Вот из таких останков электромобилей умелец собирает целые. Он хотел бы открыть неофициальный центр по ремонту Tesla, но боится, что компания не позволит ему этого сделать
Право на ремонт — то, чего добивается сообщество специалистов по электронике, автомобилям, сельскохозяйственной технике. Дело в том, что крупные компании, которые выпускают различные системы, устройства и механизмы, запрещают их ремонтировать в случае поломки. Естественно, все это сдабривается словами о заботе о самих покупателях — дескать, только квалифицированный специалист может все отремонтировать так, чтобы потом не было мучительно больно.
На самом деле существует далеко ненулевая вероятность (скажем, 148% 99,999%) того, что все эти компании просто стараются побольше заработать. Ремонт во многих случаях — дело недешевое. В качестве примера можно взять замену экрана телефона iPhone в официальном сервисном центре и своими руками (в том случае, если они ровные). В сервисном центре вполне могут взять 100-150 евро за замену экрана обычного iPhone 6, не говоря уже о старших моделях. Если же менять дисплей самому, заказав его из Китая, это обойдется раз в 10 дешевле (цена китайского качественного дисплея для iPhone 6 — около 15 евро). Но те самые крупные компании в прямом смысле слова вставляют палки в колеса умельцам, которые способны ремонтировать все сами.
Так, в 2016 году журналисты смогли раздобыть документальные доказательства того, что Apple выплачивает денежные вознаграждения чиновникам, которые выступают против законопроектов о «праве на ремонт». Эти законопроекты пытались провести сразу в четырех штатах США — Миннесоте, Небраске, Нью-Йорке и Массачусетсе. В них предлагалось обязать производителей электроники, транспортных средств и т.п. предоставлять независимым ремонтным мастерским и индивидуальным лицам программные и аппаратные инструменты, требуемые для выполнения ремонта, которые использует сам производитель.
Сказанное касается не только Apple. Многие другие компании поступают еще хуже. Если корпорация из Купертино хотя бы не препятствует неофициальному ремонту своих устройств (пускай и при помощи деталей вторичного рынка), то такая компания, как John Deere напрямую запрещает самостоятельно обслуживать свои тракторы. И если трактор этой компании ломается, то фермеру из удаленного региона приходится ждать сервис-мэна из ближайшего центра техобслуживания, бросив все. Работа стоит, а специалист может приехать, порой, лишь через пару дней. И хуже всего то, что поломка может быть очень незначительной — например, что-то случилось с ПО трактора.
Tesla тоже против
В том смысле, что компания Tesla Inc. тоже против права на ремонт своих электромобилей. Прямых запретов вроде бы и нет, но сделать что-то своими руками сложно в силу отсутствия деталей.
Но даже в том случае, если детали в наличии, то специалисту по ремонту (неофициальному) все равно запрещают что-то делать. В качестве примера можно привести пользователя YouTube с ником Rich Rebuilds. Сам себя он называет «Доктором Франкенштейном Tesla». Дело в том, что он изучает внутренности вышедших из строя электромобилей (утопленников, жертв пожаров и ДТП) и пытается собрать из нескольких «трупов» один живой электромобиль.
Он собирает запчасти от Tesla, которые не поддаются ремонту для того, чтобы использовать их для восстановления электромобилей, которые не безнадежны. «Доктора Франкенштейна» на самом деле зовут Рич Бенуа.
Началось все с того, что он сам хотел приобрести Tesla. Но цена в $80 000 показалась Ричу завышенной. И он начал искать возможность сэкономить, занимаясь изысканиями в сети. Один раз ему попался на глаза привлекательный ценник, но за Tesla, которая побывала в воде. «Утопленники» даже среди обычных автомобилей считаются почти непригодными для использования, а здесь речь шла о высокотехнологичном устройстве с огромным количеством электронных компонентов. «Я подумал, насколько сложно может быть восстановить этот электромобиль? Может быть, бросить его в мешок с рисом?», — шутит Рич.
Наконец, он приобрел несколько вышедших из строя электромобилей, и начал собирать из двух «трупов» живую машину. Все свои действия Рич выкладывал на YouTube, для того, чтобы и другие пользователи сети могли увидеть, что можно, а чего нельзя делать с Tesla.
Сам он — не автомобильных дел мастер, а ИТ-специалист, который имеет неплохую работу в Бостоне. Когда он узнал о Tesla, то электромобили сразу ему понравились. Но через время он понял, что компания вовсе не приветствует попытки заняться DIY-сервисом. К примеру, Tesla не разрешила своему экс-сотруднику открыть магазин запчастей и заниматься ремонтом электромобилей в Дании. Правда, на данный момент у него уже есть официальный договор с компанией.
На данный момент Рич уже восстановил свою первую Tesla (без всяких сервисных центров) и занимается приведением в порядок второго электромобиля. Его работа привлекла внимание сообщества Tesla. Он также открыл группу в Facebook для тех, кто желает купить или продать запчасть от электромобиля Tesla. Сформировалось целое сообщество любителей Tesla-мобилей, которые требуют предоставления права на ремонт. Энтузиасты вступают в группу отовсюду — от Норвегии до Южной Африки.
По словам Рича, он теперь мечтает об открытии неофициального сервисного центра электромобилей Tesla, но боится юридических последствий. «Я бы хотел сделать это, но я знаю, чем все закончилось для тех, кто попытался открыть подобные центры. Они закрывались через несколько месяцев после открытия. И Tesla не давала им необходимые инструменты для работы», — говорит Рич.
Представители компании на данный момент не дают комментарии относительно сложившейся ситуации. Но неофициальные отклики все же есть. И они поразительно похожи на те, что по поводу сторонних сервисных центров говорили в Apple. Речь идет о «необходимости профессионального ремонта, специалистами, которые знают, что делать, чтобы не допустить дальнейших проблем с эксплуатацией транспортного средства, которое выходит на дороги общего пользования». В принципе, доля правды в этом есть — автомобиль это не телефон, если он поломается прямо на дороге, это может повлечь за собой не просто аварию с порчей имущества, но и стать причиной смерти участников ДТП.
С другой стороны, автомобили практически всех иных марок без проблем ремонтируются в сторонних центрах, включая «гаражи», которые так популярны в родном отечестве. И никто не говорит об опасности выполнения ремонтных работ неспециалистами.
Надежда все же есть
О праве на ремонт говорят все громче, и чиновники с политиками прислушиваются к этим голосам, по крайней мере, в США. Так, Сенат штата США постановил начать «глубокое изучение» самой концепции права на ремонт.
Постановление было анонсировано 25 июля. В штате будет создан специальный комитет, который займется изучением всех нюансов права на ремонт, с рассмотрением точки зрения как тех, кто желает ремонтировать что-либо самостоятельно, так и тех, кто не хочет допустить подобных «вольностей».
В случае подтверждения правоты сторонников права на ремонт в Массачусетсе (а потом, надо думать, и в других штатах) официальных производителей чего бы то ни было обяжут предоставлять неофициальным сервисным центрам инструменты и ПО для выполнения необходимых работ. Речь идет не только об Apple или John Deere, но и о других компаниях, включая Tesla. Компаниями придется предоставлять диагностическое программное обеспечение, доступы к сервисам, обновлениям и заплаткам, необходимым сторонним ремонтникам.
Вполне может быть, что сообщество сторонников ремонта своими руками таки отстоит свои права, и тогда Apple и другим производителям придется делиться всем и вся со сторонними компаниями. Конечно же, за деньги, никто и не говорит о бесплатной помощи
Кстати, именно в Массачусетсе и началось движение сторонников права на ремонт. Отдельные голоса в защиту этой концепции звучали уже давно, но в 2012 году сформировалось целое сообщество, которое стало бороться за свои права. Определенные положительные сдвиги есть — например, производителей автомобилей обязали делиться информацией о сервисном обслуживании своих машин с неофициальными центрами.
Комиссия, о которой шла речь выше, включает 23 человека. В нее входят законодатели, специалисты по ремонту, юристы и представители многих других сфер.
В 2015 году представители лагеря сторонников права на ремонт одержали победу при помощи специалистов по авторскому праву, которые работали абсолютно бесплатно. В этом процессе участвовали Electronic Frontier Foundation, Public Knowledge, Институт интеллектуальной собственности Южной Калифорнии и многие другие. Усилия увенчались успехом — Бюро авторского права США в 2015 году утвердило больше исключений, чем когда-либо. Одно из исключений касалось ремонта тракторов.
Оговорки касались личности того, кто имеет права на ремонт, и эти права предоставили лишь владельцу тракторов. Никому иному заниматься сервисным обслуживанием, профилактикой или ремонтом не позволено. Ну а далеко не все фермеры являются специалистами по тракторам. Да, работать с ними они умеют, но современные системы весьма сложные, и сделать что-то с ПО или аппаратным обеспечением может далеко не каждый.
Что касается Tesla — пока что неясно, может ли компания препятствовать ремонту своих электромобилей неспециалистами, или же она должна предоставлять таким умельцам, как Рич, все необходимые инструменты и оказывать консультационную поддержку. В принципе, логичным было бы помогать покупателям своих систем, или хотя бы тем, кто является поклонником этой продукции. Но, к сожалению, логика и действия правообладателей/производителей зачастую расходятся в диаметрально противоположных направлениях.
Хотелось бы надеяться, что в Массачусетсе смогут добиться своего — а за этим штатом последуют и другие регионы и страны.
Автор: Максим Агаджанов