"Балда ® – игра, знакомая всем со школьной скамьи". Очень часто описание этой словесной игры начинается с избитой фразы. Однако, такое клише хорошо отражает суть: игра Балда ® широко известна еще с тех времен, когда в школах вместо стульев были лавки.
У самой игры Балда ® было бесчисленное количество различных реализаций под мобильники и ПК. Я и сам в далеких 2011 и 2013 годах написал две версии игра Балда ® под Android и iOS, которые набрали 3.5 миллиона установок.
Вероятно, у внимательного читателя уже возник вопрос: может хватит в каждом предложении писать Балда ®? почему же после слова Балда стоит знак правовой охраны товарного знака ®?
Все предельно просто: с конца 2017 года компания ООО "Паритет лифт" стала исключительным правообладателем товарного знака "Балда", и только "Паритет лифт" имеет право выпускать игры под таким названием. В начале 2018 года десятки разных игр под названием "Балда" были удалены из магазинов приложений. Осталась лишь одна-единственная, защищенная Роспатентом.
Впрочем, обо всем по порядку. Под катом немного патентного права, шантажа и мобильного геймдева.
Экскурс в историю
Игра Балда вполне себе народная, сложно точно сказать, кто ее придумал и когда. Википедия утверждает, что впервые правила игры Балда были напечатаны в журнале "Наука и жизнь" в 1980 году (под названием "Королевский квадрат"). В качестве начального слова журнал предложил использовать слово "Балда". Может, оттуда и пошло название?
Тем не менее, большинству игра все-таки известна как раз под названием "Балда". Как же так получилось, что название народной игры стало товарным знаком? Впервые заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака "Балда" подала компания "Искрасофт" в 2002 году.
Несмотря на свое название, оканчивающиеся "софт", это была торгово-строительная группа, а основным видом деятельности для нее являлись оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами. Не совсем понятно, что они собирались делать под таким звучным называнием, но при регистрации коды МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) указали практически все возможные.
В принципе, в такой регистрации нет ничего удивительного. Даже отдельные общеупотребимые слова можно регистрировать в качестве товарных знаков. Например, компания King.com зарегистрировала торговые знаки "candy" и "saga", а вышеупомянутая "Искрасофт" даже зарегистрировала товарный знак "Папа".
В 2010 году компания "Искрасофт" уступила товарный знак компании "ЮРЦЕНТР", а в 2017 году компания "ЮРЦЕНТР" передала права на товарный знак компании "Паритет лифт". Поскольку каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, то перешли не все права, а только некоторые (еще бы, ведь чем больше классов, тем дороже регистрация).
По наследству от "Искрасофт" компания "Паритет лифт" получила права на перечень двух классов МКТУ: 9 класс товаров и 42 класс услуг. В 9 класс товаров МКТУ входят:
приборы и инструменты научные, морские, геодезические, фотографические, кинематографические, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации, контроля (проверки), спасания и обучения; приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регулирования или управления электричеством; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, диски звукозаписи; торговые автоматы и механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счетные машины, оборудование для обработки информации и компьютеры; оборудование для тушения огня.
Речь тут идет про все что угодно, только не про программные продукты, и игра "Балда" никак не подходит под такое описание. Дело в том, что каждые пять лет выходит новая редакция МКТУ.
В 2002 году, когда происходила первая регистрация товарного знака "Балда", действовала 8 редакция (сейчас действует 11 редакция). Компания "Искрасофт" зарегистрировала свой товарный знак в соответствии с 8 редакцией и получила права в отношении вот этого длинного перечня приборов и инструментов. Пункт "программное обеспечение" в классе 9 МКТУ появился только в 10 редакции (в 2011 году). То есть ни изначально "Искрасофт", ни в последствии "Паритет лифт", не имели права на товарный знак в отношении программного обеспечения.
Право на право
Тем не менее, уже через неделю после регистрации торговой марки компания "Паритет лифт" начала реализовывать свои исключительные права. Некий господин Цимбалюк В. С., генеральный директор "Паритет лифт", прислал мне (и еще 20 другим разработчикам) электронное письмо с таким требованием.
Все просто: или удаляйте любое упоминание названия "Балда" из игры, или платите за его использование.
Казалось бы, неужели название игры имеет такое важное значение? К сожалению, с недавних пор да. Google Play постоянно меняет алгоритмы рекомендации игр, а последние изменения привели к тому, что многие игры остались совсем без органического трафика. Единственный источник бесплатного трафика для — это поиск. Логично предположить, что если устранить десятки конкурентов и забирать весь поисковый трафик себе, то можно быстро подняться в топ.
На все варианты игры "Балда" в Google Play были отправлены жалобы, и Google в начале января 2018 года поспешил восстанавливать патентную справедливость. Google не интересуют такие нюансы, как несоответствие классов МКТУ и на что распространяется регистрация. Товарный знак есть товарный знак!
3 января 2018 года все игры с названием "Балда" стали недоступны в русском Google Play. Пару примеров:
Поскольку 90% игроков были из России, то для моих двух игр это фактически стало равносильно удалению.
Кстати, ребята из Купертино поступили проще, решили не заморачиваться с ограничением по странам и действительно просто удалили мою игру из App Store.
Заменитель, идентичный натуральному
Природа не терпит пустоты. Вместо десятка удаленных вариантов "Балды" должно было что-то появиться взамен. И действительно, на следующий день после того как я получил письмо с требованием, на одном сайте появился рекламный обзор новой "народной лингвистической игры". Конечно, разные версии игры "Балда" под мобильные платформы создавались уже без малого лет десять. Но только игра эта была настоящая, оригинальная, о чем говорил знак правовой охраны товарного знака.
Я не буду пускаться в рассуждения о качестве слепленной на скорую руку поделке и сравнивать ее с продуктами, которые развивались годами. Может быть, я придираюсь, но мне кажется, что наглость патентных троллей иногда не знает границ. Мне видится определенное сходство между моей игрой и игрой от патентного тролля.
Реклама эта была малоэффективной, а игроки выбирали более качественные и популярные игры. Однако, после того, как поиск в Google Play стал выдавать одну-единственную версию "Балды", дела у нее пошли на удивление хорошо.
27 августа 2018 года компания "Паритет лифт" наконец зарегистрировала товарный знак "Балда" в отношении нового перечня товаров, куда вошли "программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров". И с этого момента у них действительно есть полное право требовать удаления остальных игр с таким названием.
Периодически в Google Play появляются игры "Балда", но нет сомнений, что они будут удалены после жалобы.
Кстати, интересно, в курсе ли компания LG, что безобразно нарушает законодательство своим приложением для Smart TV?
P. S.
На перенасыщенном рынке игр устранение конкурентов работает очень эффективно. Интересно, сколько осталось ждать до регистрации товарных знаков "Дурак", "Крестики-нолики" и "Морской бой"?
Автор: Андрей Манкевич