У вас натянутые отношения с английским? Как их наладить, залатав травму прошлого

в 4:48, , рубрики: английский язык, испытания, карьера, препятствия, психология, саморазвитие, установки

… Учитель бросил на меня свой презрительный взгляд и громко, чеканя каждое слово, сказал «Мда, Моисеев, английский это совсем НЕ ТВОЁ. Садись!» Я рухнул на стул, придавленный стыдом и насмешками одноклассников, и опустил глаза, чтобы ни с кем не пересекаться взглядом 😰

Это выдуманная история, которая лично со мной никогда не случалась, но в ней есть правда … правда моих учеников, которые прошли через это унижение в детстве и заработали травму, поставившую жёсткий блок на всём, что связано с английским языком.

А вот случай из практики Анастасии, моей жены, которая, как и я, преподаёт английский:

Ко мне обратилась женщина средних лет с желанием поднять уровень разговорного английского. Однако вскоре стало ясно, что дело не только (и не столько) в языке. В молодости у неё был травматичный опыт: профессор в университете унижала её за акцент, который, как оказалось, был классическим британским диалектом. Но даже если бы это было не так, какая разница? Задача преподавателя не вызвать отвращение к себе и своим навыкам, а помочь поверить в свои силы и развить их …

Подобные ситуации, когда неоправданно навязывают чувство стыда, встречаются не так уж и редко. Раз вы дочитали до этого момента, то, вероятно, внутри вас что-то отозвалось, и, вполне возможно, с вами или вашими знакомыми случалось что-то похожее.

Если этими историями я вас триггернул и погрузил в мрачные эпизоды прошлого, прошу прощения и крепко обнимаю — могу только представить сколько в этом боли. Не было намерения кого-то обидеть. Я поставил перед собой задачу — вывести проблему на поверхность и предложить варианты её решения.

Знаете, что самое сложное в преподавании английского? Это не выстраивание системы, не поиск релевантного контента, не трекинг прогресса … нет. Самое сложное в преподавании английского — это борьба с внутренними демонами ученика, которые постоянно мешают процессу и норовят всё расхреначить.

Травматичный опыт из прошлого, о котором я рассказал выше, — один из таких уродливых демонов, порождённых бестактным «преподавателем» и «поддержкой» окружения. Вы как-то криво выразились на уроке английского и тут же получили едкий фидбек в форме упрёков и насмешек. Эти внешние сигналы тут же отозвались внутри чувством стыда и отпечатались в сознании пуленепробиваемой установкой «Английский — это боль! Не влезай! Убьёт! ☠️», которая теперь мешает жить.

Как ни крути, без английского сейчас никуда, если целитесь работать в международной команде. Вы это понимаете и без меня, но когда логика приводит к мысли, что нужно заниматься английским, чтобы расти, эмоциональная система включает красную сирену и дёргает стоп-кран. Это, кстати, хорошая иллюстрация известной поговорки — «И хочется и колется»

И что теперь делать с этим? Простой ответ в одно короткое предложение: работать с навязчивой установкой.

Чтобы копнуть чуть глубже, я обратился к Максиму Шишову, своему знакомому психологу, который интересно пишет о том, как разбираться со своими тараканами. Сейчас он и расскажет, как бороться с установкой, чтобы избавиться от болезненного отношения к английскому языку. Передаю слово Максиму:

Это Максим Шишов. Познакомился с ним лет десять назад. Интересный человек, который умеет докопаться до сути и разложить всё по полочкам

Это Максим Шишов. Познакомился с ним лет десять назад. Интересный человек, который умеет докопаться до сути и разложить всё по полочкам

Когда какое-то занятие, будь-то изучение английского или танцы, кажется вам пугающим и невозможным, то дело не в самом занятии, а в тех невыносимых эмоциях, с которыми вы сталкиваетесь, когда приступаете к этому занятию. Чаще всего эта невыносимая эмоция не что иное, как стыд. Откуда он взялся?

А взялся он из-за реакции других людей. Именно из-за неё вы стали чувствовать себя никчёмным, неумелым человеком, который не способен выучить английский. Именно поэтому у вас возникло убеждение, что английский нельзя выучить, ведь «я уже пытался», «все будут смеяться, когда начну говорить по-английски», «подумают, что я какой-то тупой и необразованный». Что с этим делать?

Есть два пути.

Первый — разбираться с негативными убеждениями (самостоятельно или с помощью психолога), которые наросли вокруг английского языка. Для этого, например, можно использовать технику когнитивной реструктуризации, когда вы:

  1. Сначала выявляете негативные убеждения. Например: «Когда пытаюсь говорить по-английски, то выгляжу как придурок, и все надо мной смеются».

  2. Затем это убеждение проверяете на вшивость. Например, психолог может попросить вас вспомнить ситуацию, когда вы говорили по-английски, но никто не смеялся и не осуждал вас.

  3. После этого вы заменяете негативное убеждение более реалистичным, которое точнее соответствует ситуации. Например: «Я не всегда могу объяснить, что мне нужно, но часто меня понимают даже с таким уровнем английского, а если начну учить язык, то смогу говорить все лучше».

  4. А затем вы начинаете практиковать новое убеждение, и постепенно оно вытесняет негативное.

Но есть и второй путь, и он нравится мне больше. Этот путь — выбрать преподавателя, который не будет осуждать и критиковать, будет поддерживающим и терпеливым, а главное, сумеет разжечь в вас интерес к языку.

Смотрите, пока занятие английским кажется небезопасным, пока вы все время боитесь облажаться и столкнуться со стыдом, вам не до английского. Чтобы английский перестал восприниматься как мина, на которой можно в любой момент подорваться, преподавателю важно соблюсти 3 условия:

  • не стыдить и не критиковать за ошибки;

  • отмечать прогресс и поощрять даже небольшие улучшения;

  • вызывать любопытство к языку: «Гляди, как тут все интересно устроено. Смотри, какая изумительная игра слов получилась» и т.д.

И вот тогда произойдет чудо, и проклятье английского, наложенное плохим преподавателем, исчезнет. Английский из пугающего и непонятного станет интересным, а трудности перестанут вызывать невыносимые чувства вроде стыда и бессилия, и будут восприниматься с азартом.


Соглашусь с обоими советами.

Я верю в силу замещения старых, непродуктивных убеждений новыми, которые помогают менять жизнь к лучшему. Но здесь придётся запастись терпением и проявить упорство, потому что это игра вдолгую: нужно будет убеждать себя раз за разом, пока не поверите в новую версию себя. Но это работает. На этом принципе зиждется пропаганда: повторяешь информацию многократно, и в какой-то момент она становится «истиной». Почему бы не устроить себе промывку мозгов, чтобы очистить их от навязчивой установки?

Что касается второго совета, толковый преподаватель действительно может помочь изменить отношение к языку. Говорю, отталкиваясь от своей личной практики. Не спорю, что я могу быть сейчас предвзят, потому что сам преподаватель, и это в моих же интересах продвигать эту теорию. Но, поскольку убеждение «Английский — это боль!» появилось в результате взаимодействия с другими людьми, то я вижу вполне логичным клин вышибать клином: подкреплять изучение английского положительной и конструктивной обратной связью, которая со временем вытеснит негатив прошлого.

Подкреплю свою мысль, продолжив кейс Анастасии, который я привёл в самом начале:

… Ко мне она пришла за последним шансом доказать самой себе, что она не имеет ничего общего к тому, о чем говорила тот профессор в универе. Мне она обозначила другую цель, как я уже упоминала выше, но реальную цель мы выяснили чуть позже, спустя несколько недель занятий. Со временем, она постепенно скинула с себя ярлык, который на нее повесили, и начала искренне проявлять интерес к языку, что было свойственно ей когда-то много лет назад, и что собственно и привело ее на иностранный факультет.

Удачи вам в работе над своими установками! Надеюсь советы помогут вам наладить отношения с английским и заниматься им, не испытывая внутреннего напряжения.

Если интересно развивать английский, чтобы расти профессионально, подписывайтесь на мой телеграм-канала, где я разбираю язык, который пригодится для комфортной работы в международной команде.

Автор: mainsdorff

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js