«Высокие вещи должны вмещать и низкие, хотя и в другом состоянии» (с) Платон
Скажите, вам было бы очень интересно смотреть передачу, где часами занимаются вязанием? Норвежцам интересно: более 1,2 млн потомков грозных викингов наблюдали за сшиванием свитера более 12 часов, поддерживая своих чемпионов и давая им рекомендации в онлайн-чате. Всё это – лишь бы побить рекорд Австралии по вязанию. Не вышло. Но вообще чего-то подобного от сверхблагополучного королевства и нужно было ожидать.
Есть более гротескные передачи этого жанра. Например, Ready4Marriage: замбийское шоу, где команды, состоящие из будущих семейных пар соревнуются в чистке туалетов, глажке одежды и вытирании полов – всё за субсидию размером в $9 тыс. (большие, по местным меркам, деньги + победителей ждёт полная оплата свадьбы) для молодожёнов. «Ну а что – будущая жена должна уметь наводить порядок дома» — говорят создатели передачи. Впечатления у рецензентов смешанные, но зрителям нравится и они просят продолжения. Особенно популярным оказался третий сезон, где к женитьбе готовили…эм, бывших «жриц любви». Между прочим, вполне неплохая задумка, помогающая реабилитировать неблагополучных граждан.
В Пакистане, в религиозной телевикторине «Аман Рамадан» победители получают мотоциклы, кухонные принадлежности, мебель и…детей: не так давно одной ничего не подозревавшей семейной паре, победившей в конкурсе, вручили младенца. Ребёнка нашли волонтеры местной НПО, занимающейся устройство брошенных детей. И, что характерно, новоиспечённые родители остались довольны и ребёнок теперь растёт в семье.
Следуя заветам Хёрста, создатели телепередач не забывают и об основном инстинкте. В британской программе Sex Box в полном соответствии с названием люди занимаются сексом в изолированной камере, чтобы потом выйти оттуда и обсудить произошедшее с ведущим и аудиторией. У всего этого высокий смысл – шоу является частью кампании Channel 4 по дискредитации порнографии: т.е. до людей как бы доносят «правду о настоящем сексе». На другом конце Британской империи дела на этом фронте тоже идут неплохо: в австралийском реалити-шоу с «говорящим» названием Virgins Wanted главные участники занимались…ну ладно, скажу прямо – продажей права первой ночи с собой. Создателю передачи правительство пригрозило обвинениями в организации секс-трафика, а участница из Бразилии победила, получив почти $780 тыс. (от 53-летнего японского бизнесмена). Но не волнуйтесь – по её словам ничего не было. Потом она и вовсе объявила о начале нового аукциона.
Но не всё же похабные шутки шутить, реалити-шоу могут выполнять и полезные функции. Если вы помните, то в 1970-е Камбоджа пострадала от действий режима «красных кхмеров» – было убито 2 миллиона человек, множество людей пропали и многие семьи были разрушены. В передаче «Это не сон» ведущий и аудитория занимаются воссоединением семей с пропавшими родственниками и получается у них это очень неплохо. Со времени старта передачи заявки подали более тысячи семей и помочь пока удалось не всем, но учитывая какой след оставили действия Пол Пота в жизни страны – передача более чем актуальна.
Все эти телешоу очень разные. Смешные и грустные, религиозные и непристойные, но всех их объединяет одно – это разные любопытные формы взаимодействия с аудиторией. Людей успешно вовлекают в диалог, попутно решая некоторые социальные задачи: бывшие проститутки получают шанс начать новую жизнь в стране с удручающе низким уровнем ВВП на душу населения, подростки из развитых стран становятся гораздо умнее и осмотрительнее в вопросах интимной жизни, сироты обретают любящих родителей, семьи воссоединяются после многолетней разлуки, а норвежцы…что ж, норвежцы доказывают что я, может быть, был неправ насчёт отрицательного влияния реалити-шоу на людей. А вообще, радует, что сегодня зритель всё-таки определяет повестку дня на ТВ в куда большей степени, чем это было в 1990-х.
Автор: baklanovma