Кремниевая Долина мертва — да здравствует Кремниевая Долина…

в 22:44, , рубрики: apple, Google, Исследования и прогнозы в IT, робомобили

Кто я такой?

Я попал в Кремниевую Долину (КД) примерно в то же время, когда нас впервые перенесли в «далёкую-далёкую галактику». Начинал с магазина Byte, 48KB Apple II+, автоматических номеронабирателей и модемов на 300 бод. Работал в КД 25 лет. И сейчас там интересно, как никогда ранее.

Кремниевая Долина, продукт для потребителей

Установим эволюционные циклы, чтобы лучше понять непревзойдённое творческое самоуничтожение КД.

image

КД версия 0.1 (альфа, 1956–1977, никаких потребителей). Строго говоря, КД началась с основания Shockley Semiconductor, из которых через год вышли Fairchild, а в 1968-м – Intel. Но я рассматриваю этот период как 20-летнюю альфа-версию, поскольку тогда у них не было никаких потребителей.

КД 1.0 (персональная, 1977-1992, десятки миллионов потребителей). Появление близняшек Apple II и Atari VCS/2600 in 1977 (у истоков обеих стояли Стив Возняк и Стив Джобс) ввело КД в сознание потребителей как поставщика полезных и привлекающих внимание машин.

КД 2.0 (в контакте, 1992-2007, сотни миллионов потребителей). В 1992 America Online for Windows (а в следующем году — Mosaic Internet browser) положили начало этому циклу. Он включает подъём пользовательского интернета, и вместе с ним — появление Amazon для покупок и Google для поиска.

КД 3.0 (мобильная, 2007-2022, миллиарды потребителей). Представление iPhone как «это iPod, телефон и интернет-коммуникатор» ввело нас в тот цикл, в котором мы сейчас и находимся. И, какой бы он ни был захватывающий…


Мобильные устройства недостаточно сильно разрекламированы

Смартфоны (и в каком-то смысле, планшеты) – не только самые ценные информационные устройства для нынешнего поколения (и более персонализированные, чем интернет на десктопе), или даже у нескольких поколений (они более сложные, глобальные, доступные и часто используемые, чем телевидение).

Предсказание: мобильные устройства так и останутся самыми ценными информационными устройствами.

Мощное устройство с экраном, которое находится в вашем кармане весь день, и соединено со всеми и всем, что им нужно, неотличимо от магии. Оно представляет собою больше, чем сумму всех наилучших частей всех предыдущих инфоустройств. Глубина печати, мобильность радио, эмоции телевидения, целеустремлённость цифровых технологий…

Они улучшают нашу социальную жизнь, а также экономическую и политическую стороны жизни. И три самых ценных сервиса – Google (организовывает миллиарды единиц информации), Facebook (миллиарды людей) и Amazon (миллиарды вещей).

Если окончание КД версии 3.0 будет похоже на 1.0 и 2.0, у нас осталось ещё порядка 7 лет.

Предсказание: От коммуникаций, присутствующих у нас, мы перейдём к коммуникациям, присутствующим на нас. Мир будет не только у нас в карманах и ладонях, но и на запястьях и носах.

Аксессуары, которые помогают нам чувствовать нашу связность с миром каждую секунду (носимые гаджеты вроде Apple Watch) или более глубоко (виртуальность наподобие Oculus Rift, Samsung Gear VR или Google Cardboard и дополненная реальность вроде Microsoft Hololens или Google Magic Leap). Как и другие технологии, эти аксессуары сделают большие шаги в их третьем поколении, поэтому будьте готовы к тому, чтобы почувствовать усиление связности, начиная с 2019 года. Да, мобильные устройства, их сервисы и аксессуары – то, чем наиболее славна третья версия КД. Но мы не закончим с этим, пока не наступит…

Истинная мобильность

На рубеже КД 4.0 (примерно в 2022 году) люди получать возможность находиться на связи где угодно. Но расстояния, разделяющие нас, не подвергались инновациям уже лет сто. Мы не будем по-настоящему мобильными (по определению, «способными двигаться свободно и легко»), пока автомобили не получат все преимущества вычислительных мощностей и систем связи. Это может начаться, как и два из трёх предыдущих циклов КД (Apple II и iPhone), с прекрасной интегрированной системы за авторством Apple.

Предсказание: Apple представит беспилотное средство передвижения.

Несмотря на борьбу «Apple против всех остальных, поддерживаемых Google» на поле смартфонов, Apple пойдёт против конкурентов, используя платформу робомобилей, разработанную в Google. А все остальные – Tesla, Mercedes, и прочие, примут на себя ту роль, которую Samsung играет для Google в области смартфонов.

Движение в неожиданном направлении

В связи с изложенными предсказаниями возникают три вопроса.

1. Почему Apple (а не Google, Tesla, BMW, Mercedes, и т.д.)?

Хотя Apple и придётся нагонять отставание, в особенности в областях производства механизмов и аккумуляторов, у них есть дизайн, системная интеграция, рыночный охват, мощная цепочка для обеспечения поставок, много денег, бренд и преимущества в выходе на рынок. Хотя у традиционных автомобильных компаний, вроде Mercedes, Volkswagen Group или BMW, есть десятки и сотни своих специалистов в КД, работающих над робомобилями, эти цифры затмеваются возможностями Apple (или Google), где уже, по слухам, над этим трудятся тысячи человек. При этом Apple/Google не должны каждый раз обращаться за разрешением и ресурсами в домашний офис в Штутгарте, Вольсбурге, Мюнхене, Детройте или Токио.

2. Почему конечный продукт (типа iPhone), а не платформа (типа CarPlay)?

Ужасающие провалы, последовавшие в те моменты, когда Apple разрешала другим делать продукты для конечных потребителях на основе их технологий (вспомним клоны Мака и MOTO ROKR E1), научили Купертино не заниматься более такими вещами – они не делают это уже лет десять.

3. Почему 2022 год, если у Google робомобили есть уже сегодня?

Ключевой момент в робомобилях – доставка пользователя от двери до двери на 100% без его участия, включая технически сложные поездки по обычным улицам в жилых кварталах. Даже Google и Tesla не обещают нам 100% беспилотные автомобили ранее 2020 года. А зная, как такие вещи делаются в КД, мы свободно можем накинуть им пару лет.

И даже при всей этой аргументации есть три серьёзных причины для того, чтобы Apple не встревала в разработку средств передвижения:

1) Новый тип и новый масштаб для производства. Apple за последние 20 лет работала над уменьшением гаджетов. Зачем им вдруг вздумается штамповать квадратные метры стали?

2) Процент маржи меньший, чем обычно. Даже у BMW маржа на корпоративном уровне составляет 10%. Для такой конторы, как Apple, привыкшей к марже в районе 50%, это жестоко.

3) Необходимость в новых розничных площадках и инфраструктуре. Традиционная продажа авто (даже без необходимости поддержки модельного ряда) потребует серьёзных вложений в недвижимость. Хотя, можно представить, что они будут показывать машины в существующих магазинах, а для тест-драйва привозить их прямо по адресу.

Но в итоге преимущества перевесят:

  • Улучшение качества жизни людей. Apple не упустит возможности объединить людей, уменьшив психологическое и физическое отвлечение на вождение автомобиля до нуля.
  • Сохранение жизни людей. 90% ДТП происходят из-за ошибок людей (в мире ежегодно погибает 1,2 млн. людей и 20 млн. получают повреждения. От 45% до 60% смертей случаются в ДТП, где участвовала только одна машина – как раз самый подходящий случай для замены машин на робомобили). Если Apple создаст продукт, противостоящий самой распространённой причине смертности среди людей от 15 до 29 лет, устраняющий ДТП, произошедшие по вине пьяных водителей (30% от общего количества аварий) и ДТП, случившиеся из-за отвлечения водителя (18% от всех ДТП), это будет круче всего, что мы видели раньше, и будет превзойдено только, когда Apple изобретёт телепортацию году в 2122-м.
  • Это приведёт к сильному росту бизнеса,- даже такого, как бизнес Apple. Прибыль со штуки может составить до $2500 (это как 10% с машины стоимостью в $30000 у BMW), при том, что рынок оценивается в 40 млн. штук в год в мире. И они сделают с продукцией Lexus, BMW, Mercedes, Audi и Acura (каждый из которых продаёт от 1,3 млн. до 1,8 млн. машин в год) то же, что их телефоны сделали с Blackberry, Nokia и Motorola. Продавая по 2 млн. штук в год, они могут получить годовой доход порядка $50 млрд., из которых $5 млрд. будет составлять маржа.
  • главному дизайнеру компании Джони Айву будет интересно ездить на работу следующие десять лет (тег «ирония»)

Чем может стать Apple Car

Предсказание: Apple начнёт с автономного электрического двухдверного авто для поездок на расстояния до 150 миль. Потребуется построить прорывную платформу и сделать её доступной для премиальных пользователей, покупающих своё первое авто. За ним может последовать седан, способный преодолевать большие расстояния, или даже кросовер.

image
Представьте, что справа добавится лобовое стекло робомобиля

Если Apple задействует в своём авто технологию изменяемой прозрачности лобового стекла, скомбинирует её с интегрированными ЖК-дисплеями или проекторами, то робомобиль превратится просто в самый большой экран в семействе их устройств. Расстояния будут измеряться не в километрах, а в количестве просмотренных фильмов от Pixar или эпизодов 9-го сезона сериала «Кремниевая долина» от HBO.

КД 4.0 – победители и проигравшие

Apple (продукт), Google (платформа), Facebook (время и местоположение людей) и Uber (контроль над автомобильным трафиком и «перевозки как сервис», когда в компанию начнут вливаться роботакси) могут серьёзно выиграть.

Lexus, BMW, Mercedes, Audi и Acura (а может быть, даже и Honda, Toyota и Ford) могут потерять не менее трети их суммарного рынка, ибо может случиться так, что лишь одна компания получит возможность выпускать машины для Google'вской платформы.

Точно вовремя

Чувство истинной мобильности постигнет нас как раз в тот момент, когда Кремниевой Долине в 2027 году исполнится 50 лет. Но не волнуйтесь. Вам не придётся везти ваших детей на эту вечеринку – Apple Car сделает это за вас.

Автор: SLY_G

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js