Английская грамматика – удивительна своей простотой. Её очень сложно не любить: почти всё логично, структурировано, понятно, если знать (конечно). Это не русский, где можно что угодно сказать как угодно, но и в этом есть свой шарм. Поэтому мне всегда кажется, что людям с математическим складом ума природа просто кричит в ухо, что английский надо учить и для них это просто. Полно конечно всяких исключений, куда без них, но в общей массе всё логично.
Допустим, решились, нашли какую-то мотивацию. Так как же начать, с чего подойти? С алфавита? С неправильных глаголов? С произношения? Можно как угодно подходить, но, если ваша цель заговорить, правильнее всего будет подойти к преподавателю. Если к преподавателю лично подойти не можете, подойдите сюда.
Когда вы работаете с преподавателем, вам не нужно на первом занятии знать алфавит, типы чтения букв, преподаватель вам говорит, а вы повторяете, то есть воспринимаете на слух, как учатся говорить дети. Поэтому надо начинать с предложений.
Мне нравится, когда говорят уже на первом занятии те, кто: «Я сто раз пытался, но всё никак». Я подвожу к этому по следующему плану: личные местоимения, be + прилагательные (дальше конечно их нужно собрать в предложения). Гугл в помощь сделать себе подборку или взять готовую.
Дальше самое главное.
Есть ряд простых правил, зная которые, изначально вы будете по-другому относится к английскому.
Итак, «золотые» правила или magic rules, с которых я советую начать знакомство с английским.
1. В английском не бывает предложений без глагола. Восклицание – может быть, но не самостоятельное предложение. Хотите выучить английский – перестраивайтесь. Предложения типа: Поздно. Я дома. Холодно. – нет такого. («А как же тогда?» – чуть позже.) Итак, глагол всему голова.
2. Обратная сторона монеты: без подлежащего предложений тоже не бывает. Безличные предложения оставьте в русском («Стемнело. Похолодало. Убили!») В английском принципиально важно, чтобы был кто-то в предложении, кто это действие выполняет.
3. Отсюда вытекает следующее правило: не бывает предложения без грамматической основы. Помните, в школе: подлежащее, сказуемое, дополнение и прочее. Так вот тут, в английском этого никто не отменял. А главное – это супер-важно. На первом месте в утверждении – подлежащее, за ним – сказуемое (то есть глагол). Вернёмся к «Стемнело. Уже поздно. Я дома. Холодно». В английской версии: It’s got dark (= оно стало темно). It’s late (=это есть поздно). I’m home (=Я нахожусь дома). It’s cold (=это есть холодное). Нет основы (подлежащее + сказуемое), вас не поняли.
4. Next: не всегда русское предложение можно перевести дословно. «А он такой – на» не уложится в «английской голове». Трансформируйте: начните с подлежащего, потом сказуемое, потом всё остальное. Когда вы хотите что-то сказать по-английски, задержитесь на секунду, переставьте слова в своей голове. Тогда вас поймут. Я очень часто слышу: «Вот был в Лондоне, никто меня не понял. Я им рассказываю, рассказываю, а они не понимают». Корень проблемы в порядке слов, word order, если хотите. Особенно если вы говорите много и быстро, порядок слов даст понять, о чём именно… В 100% случаев мои бегиннеры, когда хотят сказать: «У меня есть кот», — спрашивают: «А как будет «у меня» и «есть»? Нет в английском языке предложения, которое начиналось бы с «у меня». Нет. «А как же тогда?» — А тогда надо трансформировать: у меня есть = я имею, — вот тут у нас есть и подлежащее, и сказуемое.
5. Отдельным magic rule является порядок слов в вопросе. Напишите себе где-то крупно по-русски «порядок слов» или по-английски «word order» и повторяйте, как молитву, если хотите, чтобы вас поняли (да и вам, кстати, так будет со временем легче).
Держите в голове маленькую, но очень нужную табличку, чтобы задать любой вопрос*:
*есть вопросы, которые начинаются с Who/What
Вопрос, на какой позиции будет это «Who?» Правильный ответ и на 0 и на 2. Есть два типа вопроса с «Who?»: Кто/что это?/Кто это сделал?/Кто твой лучший друг? в это случае Who стоит на 2 позиции, так как это подлежащее. А раз это подлежащее, то вспомогательный глагол мы не используем (нельзя же после 2 сказать 1), а используем смысловой глагол в нужной форме.
Второй вариант отличается от русской версии: «C кем ты там находишься?» Who are you there with? Так как в английском позиции слов в вопросе фиксированы, то мы не можем начать вопрос с «with».
**у наречий и прилагательных тоже свой порядок слов, хотя на «понимании» того, что вы говорите это уже не отразиться, просто будет говорить о вашем уровне языка:
Наречия: как – где — когда
Прилагательные: мнение – размер – форма – цвет – происхождение – материал – назначение
На начальном этапе этого должно хватить, чтобы начать «думать» в какой-то степени на английском, а не только о нём самом.
Мой совет, научитесь сначала задавать вопросы: в повседневном общении мы обычно задаём и отвечаем на вопросы. Сделайте себе challenge, напишите минимум по 10/20/30… (зависит от вашего времени и желания) вопросов на каждое время, вопросы с модальными глаголами, на любые темы (10 вопросов в ресторане, аптеке, заправке, при аренде машины, личные вопросы, да что угодно). Мои бегиннеры обычно пишут по 100 вопросов в неделю. Отработайте вопросы. Доведите до автоматизма. Задавайте себе (можно на диктофон), задавайте друзьям и т.д. Хотите, тут в комментариях задавайте, я по мере возможности буду править.
Таким образом, когда уже в реальной жизни вы столкнётесь с вопросом, вы будете его понимать, а значит будет понятно, как на него ответить. А ответить на вопрос (с точки зрения грамматики) легче, чем его задать, потому что у нас есть 6 magic rule:
6. Что в вопросе, то и в ответе (конечно, тут есть небольшой ряд исключений, но звучит-то красиво).
Дальше рассмотрю детально, как «начинать» дальше (для продвинутых дальше может быть совсем неинтересно).
Личные местоимения. Давайте запомним, в английском 2 падежа: именительный (помним, что это подлежащее, да?) и другой (будем назвать его «объектом», на самом деле это все остальные падежи кроме именительного).
I-me
You-you
He – him
She – her
It – it
We – us
You – you
They – them
Про эти местоимения нужно знать следующее: предложение начинается с подлежащего, после него идёт глагол: I see, I can, I am и проч.
При этом глагол будет всегда идти перед объектом: I see you. He sees me. I like it. She likes us.
Подлежащее – глагол — объект
Про you: проще всего запомнить, что в английском you – множественное число, а значит «вы». Следовательно, глагол стоящий после всегда будет иметь форму множественного числа.
Притяжательные местоимения бывают 2-х типов: то, после которого есть существительное и то, после которого его нет.
— Что это?
— Это моя книга.
— Чьё это?
— Моё.
Тип 1 (после него есть существительное)
Тип 2 (после него нет существительного)
My-Mine
Your-Yours
His-His
Her-Hers
Its-(не говорят так)
Our-Ours
Your-Yours
Their-Theirs
Есть ещё указательные местоимения.
Этот – эти
Тот – те
Принцип использования как в русском.
Дальше нам нужен be.
Be – быть, есть, находиться, являться.
Всё, что мы используем после этого глагола напрямую зависит от его перевода:
Быть, есть, являться – каким, кем, чем, где, когда, где.
Находиться – где, когда.
Т.е. после be стоят прилагательные, существительные, обстоятельства места и времени.
Be имеет личные формы в настоящем (прошедшем) времени, которые привязаны к действующему лицу: am (was), is (was), are (were).
Am употребляется только с I.
Is с единственным числом 3 лица (т.е. он, она, оно).
Are – с множественным числом.
Очень часто (даже очень-очень) be не переводится на русский (дело в русском, а не в английском): Я дома. Я трудолюбивый. Почему чай холодный?
Иногда в русском это другой глагол: например, «Почему ты опоздал?» А в английском Why are you late? Потому что late это прилагательное, а с прилагательными мы употребляем be.
Именно при помощи be мы узнаём, где что-то находится: Where is the theatre/ exit/ entrance/ bathroom?
И при помощи него же выражаем недовольство нынешней ситуацией: Why is it so cold/hot? Why are you angry/sad? Why is it so expensive? Why are you late?
Есть ещё пара тем, которые касаются исключительно be, но о них позже.
Для начала в этот набор нам еще понадобится добавить прилагательные. С ними всё просто: у них всего 3 разновидности (степени: обычная, сравнительная, превосходная) и всего менее 10 исключений. Соберите свою коллекцию прилагательных.
А дальше, тем, кто всё ещё хочет начать, надо набраться терпения и составлять предложения: утверждения/вопросы/отрицания с местоимениями, прилагательными и be. Моё любимое правило в этом отношении: чем больше, тем лучше.
А как? Лучше и письменно, и устно (диктофон). Озвучивать то, что вы пишете очень полезно: вы тренируете говорение,
Как понять, что предложение неправильно? Поставьте цифры над словами: 1 — подлежащее, 2 — сказуемое; в вопросе 0, 1, 2, 3 (см. табличку). Кстати, вы можете проверить себя и поисковиком (но не переводчиком), и посмотреть, что выйдет, ищите предложение целиком. Если вы только начинаете, то начинайте с коротких предложений.
Конечно, если всё понятно, добавляйте существительные (советую брать по тематическим группам). Например, вы выучили все слова из темы «семья». Теперь вернитесь к притяжательным местоимениям, задавайте вопросы с прилагательными про членов семьи, опишите их (сначала лучше брать только прилагательные + be): Is your dad tall? Потом возьмите тему «еда», например: Is this cake delicious? И таких штук 100 вопросов по каждой теме.
Многие писали в комментариях к моему предыдущему посту про победные количества слов. Учить слова — это необходимость, это важно, но важнее не само слово, а возможности его применения в речи, в разных ситуациях. Выучили за день 100 слов? Классно! А теперь напишите из них текст. Выучили 100 прилагательных/глаголов? Отлично! Теперь задайте с каждым по 1-2 вопроса (конечно и письменно, и устно).
Пишите в комментариях вопросы, предложения, что ещё разобрать. Вскоре напишу о временах (конечно, их разбора полно в интернете, но может кому-то именно моя интерпретация зайдёт).
Автор: vibbb