Дмитрий Ставиский занял пост генерального директора онлайн-сервиса для изучения английского языка LinguaLeo в июне 2014 года. В мае 2015 года сервис LinguaLeo планировал сократить штат на 30%, сообщал «Мегамозг». Такое решение объяснялось неблагоприятной экономической ситуацией. Оставшимся 70% сотрудников собирались урезать зарплаты. В итоге проект потерял половину сотрудников.
Генеральный директор рассказал Roem.ru о том, как компания переживала кризис, о стратегии ее дальнейшего развития и самоокупаемости.
«Мегамозг» выбрал самые интересные цитаты из интервью.
О текущем положении дел в компании
Да, все стало налаживаться какое-то время назад. Поэтому сейчас открыто несколько вакансий.
Мы начинали экспансию в расчете на инвестиции, которые в новых условиях [кризиса] не материализовались, поэтому мы решили, что нужно развиваться на собственные средства. Прикинули, сколько можем зарабатывать, и сделали сбалансированный бюджет, по которому нужно было в два раза сократить расходы. А для такой компании как мы, сокращение расходов — это прежде всего сокращение персонала, что и пришлось сделать.
Перед тем, как увольнять людей, мы заморозили платный маркетинг, начиная с зарубежных рынков. Сократили немного маркетинг и в России. Переехали в новый офис, это была существенная экономия — старый был дорогой. Оптимизировали хостинг на Amazon.
С июля у нас сбалансированный бюджет. Мы вышли на самоокупаемость, всё что зарабатываем мы сразу вкладываем в продукт.
Июль и август у нас, если посмотреть по продажам в рублях, лучше, чем в прошлом году. Это радует: мы видим, что, несмотря на кризис, спрос на качественное и недорогое обучение остается.
О полученных инвестициях и возможности обойтись без сокращений
Нет. Если бы не те инвестиции, было бы еще хуже. Потому что у нас очень сезонный бизнес. И разница между январем и летом — в разы. Поэтому нам нужны были деньги, чтобы покрыть кассовый разрыв.
Когда были сокращения, мы уже знали, что будут эти деньги. План был в расчете на это. Там был Social Discovery и немного Runa Capital.
О неудачном выходе на мировой рынок
Ну, если б у нас все было хорошо на мировых рынках, то у нас бы все было хорошо и здесь. Насчет того, что были недостаточно активны. Мы просто были не готовы. Ресурсов не было.
Тут взаимосвязь: если продукт очень крутой, то можно выходить очень малой ценой; а если продукт не готов, то нужен серьезный маркетинг, на который у нас не было денег. Поэтому сейчас международная экспансия на паузе, а фокус на продукте.
Доработаем продукт — вернемся к завоеванию вселенной.
О поиске новых инвестиций
Сейчас с инвестициями в России очень тяжело, мы вернемся к этой теме поздней осенью или зимой. Мы довольно активно говорили с инвесторами, и стало понятно, что, чтобы получить серьезные инвестиции, нужно сбалансировать бюджет и доработать продукт. То есть то же самое, что и для органического роста. Поэтому сейчас мы временно разговоры с инвесторами заморозили.
Через пару итераций работы над продуктом, мы снова начнем этот разговор. Вообще, мы можем надеяться на инвестиции, но не рассчитываем на них. Пока растем органически. Мы спокойно развиваемся органически, на свои [деньги]. Если нам удастся поднять деньги, будем развиваться быстрее, вот и все. Что желательно, мы не одни на рынке.
О конкурентах
Прямых нет. Но изучение языков вообще и английского в частности — это большой рынок. Онлайн и офлайн рынок изучения языков — это около $60 миллиардов, из этого две трети приходится на английский. Пока такого подхода, как у нас, напрямик никто не пробовал. Кто-то делает очень узкие тренировки, один навык прокачивает. Кто-то делает видео, дистанционное обучение с преподавателем — хороший сервис, но это совсем другая экономика, сервис получается дорогой.
У кого-то фокус на совсем начинающих, но зато все возможные языковые пары. А у нас фокус на английский, потому что это две трети от рынка по изучению языка, у нас максимально широкий набор языковых навыков и малая цена. Мы строим массовый доступный сервис.
О самом эффективном способе изучения английского языка
Мы делаем удобно и эффективно. А тем, кто уже занимается, не пытаемся их оторвать от других способов обучения, а даем дополнительный инструмент. Мы считаем, что самый эффективный способ изучения английского — с учителем, как угодно — в классе, по Skype, — плюс LinguaLeo. Вы не будете заниматься с преподавателем семь раз в неделю, кроме каких-то исключительных обстоятельств. Реально же это два-три раза в неделю по 45−60 минут.
А с LinguaLeo можно заниматься чаще — по 5−10 минут, стоя на остановке, сидя в метро, в очереди. Мы качественно дополняем преподавателей для тех кто это может себе позволить, или же даем инструмент для самостоятельных занятий.