Двухэтапная аутентификация. Хорошая идея, но на практике только упрощающая получение доступа к вашим данным, т.к. включает в себя слишком много дополнительных участников, которые тоже могут иметь свои уязвимости.
Давно собирался написать об этом, но как то не доходили руки. На днях уже на себе ощутив всю прелесть данного метода защиты, решил что время таки пришло.
Итак, двухэтапная аутентификация подразумевает под собой дополнительную защиту ваших электронных данных через привязку мобильного телефона и подтверждения входов или иных операций через SMS.
Ситуация: человек теряет телефон. В моем случае, не новый, но любимый, телефон подаренный девушке. Спустя пол часа после «утери» его успешно отвязывают от iCloud. На телефоне был установлен нестандартный пароль разблокировки, активирован TouchID, пароль iCloud уверенно попадает под категорию сложных. Телефон блокирован через службу FindMyIphone.
Первый кейс
Злоумышленник узнает Apple ID под который подвязан телефон, а также номер телефона. Методов для этого — на любой вкус, так что пропустим этот момент. Допустим это почта зарегистрированная в Google.
Действие первое: человек заходит на адрес почтовика и жмет восстановление пароля к имеющемуся адресу, выбирая смс подтверждение.
Действие второе: телефон защищен паролем и отображение входящих сразу на экране отключено. Окей, просим Siri озвучить последнее сообщение и несмотря на блокированное устройство — получаем код.
Альтернативный вариант: после отправки смс, выбираем звонок и спокойно принимаем его на блокированном устройстве. Код получаем через озвучивание его IVR’ом.
Действие третье: вводим код сброса пароля в форму почтовика, придумываем новый пароль и получаем контроль над учетной записью.
Действие четвертое: идем на appleid.com запрашиваем сброс и получаем код для этого на уже захваченную почту.
Действие пятое: отвязываем устройство от учетной записи, проделав уже совсем простые операции по смене секретных вопросов.
Занавес.
Стоит отметить, что процедура восстановления доступа к аккаунту Apple, может отличаться и в некоторых случаях подразумевать и более легкий способ — выбор в форме восстановления доступа к аккаунту «телефон» и получения кода для ввода пароля напрямую на сайте Apple ID. Способ работает в случае, если устройство уже некоторое время закреплено за учетной записью и защищено паролем или TouchID. Не будем останавливаться на этом.
Второй кейс
Предположим, злоумышленнику требуется получить доступ к данным, но телефона к которому подключено подтверждение через номер доступа нет. Более того, в отличии от первого кейса, злоумышленник изначально знает «кого» он пытается взломать. Целью выступает почта.
Не возьмусь говорить о других странах, но в Украине у операторов сотовой связи существуют процедуры, следуя которым и ответив на определенные вопросы оператора кол центра можно попросить сброс пароля личного кабинета.
Действие первое: Злоумышленник звонит в том время, когда жертва спит, в КЦ оператора, с любого телефона, говорит, что ему требуется получить доступ к личному кабинету, но перезвонить с телефона к которому этот кабинет привязан возможности нет. Далее следует серия вопросов, ответы на которые несложно получить заранее. Не буду останавливаться на этом пункте, но примерно с пяти попыток, не привлекая внимание и используя разные номера телефона для тестовых звонков в КЦ можно собрать список всех необходимых вопросов, которые одинаковы и для получения информации по расходам абонента, и для восстановления сим карты абонентов предоплаченной формы связи и для восстановления доступа к личному кабинету.
Действие второе: злоумышленник получает доступ к кабинету жертвы, где устанавливает переадресацию всех звонков на свой номер телефона. Или же переадресацию SMS, если это технически позволяет кабинет.
Действие третье: на gmail запрашивается сброс пароля через номер телефона. После отправки смс, можно указать, что оно не было получено и запросить звонок, тестово, кнопка звонка появилась через 60 секунд после отправки SMS.
Действие четвертое: получив код для сброса пароля на gmail через IVR почтовика, злоумышленник получает доступ к почте жертвы, и соответственно, к большей части аккаунтов, которые закреплены за этой почтой.
Выше я указывал, что такие действия обычно выполняются в ночное время суток. Расчет на то, что при получении SMS с кодом, жертва его не увидит т.к. будет спать. Если же личный кабинет мобильного оператора жертвы взлома поддерживает функцию установки переадресации SMS сообщений, время суток перестаёт играть роль.
Третий кейс
Кейс может быть применен, когда жертва взлома представляет определенный финансовый или личный интерес, лежащий за пределами «почитать переписку в соц. сети» или разблокировать ворованный телефон. Третий кейс идентичен второму, однако подразумевает большие денежные затраты.
Несложно найти человека, который будет устроен на работу в КЦ интересующего оператора связи, где уже с первых дней стажировки, этому сотруднику представят личный пароль к системе обслуживания абонентов, в том числе к функции просмотра детализации звонков (с или без последних цифр, возможно), а так же панели управления пользовательскими сервисами, в том числе переадресациями, о которых писал в кейсе выше. Возможно, личный пароль будет предоставлен позже, в таком случае, обучение нового сотрудника производят на логинепароле уже опытного сотрудника КЦ, который с большей долей вероятности уже имеет доступ ко всем нужным функциям. Данный кейс затратен, только если не с чем сравнивать и, разумеется, целиком зависит от цели.
Используя приведенные элементарные кейсы, или их вариации, на которых нет смысла останавливаться, достаточно несложно получить доступы к различным сервисам и кабинетам. К сожалению, хорошо работающие меры защиты при комбинировании, порой, могут дать обратный результат лишь повысив шанс взлома.
Методы защиты: не использовать двухэтапную аутентификацию в любых важных сервисах. По возможности, избегать добавки используемого номера телефона в любых интернет сервисах, даже если номер в итоге скрыт настройками приватности. Он может быть скрыт из отображения, но получен через средства поиска или восстановления паролей этих же самых сервисов.
В части операторов связи действуют иные процедуры обслуживания абонентов, в той или иной мере повышающие безопасность пользователя, однако в любом случае — вопрос лишь в том, насколько лично вы интересны тому, кто будет работать над получением доступа к вашим личным данным. Кроме того, я постарался поверхностно описать возможные и проверенные векторы атаки, но это не означает, что я описал их все, как не означает и то, что защищаясь от одних, мы не подставимся под другие.
В завершении поста, хочу добавить, что не являюсь экспертом в вопросах ИБ, не имею к ней никакого отношения по роду занятий, скорее это просто личный интерес.
Это моя первая публикация. Не судите строго, возможно, для кого то я описал очевидные вещи, но может быть кому то другому эта информация будет полезной и позволит хоть немного сократить шанс потери или компрометированы своей личной информацией.
Автор: https