Всем привет. Наше подразделение занимается разработкой детских образовательных мобильных приложений уже более 3 лет. 3 года — срок немаленький, за это время мы накопили опыт, которым хотим поделится в своей статье. А именно рассказать об особенностях монетизации приложений, ориентированных на различный возраст.
В последнее время мы стали получать очень много отзывов (процентов 50) о том, что наше приложение «Детский интерактивный развивающий журнал» очень классное и интересное, но вот что удивило нас в этих отзывах: они написаны простым детским языком или, проще говоря, детьми. Некоторые жалуются, что родители не разрешают покупать приложения, другие говорят что разрабы жмоты, третьи просят сделать все бесплатным и пожалеть бедных детей, у которых есть девайс, но нет денег.
Родители, а готовы ли вы платить за образовательный контент? Или же вы не следите чем занимаются дети на устройствах?
Интересно ознакомится с нашими наблюдениями? Прошу под кат
Давайте разделим пользователей детских приложений на следующие группы
Возраст 0–4 года. Это дети, играющие в игры под присмотром родителей и только в то, что родители им разрешили. Приложения проходят отбор родителей. Основной покупатель — родитель. Поэтому на этом этапе очень важно заинтересовать родителя в выборе именно вашего приложения. Родитель в первую очередь обращает внимание на образовательную ценность и безопасность приложения (отсутствие рекламы, агрессивного контента). Если приложение нравится, родитель готов его купить.
При этом дети пользуются устройствами родителей.
Также родители готовы платить за приложения, которые, по их мнению, могут немного завлечь ребенка. Это простые увлекательные игры.
В этом случае идеальным способом монетизации будет модель freemium — предоставление базового функционала приложения бесплатно для ознакомления. Продажа полного функционала в приложении — через IAP или отдельную полную версию приложения.
Возраст 4–7 лет. Дети, у которых, возможно, в ближайшее время появятся собственные устройства или у которых они есть. При этом они продолжают играть в приложения, которые одобрили родители. На этом этапе родителям интересно продолжать искать новые образовательные приложения. И детям интересно изучать что-то новое. При этом дети пользуются устройствами родителей. С точки зрения детей им все время интересен новый контент. Они готовы его потреблять, и старое им быстро надоедает.
Родитель готов продолжать вкладываться в образовательный контент. При этом важно с родителями наладить дружественные отношения и, соответственно, предложить контент для нового возраста. В первую очередь родители будут выбирать те приложения и тех разработчиков, приложениями которых пользовались ранее.
На данном этапе желательно сделать процесс приобретения нового контента более простым для родителей. Например, выпуск новых сказок, журналов по подписке. При этом ребенок будет знать, что в этом приложении постоянно обновляется контент, и ожидать его. А родителю не нужно делать лишних действий, приобретать каждый раз что-то отдельно, а только контролировать подписку.
Возраст 7–10 лет. В этом возрасте дети идут в школу. У них появляется собственный гаджет. Дети сами умеют пользоваться мобильным устройством. Сами могут устанавливать себе приложения и выбирать, во что им играть. Они интересуются, чем пользуются их друзья. Им интересны игры. Причем они не готовы платить за игры: у них нет такой возможности. Но при этом они готовы зарабатывать бонусы и смотреть рекламу, чтобы открыть дополнительный контент или функционал в приложении.
Родители готовы продолжать вкладываться в образовательные приложения. Но теперь это будет носить рекомендательный характер. Т.е. здесь появляется конфликт: дети выбирают игры и развлечения, родители за это не готовы платить. Родители готовы платить за образовательный контент (книги, журналы), но детям, возможно, это уже не интересно.
Для данного возраста возможный вариант монетизации — реклама. Предоставление пользователям бонусов за просмотр рекламы или установку приложения. Внедрение в игры рекламы, GetJar и других сервисов (получения очков и бонусов), которые можно обменять на премиум-контент. Дети готовы все это делать. Минусы — контент им реально должен быть интересен, должен быть популярен среди сверстников. Это скорее всего игры. Но родители готовы на этом этапе также продолжать платить за подписку тех приложений, которые они одобрили сами, чтобы дети могли получать образовательный контент.
Возраст 11–16 лет. Старшеклассники. У них есть топовые устройства, смартфоны.
Есть свободные карманные деньги. Эта аудитория начинает больше интересоваться играми и социальными приложениям для общения. Подростки готовы соревноваться и делиться своими результатами в сети с друзьями. При этом они могут завести виртуальную карту, чтобы в играх покупать себе бонусы и фишки еще быстрее. Чтобы мерится результатами и соревноваться дальше.
Т.е. тут уже родителям тяжело навязать детям контент. Дети сами выбирают за что платить, а за что — нет. Они готовы продолжать смотреть рекламу, получать ачивки и зарабатывать бонусы просмотром рекламы и другими действиями, но также готовы платить за ускоренное получение бонусов и достижения результатов.
Возраст 16—22. Студенты. Новый этап жизни — новые знакомства, самостоятельность. Имеют топовые устройства. Водятся карманные деньги, но пока нет готовности тратить деньги на приложения. Средства нужны на развлечения и тусы. Студенты любят халяву и соревнования. Готовы потреблять мобильный контент с рекламой, ачивками и возможностью бесплатно заработать дополнительные бонусы в приложении или игре. Если приложение очень и очень нравится, могут и заплатить за него.
Возраст 22 и более. Бывшие студенты, которые успешно закончили институты и устроились на работу. Они получают зарплаты. Такая аудитория готова платить за развлечения и игры, т.е. готова потреблять платный контент. Они понимают, для чего они это делают и имеют все возможности делать это.
Возраст 25 и более. Это уже не совсем дети, но это уже настоящие родители. И теперь они готовы платить за образовательно-развлекательный контент для своих детей. Круг замыкается. Вот такой получается круговорот монетизации приложений в зависимости от возраста детей.
Заключение
Мы всегда были против рекламы в детских приложениях, но, разбив пользователей на категории по возрастам, теперь понимаем, что для некоторых категорий возрастов это может быть единственным способом монетизации некоторых типов приложений. Это нужно чтобы мы могли работать, создавать новый интересный контент для детей и платить дизайнерам, программистам, контент-менеджерам зарплату.
Простые и функциональные приложения, которые решают конкретные цель, логично монетизировать по модели freemiun (например, такие приложения, как «Математика», «Азбука», «Соедини точки»).
В приложениях, в которых постоянно обновляется контент и ежемесячно появляется что-то новое, логично использовать модель подписки, при которой пользователь получает доступ ко всему контенту, включая новый контент, который появляется во время пользования приложением (например, в таких приложениях, как «Детский интерактивный развивающий журнал», «Сказки», «3/9 царство», мы в ближайшее время планируем внедрить данную модель, так как в них постоянно обновляется контент и добавляется новый).
Данная статья — это не рецепт к прямому действию. Это рассуждения, сделанные на основе анализа ситуации на рынке, анализа приложений и наблюдений. Возможно, через год, два или через месяц все поменяется, и методы, описанные в этой статье, уже работать не будут.
Родители, а готовы ли вы платить за образовательный контент? Для чего вы покупаете девайся своим детям? Тем у кого есть дети — пишите комментарии к статье.
С уважением, Олег Демьянов, команда WebCanape
и подразделение мобильной разработки Whisper Arts
Автор: jmeprogrammer