Хорошо это или плохо, но для Android-приложений существует большое количество различных рынков продаж. С одной стороны приходится публиковать в нескольких, с другой — охват обеспечивается более широкий. Когда я задумался о том, что пора бы задействовать альтернативные маркеты для своего приложения, то толковой информации не нашёл. Сразу хочу предупредить, что программа предназначена для узкой русскоязычной аудитории, абсолютно ничем не примечательна, является по сути обычным rss-ридером для моего сайта халявы. Т.е. для многих этот опыт не будет показателен. Также я не использовал никаких средств для раскрутки своего приложения(реклама, обзоры, накрутка).
Ещё раз хочу предупредить, что пост не для воротил рынка, а исключительно для тех, кто подобно мне, робко открывает мир Android приложений с обратной от обычного пользователя стороны.
Приложение опубликовано на:
Форум 4pda.ru
Google Play
Amazon App Store
Samsung Apps Store
Blackberry App World
Есть ещё маркеты Vodafone и Verizon, но для русскоязычного софта они никак не подходят.
Изначально я «зажал» 25$ на регистрацию в Google Play, т.к. считал, что для моего приложения эти траты никогда не окупятся. Поэтому начинаю обзор со странного на первый взгляд, но, возможно, важного способа распространения вашей программы.
Форум 4pda.ru, посвящённый Андроид софту и устройствам является самым популярным в СНГ ресурсом об Андроид. Публикация темы безумно проста. Заходите в общий(не в тематический, модераторы сами перенесут) раздел либо об играх, либо о программах и нажимаете «Новая тема». Там доступный шаблон, заполнить который сможет и домохозяйка.
С одной стороны вы можете сказать, что это просто форум, но на самом деле, если вы распространяете бесплатное приложение, то разместив его на 4pda, практически автоматически вы получите публикации ещё на десятках сайтов, посвящённых Андроид. Конечно, в большинстве своём это малопосещаемые ресурсы, но это действительно халявное размещение, для которого вам практически ничего не надо делать. Недавно у меня спросили как попасть в топ в Google Play(моё приложение в топе бесплатных социальных). Я ответил, что высокие оценки плюс тысячи скачиваний сами поднимают. Но перед публикацией этой статьи задумался, что, возможно, частые упоминания в сети также дали свой эффект.
Тема была создана в начале февраля 2012. За 4 месяца количество скачиваний с форума не добралось даже до сотни. При этом посещаемость ресурса после публикации поднялась в два раза(со 100 уников до 200).
Плюсы:
- Простота публикации
- Пост публикуется сразу, не надо ждать одобрения
- Вы получаете бесплатный фидбек-тест вашего приложения
- Кросспостинг на тематические ресурсы
Минусы:
- Количество скачиваний очень небольшое
- Вы теряете пользователей, которые могли бы скачать приложение на Google Play и накрутить вам счётчик
- Подходит только для бесплатного софта
Google Play, безусловно является самых важным рынком для распространения, но как о нём самом, так и о публикации в бывшем Android Market сказано очень много. Честно говоря, ожидал, что скачиваний будет не больше, чем с форума 4pda, поэтому сам не рвался в Google Play. Но т.к. занялся разработкой полноценного приложения и понимал, что всё равно через месяц-другой придётся расстаться с 25$, то почему не попробовать на этом приложении.
В связи с наличием подробных обзоров о публикации в этом маркете просто напишу несколько моих мыслей:
Иконка приложения действительно имеет значение. Изначально была выбрана никак неподходящая по тематике. После изменения на нормальную был достигнут пик скачиваний, несмотря на то, что приложение уже пару недель было в маркете и пользовалось относительно стабильным спросом.
Комментарии бывают абсолютно разные. По началу я реагировал на них, немного переживал из-за единиц, но после 50 оценок понял, что люди просто слишком разные. Конструктива в комментариях очень мало. И ещё. Люди, которые ставят пятёрки пишут комментарии очень редко. Те, что ставят единицы, пишут практически всегда. При этом пятёрки это развёрнутые комменты, а единицы: «Туфта», «Фигня» и т.п.
Статистика оценок:
Поиск в Google Play оставляет желать лучшего. Я слышал, что в App Store тоже с этим проблемы, но опыта не имею. Тут же я просто в не представляю как пользователи находят программу. Никакой поисковой аналитики, к сожалению, нет. Приложение, которое называется «Халява, бесплатные вещи», найти по запросу «халява» невозможно. Вместо него там всё что угодно, от бесплатных живых обоев до приложения Ebay. По запросу «бесплатные вещи» сейчас первое место, но это спустя месяц. По началу у меня получалось найти только используя в запросе адрес сайта.
Оплата в 25$ не означает, что вы сразу получите возможность публиковать свои программы. Сначала будет не очень приветливая надпись, смысл которой заключается в том, что вас ещё не проверили. У меня она провисела день, надоела, и я написал письмо в саппорт. На следующий день всё уже было нормально, но никакого ответа от поддержки я не получил.
Тем не менее статистика загрузок оказалась невероятной для такого типа приложения. Пришлось даже
Плюсы:
- Быстрая регистрация
- Огромный рынок
- Относительная лёгкость попадания в тематический топ и топ «набирающие популярность»
Минусы:
- Регистрация платная
- Получить толковый фидбек практически нереально
Amazon App Store магазин приложений амазона. Мне казалось, что в России уже есть приличное количество Kindle Fire да и многие устанавливали себе этот маркет из-за раздачи платных приложений бесплатно(типа Plants vs Zombies). Ещё думал, что т.к. альтернативные маркеты не избалованы большим количеством пользователей, то они о своих разработчиках будут заботиться больше, чем google или apple. На деле оказалось совсем не так:) Регистрация в Амазоне занимает немногим меньше недели. Ещё почти столько же будут проверять ваше загруженное приложение. А ещё Амазон предупреждает, что это только первый год регистрации бесплатный. Потом каждый год надо будет платить.
Первый раз мою программу не приняли, т.к. описание было на русском. В амазоне можно ТОЛЬКО на английском. Единственное, что можно ввести кирилицей — keywords. Соответственно, если у вас приложение русскоязычное, смысла идти в Amazon App store нет никакого. После изменения описания и названия на английские повторная проверка занимает ещё несколько дней и приложение в маркете публикуют. Ещё через несколько дней оно попадает в маркет для Kindle Fire. Но скачивания обескураживают:
Плюсы:
- Говорят, что платные приложения покупают лучше, чем в Google Play
- Конкуренция ниже
Минусы:
- Только англоязычный софт
- Регистрация и аппрув приложения занимают много времени
- Рынок меньше, чем в Google Play
- В дальнейшем ежегодные взносы
Samsung Apps Store рынок от самого крупного на сегодняшний момент производителя телефонов в мире. Т.к. все Android-смартфоны идут с предустановленным фирменным App Store, рынок выглядит очень большим. На деле же разочарование от попытки(по другому это сложно назвать) использования этого маркета превысило даже amazon app store.
8 мая я попытался зарегистрироваться и загрузить своё приложение. Всё шло как обычно вплоть до последнего шага, на котором я получал сообщение «Failed update service status(complete)». Изрядно поломав голову, опробовав разные варианты написания названия и прочего, решил написать тикет в поддержку. Ответили довольно быстро, через несколько часов. Но вот ответ. Я сначала даже не понял его. Суть заключалась в том, что они знают о проблеме и ожидают её решения 17(!) мая. Т.е. такой компании как Самсунг, чтобы решить проблему невозможности публикации приложений на своём маркете надо не меньше 10 дней. Честно, я даже не думал, что такое возможно:) После того как они свои проблемы решили, мне пришлось снова заходить в seller office и нажимать эту последнюю кнопку.
Дальше больше. Вы не можете сделать своё приложение доступным для всех устройств сразу. Имеется около десятка категорий, которые различаются разрешением. Хотите сделать программу доступной для всех устройств — создавайте десяток публикаций.
Когда же я увидел количество проверок, которым самсунг подвергает приложение, улыбку сдержать не мог. Надеюсь, к Рождеству его всё-таки опубликуют)))
Соответственно никаких скачиваний — ничего.
Плюсы:
- Потенциально рынок существует
- Регистрация бесплатная :)
Минусы:
- Путь в Samsung App Store невероятно долог
- Фрагментированность устройств заставляет создавать несколько публикаций.
- Рынок меньше, чем в Google Play
Blackberry App World маркет для Blackberry. Немного странно видеть его в обзоре маркетов для Android, да? Тем не менее RIM сделали возможность конвертации apk в bar. Причём это можно сделать онлайн. Пять минут и у нас кроссплатформенное приложение:) На самом деле смысла распространения приложения в Blackberry App World я не видел. Мне просто было интересно проверить работает ли конвертация и как вообще устроен маркет для Blackberry. Распространённость этой платформы в России невероятно низкая. Я сам держал смартфон RIM всего пару раз в жизни, когда работал эникейщиком на одном крупном заводе(стандарт для топ-менеджеров). Сейчас ещё появились планшеты Playbook, которые в России, как мне кажется в основном распространены только из-за того, что RIM их бесплатно отправляла разработчикам.
Регистрация бесплатная, но требуют предъявить скан вашего паспорта. Цель этого для меня туманна, я кинул скан просроченного загранника — прокатило(на проверку ушло 4 дня). Дальше публикуем приложение. Здесь, конечно, задержки обусловлены моим не знанием специфики, но расскажу как есть. Тут в отличие от Самсунга вы можете выбрать все устройства скопом. И телефоны, и планшеты. Ещё дают выбрать минимальную OS. Я выбрал всё и поставил OS с 1.0.
Первый ответ от саппорта пришёл с отказом, т.к. подобные приложения не поддерживаются на OS 1.0. Поменял на OS 2.0 и отправил снова. Следующий отказы был связан с тем, что формат bar поддерживается только для планшетов Playbook. Зашёл снова, убрал телефоны, отправил на проверку. Проверили, приняли. Весь процесс занял пять дней. Учитывая 2 отказа срок по мне нормальный. Зааппрувили и забыл.
Недавно зашёл посмотреть, а скачивания есть. Пусть мало, но есть. И даже положительный отзыв оставлен. Пользователи не избалованны большим количеством приложений и готовы пользоваться тем, что есть.
Скачивания:
Плюсы:
- Конкуренция очень низкая
- Регистрация бесплатная
- Периодически появляются конкурсы для разработчиков
- Онлайн конвертация приложения под новую платформу
Минусы:
- В России не распространён
- RIM постепенно умирает
Из этого сделал вывод, что приложение ориентированное на русскоязычное население, большого смысла публиковать в альтернативных маркетах нет. При этом Google play и 4pda являются неплохими площадками для размещения. Если приложение на английском, то результаты могут быть другими.
Надеюсь, что мой опыт будет кому-нибудь полезен.
Автор: unlying