Yet another success story

в 13:37, , рубрики: android, mobile development, usability, приложения, продвижение приложений, Разработка под android

На Хабре сейчас достаточно популярны истории успеха или провала инди-разработчиков мобильных игр и приложений. На этой волне хочу с вами поделиться историей успеха (и провалов, чего уж там) одного Android приложения от крупной компании. Я работаю продуктовым менеджером в фирме Avast, мое детище – приложение Avast Battery Saver. Как понятно из названия, приложение экономит заряд батареи.

Ну а теперь сама история — длинный текст и много картинок.

Кроме собственно антивируса и вообще безопасности, на Android мы понемногу расширяемся и в другие области. Категория Инструменты на гугл маркете огромна, с большой конкуренцией и сотнями миллионов нефти пользователей. В этой категории весьма популярны приложения для экономии заряда батареи, что неудивительно — большинство людей недовольны временем работы своего аккумулятора.

Когда я начал изучать конкурентов, то обнаружил интересную вещь: в большинстве случаев главной функцией, которая экономила заряд батареи, был таск-киллер. Если вы вдруг думаете, что удаление приложений из оперативной памяти может помочь, попробуйте простой тест. Установите любой таск-киллер, и жмите на главную кнопку — Optimize/Clean. Приложение все радостно позакрывает, и покажет, на сколько часов дольше протянет ваш телефон. Подождите несколько секунд, и нажмите эту кнопку снова. Ничего не произойдет, и это правильно, ведь вы только что все закрыли – значит, все в порядке. А теперь сотрите данные этого приложения или переустановите его. Тут вас ждет сюрприз – после нажатия Optimize опять закроется примерно столько приложений, сколько и в первый раз. Разгадка очень простая – почти все из закрытых приложений просыпаются снова через несколько секунд, используя Wakelock. А в кнопке Optimize просто таймер, без которого она потеряет всякий смысл.

Возможно, это отголосок привычек на Windows: когда компьютер начинает тормозить — время закрывать ненужные программы. Android это делает за вас, выгружая из памяти в первую очередь приложения, которые давно не использовались.

Тут мне показалось, что все будет очень просто – сделать приложение, которое на самом деле экономит заряд батареи, и раздавить всех конкурентов. Начальство мой энтузиазм и план по захвату мира поддержало.

Экономить батарею решили с помощью автоматического переключения разных профилей: ночью снижать яркость экрана, на работе отключать мобильные данные, на улице Wi-Fi, при низком заряде выключать все кроме GSM модуля. Кроме того, когда гаснет экран, отключаем интернет, и включаем раз в 30 минут, чтобы скачать почту итд.

Достаточно быстро у нас уже был рабочий прототип – без графики и с кучей непонятных надписей. Но он работал и экономил заряд батареи! Тестировали достаточно просто – написали отдельное приложение, которое включает экран, скачивает данные, запускает игры итд. Потом сутки гоняли этот сценарий на телефоне с нашим приложением, и сутки на том же телефоне без него. На разных телефонах и сценариях экономия заряда была разная, но почти на всех была весьма ощутимой – в среднем получилось 20%.

Потом сделали симпатичную графику, приложение стало выглядеть вот так:

Yet another success story - 1

Первую версию мы запустили в трех странах – Чехии, Вьетнаме и Италии. Проверить, все ли правильно работает и как эта версия понравится людям. Конечно, мы делали юзер-тесты на пользователях, но когда человек сидит у вас в офисе и еще получает за это деньги, он гораздо подробнее изучает все функции, читает тексты и вообще не удалит приложение через 5 секунд после установки. Кроме того, мы провели юзер-тесты «в дикой природе» — подходили к людям в Макдональдс и просили потестировать наше приложение несколько минут.

И тут начинается главная разница между крупной фирмой и стартапом или инди-разработчиком. В крупной фирме есть:
• отдел PR, который грамотно составит пресс-релиз и разошлет журналистам и блогерам
• много довольных пользователей, которых можно уведомить о новом продукте
• ну и наконец сила брэнда – помимо людей, которым ищут название брэнда, это дает еще и установки из секции «другие приложения от разработчика»

После релиза все шло более-менее гладко. Сотни органических установок в день, несколько хороших рецензий в Чехии и Италии. PR принесло нам дополнительные несколько тысяч загрузок, плюс мы несколько дней продвигали приложение в десктопном антивирусе. В категории Инструменты в Чехии наше приложение вскарабкалось на девятое место, в Италии на тридцать шестое.

Разработчики тем временем вздохнули после релиза и принялись доделывать все то, что отложили на потом. И тут я заметил весьма неприятную вещь – достаточно высокое количество удалений (Daily Uninstall) по сравнению с установками. Ситуацию осложняло то, что никто не мог уверенно назвать причину. В гугл аналитике не виден конкретный экран или событие, с которого уходят пользователи. В гугл консоли видно только общее количество установок или удалений за день, но совершенно непонятно, на какой день пользователь удаляет приложение. К счастью, у нас есть своя система аналитики, в которой есть когортный анализ по дням, вроде Flurry. И тут нас ждал второй неприятный сюрприз – около 40% пользователей удаляли приложение сразу на второй день после установки.

Мы остановили продвижение и принялись искать причину. Опробовали несколько идей, в основном снизить слишком агрессивную экономию: если пользователь включил мобильные данные, а в профиле прописано «выключено», оставить так, как решил пользователь, до включения нового профиля. Или не включать экстренный режим (когда заряд батареи падает до 20%), пока не погаснет экран. И даже показать, насколько приложение продлевает время работы батареи:
Yet another success story - 2

К моему большому удивлению, все эти меры не только не помогли, но даже на пару процентов ухудшили отход пользователей.

Тогда мы немного изменили путь пользователя — спрятали некоторые профили.

Yet another success story - 3

Улучшились некоторые показатели, например, больший процент пользователей стали попадать на экран с настройками профиля. Но на отходе это никак не отразилось. Самым удачным стал релиз, в котом на первом экране показали главные функции и заменили текст на более понятный, например, «Data оn background» переименовали в «Internet when screen is off».

Yet another success story - 4

Но и он радикально ничего не решил.

Тут мы решили снова провести юзер-тесты и подробнее разузнать, понимают ли пользователи концепт профилей вообще и некоторые функции в частности, например период синхронизации при выключенном экране. И тут наконец-то забрезжил свет в конце туннеля – многие пользователи на самом деле не понимали, что к чему.

Когда стало ясно, в чем проблема, сразу стало легче двигаться дальше. Мы максимально упростили проблемный экран с настройками профиля. Вместо двух функций Период синхронизации при выключенном экране и Автоматический режим Wi-Fi (выключает Wi-Fi, когда в округе нет знакомых сетей), сделали немного загадочную функцию оптимизация Интернета. А все непонятное спрятали в дополнительные параметры.

Кроме всех этих изменений переделали дизайн, чтобы синхронизироваться с другими нашими приложениями.

И тут снова появляется разница между крупной фирмой и инди-разработчиком — жесткие сроки. Релиз через две недели, чтобы успеть к Mobile World Congress в Барселоне. Плюс надо выпустить давно запланированную функцию Энергоемкие приложения.

Эта функция измеряет, какое приложение сколько тактов натикало на процессоре, сколько времени использовало Wi-Fi или мобильные данные, а затем сложным алгоритмом переводит это в понятные проценты расхода заряда.

Заодно мы выяснили, что большинство пользователей плохо понимает разницу между приложением в форграунде и на бэкграунде (не знаю, как правильно это назвать по-русски). Поэтому вместо двух разных списков:

Yet another success story - 5

Все приложения запихнули в один список и спрятали системные:

Yet another success story - 6

Вместо обычного Скрам-спринта мы переключились в стахановский режим «доделать еще вот это к Барселоне». Большой релиз выкатили в четверг на 20%. А уже в пятницу, в гугл консоли я с трепетом нажал «все страны». Установки сразу выросли с нескольких сотен до нескольких тысяч в день, и это без маркетинговой поддержки, только органик. Наконец-то решился и вопрос с отходом пользователей.

Вот и вся история, буду рад ответить на вопросы в комментариях.

Ну и на сладкое — актуальный дизайн:

Yet another success story - 7

Автор: bahusvip

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js