится такой простой и прямолинейный подход.
Здесь нет ощущения жажды наживы, лишь желание реализовать то, что у тебя в голове. Я думаю, это как раз то, что характеризует данную местность.
В: Что делает дизайн в Apple таким особенным?
О: Нам сложно подбирать правильные слова для описания процесса проектирования в Apple. В двух словах — это проектирование, создание прототипов и производство. Если разделить эти компоненты, то, по-моему, окончательный результат неизбежно страдает. Если вы что-то улучшаете — это инновация, а при любых инновациях вы сталкиваетесь с проблемами и препятствиями, с которыми ещё никто не имел дела. Для решения таких проблем необходима чрезвычайная концентрация. В Apple царит атмосфера любознательности и оптимизма, а эту комбинацию не так уж часто можно встретить.
В: Как получаются новые продукты в Apple?
О: Что мне особенно нравится в творческом процессе, хоть это и может прозвучать наивно, так это то, что вот сейчас у тебя нет ни идеи, ни решения, а завтра это все вдруг появляется. По-моему это просто потрясающе.
Творчество, процесс возникновения идей удивительно вдохновляют. Идея сама по себе преходяща и неуловима, она не имеет определённой формы. Обнаружив себя, она порождает диалог, но так и остается очень хрупкой.
Момент, когда ощущается наиболее разительная перемена — это момент перехода от абстрактной идеи к более «осязаемому» диалогу. Как только ты создал трёхмерную модель, сколь угодно сырую, ты придаешь расплывчатой идее форму — и всё меняется, происходит некий сдвиг. Это заряжает и концентрирует людей вокруг. Поистине удивительный процесс.
В: Какие качества необходимы хорошему дизайнеру?
О: Крайне важно быть гибким и динамичным, любознательным и быть готовым оспаривать собственную правоту. Нужно не только задорно озадачивать себя вопросами «А что, если… », но и иметь способность к невероятной концентрации и проницательности, погружающих тебя в контекст целиком. Это крайне важно, это именно то, что помогает преодолевать препятствия.
В: Какие главные цели вы ставите перед собой при создании нового продукта?
О: Наши цели довольно просты — проектировать и создавать лучшие продукты. Если мы не может создать нечто лучшее, мы это не создаём.
В: Почему это так сложно для конкурентов Apple?
О: Это довольно странно, большинство наших конкурентов хотят создать нечто отличающееся, выглядеть по-новому — это, на мой взгляд, совершенно неправильные цели. Продукт должен быть действительно лучшим. Это требует настоящей дисциплины, и это то, что движет нами — искренняя неутолимая жажда создания чего-то лучшего. Комитеты просто не работают, ведь дело не в цене, планах или эксцентричной маркетинговой цели выглядеть иначе — всё это обычные корпоративные цели, никак не относящиеся к людям, которые используют продукт.
В: Когда вы впервые осознали важность дизайнеров?
О: Ощущение группы людей, создавших нечто, меня настигло, когда я в первый раз попользовался Маком — я прошёл через колледж в 80х, используя компьютер, и это был ужасный опыт. Потом я открыл для себя Мак. Момент был настолько драматичным, что я четко помню его до сих пор — можно было действительно почувствовать дух людей, которые его создали.
В: Когда вам в голову приходят идеи таких продуктов как iPod, пытаетесь ли вы решить какую-то проблему?
О: Бывает по-разному, иногда вещи, которые тебя раздражают, сами указывают на проблему. Это очень прагматичный подход и наименее стимулирующий.
Намного сложнее, когда тебя разрывает от имеющихся возможностей.
Мне кажется, именно это по-настоящему развивает способности дизайнера.
Это ведь не проблема, о которой ты в курсе, никто и словом об этом не обмолвился. Но ты начинаешь задавать себе вопросы, а что если сделать так-то, добавить то и то, можно ли это использовать? Это создает возможности, которые могут заменить целые категории устройств, вместо того, чтобы просто решать отдельную проблему. Вот это — настоящий вызов, то, что действительно захватывает.
В: Привело ли это к созданию новых продуктов Apple?
О: Примерами таких продуктов являются iPhone, iPod и iPad. Именно фанатичное внимание к деталям, постоянное соприкосновение с проблемами, решительность в принятии решений являются критически важными и определяют качество ежедневного взаимодействия с продуктами.
В: Откуда вы знаете, что потребители захотят ваши продукты?
О: Мы не используем фокус группы. Такими вещами должен заниматься дизайнер. Неправильно отдавать проектирование на попечение людей, которые не ощущают возможностей завтрашнего дня исходя из того, что есть сейчас.
В: У вас совсем небольшая команда дизайнеров. Может быть это ключ к успеху?
О: Сложность задач, с которыми мы сталкиваемся в Apple, приводит к очень тесному сотрудничеству специалистов из различных областей. Пожалуй, это мне нравится больше всего. Я работаю вместе с проектировщиками микросхем, инженерами-электронщиками и механиками. Думаю, вам было бы сложно понять кто из нас чем занимается, когда мы вместе. Мы сидим в одном офисе и у нас общая цель — мы все заняты созданием замечательных продуктов.
Одна из причин, по которой у нас получается — мы вместе занимаемся этим уже много лет. Появилась некая коллективная уверенность в моменты столкновения с казалось бы непреодолимыми трудностями. Было множество моментов в процессе создания iPhone и iPad, когда мы вынуждены были задумываться над тем, «сработает ли это», т.к. нам попросту не на что было оглядываться.
В: Легко ли мелкие детали отвлекают от главного в проекте?
О: Когда бьешься над решением очередной задачи для продукта нового типа, концентрируешься на вопросах, которые могут казаться слегка отстраненными от основных. Иногда решение таких проблем может оказаться немного абстрактным, тогда утратить из виду всю картину достаточно легко. Думаю, это как раз тот случай, когда годы опыта оказываются подспорьем и вселяют уверенность в том, что прикладывая усилия в нужном направлении, ты достигнешь цели.
В: Можно ли потерять контроль над одержимостью деталями?
О: Это поглощает невероятно много времени, можно потратить месяц, и месяц, и еще месяц на какую-нибудь крошечную деталь, но если не разобраться с этой мелочью — то и выпуск продукта тоже невозможен.
Часто появляется ощущение, что какую-то задачу невозможно решить, но ты продолжаешь верить в обратное. Поэтому инновации так сложны — их не с чем сравнить.
В: Как вы понимаете, что достигли успеха?
О: Наверное, странно слышать такое от дизайнера, но что меня действительно бесит в продуктах — это когда я буквально вижу, как дизайнеры виляют хвостом у моего носа.
Наша цель — простые объекты, которые вы просто не можете представить себе по-другому. Простота — это не просто отсутствие беспорядка. Поймите это — и вы станете ближе к объекту и сосредоточитесь на нём.
Например, приложение iPhoto, которое мы создали для нового iPad, поглощает пользователя настолько, что он забывает, что использует iPad.
В: Что самое сложное в непрерывных инновациях?
О: За все то время, что мы этим занимаемся, я не перестал удивляться, насколько это сложно. Но вы точно знаете, когда попали в цель — это может быть малейший сдвиг, который внезапно перевоплощает объект без всяких ухищрений.
Некоторые решения для iPad настолько неординарны, что появляется искушение рассказать об этом всем. Однако, ирония в том, что люди вовсе не задумываются о трюках, которые легли в основу удачного решения тех или иных задач. Но такова наша работа, и я думаю, все понимают сколько титанических усилий стоит за каждым готовым продуктом.
В: Действительно ли потребитель ценит хороший дизайн?
О: Есть одна вещь, которую я хорошо усвоил за последние 20 лет: хоть людям и сложно объяснить, почему им нравится тот или иной продукт, как потребители все мы очень проницательны. Мы чувствуем где при проектировании было вложено много заботы, а где только цинизм и жадность. Это то, что нас очень воодушевляет.
В: Пользователи невероятно привязаны к продуктам Apple, почти одержимы ими, почему?
О: Быть может, это прозвучит банально, но я все еще помню свой шок от первого знакомства с Маком. И я до сих пор помню что тогда ко мне пришло понимание ценностей людей, которые его, Мак, сделали.
Я думаю, что эмоциональная связь с продуктами Apple происходит от ощущения нашей заботы и всей той работы, которую мы вложили в создание наших продуктов.
P. S. Оригинал интервью можно прочитать на сайте London Evening Standard
Автор: 1inuxoid