Всем привет. С 8 по 10 мая я провёл на ежегодной конференции для разработчиков Google I/O. Это одно из наиболее значимых технологических событий года. Вернувшись из Калифорнии со свежими новостями Android-разработки, хочу поделиться своими впечатлениями и советами по поездке в следующем году.
Что такое Google I/O и как это выглядит изнутри
Google I/O – это основная конференция Google, которая организована для обсуждения разнообразных обновлений открытых технологий и сервисов Google. Обычно на ней анонсируют новинки в мире разработки, которые либо будут реализованы в этом году, либо уже доступны для разработчиков. В этом году конференция проходила в Калифорнии, в городке Маунтин-Вью, неподалеку от офиса Google, в Shoreline Amphitheatre. Я был счастливым обладателем билета на I/O 4 года назад, когда конференция проходила в Сан-Франциско, но в Маунтин-Вью был первый раз. Стало гораздо масштабнее и разнообразнее. Семи тысячам человек надо было обеспечить комфортное обитание и получение знаний. На территории кроме основного зала амфитеатра, где проходили Keynote и центровые доклады, было ещё несколько помещений, в которых можно было послушать доклады. Многие из них, кстати, сразу же транслировались онлайн.
Были отдельные шатры (Sandboxes), в которых постоянно работали специалисты и демо-стенды по темам: от Android Auto до AR/VR. Довольно полезные по содержанию и специалистам, которые там присутствуют.
Также отдельные помещения были выделены под CodeLabs, на которых можно было сразу же опробовать на своём или выделенном компе новые технологии и API.
Самые полезные встречи со специалистами Google были в рамках «часов приёмов» (office hours), в которые можно прийти и пообщаться по своим проблемам с инженерами и менеджерами Google и обсудить свои приложения.
Как руководитель отдела и менеджер продукта, я в основном ходил на сессии, связанные с монетизацией, маркетингом, аналитикой и дизайном. Видно, что Google очень интересует развитие мобильной аналитики и подписок, что нам очень в тему, а потому все обновления (от отчётов расширенных до опроса, почему отменили подписку), весьма порадовали.
Каких новинок ждать в этом году от Google
Много было, конечно, сделано для Google Ассистента, который работает в телефонах и на домашних устройствах Google Home. Хорошая новость – Google Ассистент до конца года появится и в России. Также анонсировали девайсы Smart Display – это ассистент с экраном, аналог планшета с колонкой от Amazon. Девайс можно поставить на кухне, чтобы он зачитывал рецепт или показывал видео. Можно, не касаясь экрана, попросить его рассказать о погоде или озвучить новости.
Ещё представили крутой саундбар JBL Link Bar для телевизоров со встроенным Google Ассистентом. С помощью этой приставки можно управлять TV-голосом безо всяких пультов. Это не просто телевизионная приставка, это полноценный умный динамик. Все представленные новинки выйдут к сентябрю либо ещё раньше.
Самое ожидаемое – на конференции представили обновление операционки Android P. В демо-зоне также на смартфоны поставили новые библиотеки дополненной реальности и Google Lens. В целом практически все обновления включают щепотку или целую бочку машинного обучения, так что многие компоненты системы и приложений становятся удобными, персонализированными и интерактивными. Но взамен тебе, конечно, придётся отдать корпорации свои данные. Например, клики, оценки кафешек на картах и предпочтения по использованию программ в течении дня. А умная машина взамен оптимизирует систему так, чтобы это всё работало в нужный момент, показывало и угадывало твои желания в поиске места для разговора и еды.
Что было полезно для ABBYY
Собственно, самое интересное для компании ABBYY – это обновления, которые Google анонсировал для Android-камеры и инструменты машинного обучения на устройстве. Так, появляются прообразы оцифровки и распознавания документов в камере, которые реализованы в FineScanner и TextGrabber. Пока заявленные обновления отстают от наших: меньше языков распознавания, хуже качество, меньше сценариев работы – мобильные приложения ABBYY порадуют пользователей больше. Но в любом случае радует, что мобильный телефон всё больше воспринимается как инструмент ввода данных из документов для других систем. Это как раз то, что позволяет ABBYY так бешено расти, обрабатывая фотографии и сканы и извлекая из них полезную информацию.
Google идёт в сторону большего упора на улучшение компьютерного зрения через машинное обучение. Для смартфонов вышел TensorFlow Lite. Это то, что позволит гораздо быстрее развивать мобильные технологии на базе огромной коллекции нейросетей для серверных продуктов, разрабатываемых ABBYY в течение десятка лет.
Вторая часть, над которой работают в Google, – это голос и управление девайсом. Например, пользователь может попросить смартфон открыть визитку Вани из ABBYY и добавить туда заметку «отправить предложение», сидя за рулем автомобиля. На смартфоне установлен Business Card Reader, который обращается к системе с сигналом, что есть визитка Вани и заметку эту мы сейчас добавим. Становится реально полезно и удобно общаться с телефоном через голосового ассистента. Пока, к сожалению, сценариев комфортной работы в таком режиме немного, но я лично дома использую Amazon Echo, а на работе мы тестируем Google Home, и с каждым днём раздражение всё больше сменяется удобством и кайфом.
Как проходило общение между разработчиками и организаторами
В конце каждой сессии была возможность задать вопросы. Хотя, как правило, давали общую информацию, и не было смысла задавать какие-то узкоспециализированные вопросы. А вот в часы приёмов (в рамках Office Hours) проходило личное общение. Кстати, не могу не отметить, что эти встречи были очень странно организованы: один шатёр, множество чуть ли не вплотную стоящих столов, всего 1 час на тему, большие очереди на популярные сессии (типа дизайна и последних обновлений API), мало инженеров. Но надеюсь, что в следующем году обратную связь учтут и это будет более комфортно для всех. По всем вопросам, что поступили заранее от разработчиков удалось получить ответы специалистов. Либо же была возможность отправить сообщение на стоящем рядом ноутбуке, чтобы тебе ответили позже (мне пока не ответили). Самые полезные лично для меня сессии – онбординг, подписки и юзабилити, так как можно было получить конкретные советы по собственным приложениям из первых рук.
Как я говорил вначале, были также шатры, разбитые по тематикам: Android, Web, Android P, дополненная реальность, Android Auto и т.д.
В каждом из шатров можно было получить информацию и пообщаться с сотрудником Google, который демонстрирует возможности обновлений в демо-аккаунте. Самое полезное – это опять же шатёр дизайна, в котором можно было записаться на персональную встречу по обсуждению своего приложения. Смотрели онбординг нашего нового ABBYY TextGrabber (который мы обновим к Чемпионату мира по футболу). Подробно обсудили те моменты, в которых мы сами сомневались. Советы были довольно полезные.
Были организованы неформальные митапы. Минус в том, что ты иногда не знаешь про эти встречи, так как их нет в официальной программе. Ты просто ходишь, заглядываешь, спрашиваешь, что интересного, и с тобой делятся каким-нибудь отдельным расписанием. Обычно человек десять сидят и слушают, задают вопросы, общаются неформально.
Про встречу с создателем Google-мастерской
Тема проведения инновационных сессий в компании и творчества мне близка (мы проводили хакатон, регулярно собираемся на брейнштормы и сбор новых идей, разрабатывали совместно быстрые прототипы новых технологий), так что заинтересовала встреча с создателем Google-мастерской, которая прошла в виде аналогичного митапа. Однако организаторы анонсировали её в официальной программке, поэтому пришло человек 30-40. Проходила она в зоне отдыха, где собирались разработчики с Google Developer Groups из разных стран, в том числе из России.
Тема встречи звучала интригующе: «Если вы хотите начать творческие активности в вашей компании, приходите». Там был инженер, который рассказал, как родилась Google-мастерская. Однажды он вдохновился идеей создания творческих мастерских и купил за свой счёт шуруповёрт, который сложил в свободном помещении. Потом другой сотрудник купил набор материалов для сборки. Потом в рамках закупки удалось купить недорогой 3D-принтер и начать со всем этим экспериментировать. Как только он научился хорошо этим пользоваться, стал распространять информацию о своих опытах и проводить обучающие мини-сессии раз в месяц. Постепенно добавился плоттер, каттер для резки наклеек на ноутбуки, а потом и лазерный резак. Когда количество оборудования стало расти, руководство узнало про это и в общем-то одобрило такую инициативу. Решили открыть настоящую мастерскую и докупить оборудование. Сформировали график, выделили ответственного с бюджетом на комплектующие. В результате начали делиться этой практикой в других офисах Google. Теперь у них уже более 100 таких творческо-развлекательных мастерских по всему миру. А, например, Google Clips начался с неё. И, конечно, больше всего в этой истории меня впечатлило, что всё началось с покупки одного простого шуруповёрта даже без какого-либо согласования менеджмента.
Что больше всего запомнилось
На меня произвел сильное впечатление голосовой помощник Google Duplex на основе искусственного интеллекта. Он сделал бронь столика и запись в парикмахерскую. Практически все СМИ потом про это писали. Сомневались, может ли технология такого уровня быть или нет. Я думаю, учитывая, что сценарий довольно узкий, это вполне возможно. Проблема голосовых помощников сейчас только в том, что если начинаешь выходить за рамки категории, программа начинает давать сбои и говорить ерунду. Если ты находишься в рамках шаблона, звонок с узким сценарием, с осознаваемым количеством возможных ответов, то уже сейчас можно добиться такого офигенного впечатления.
Анализ речи уже достаточно хороший. Text-to-speech уже похож на голос человека. Я думаю, что такие инновационные вещи – это наше непривычное, но реальное будущее.
Несколько советов тем, кто планирует посетить Google I/O в следующем году
1) Чем раньше будете знать о своём участии и иметь визу – тем больше шансов забронировать недорогие билеты именно в Сан-Хосе (от Сан-Франциско 1-2 часа на такси) и жильё рядом с местом проведения. Визу в США вообще лучше оформить заранее под какую-нибудь туристическую поездку, так как сейчас есть огромные проблемы с её получением.
2) Перемещаться по Калифорнии лучше на Uber Pool и Lyft Line с попутчиками, тем более часто организаторы предлагают промокод. Чаще всего вы будете ехать также с участниками Google IO и хорошо проведёте время в поездке, ещё и сэкономив на такси.
3) Если вы не арендуете машину, то до Сан-Франциско, да и вообще по всему Заливу, можно недорого перемещаться на CalTrain (электричка), который ходит часто, едет быстро и стоит существенно дешевле такси.
4) Обязательно стоит вступить в чат в Telegram, где общаются участники конференции. Ссылку на чат можно попросить у предыдущих участников или найти в тематических группах Facebook. Ближе к мероприятию появляются посты о том, что кто-то едет и что он есть в чате, куда можно присоединиться. Почему стоит вступить в группу в Telegram? Всё просто. Все в ней делятся предстоящими вечеринками, мероприятиями – теми самыми секретами, что где происходит интересного и помогают друг другу по самым разным вопросам. Ну и, конечно, приятно пообщаться с интересными разработчиками из России. Я был очень рад такому активному коммьюнити посетителей конференции из России.
5) Не советую тратить много времени именно на сессии, так как они транслируются онлайн. Ходить только на них – это потеря времени. Лучше посещать только то, что касается самых последних обновлений, по которым можно на следующий же день задать вопрос по текущему продукту. Самая же полезная часть – Office Hours и App Reviews.
6) По опыту Apple WWDC думал, что нужно будет записываться на консультации в Office Hours (запись в 7 утра и у тебя буквально 5 минут), но тут записи не было. Так что лучше приходить раньше официального времени начала обсуждения. Чем раньше придёшь, тем больше внимания получишь от специалиста.
7) Чтоб выжать из поездки максимум, нужно стараться ходить на все активности. Чем более камерное мероприятие, тем больше пользы. Надо постараться узнать как можно больше о наличии расширенных программ в каждом из шатров и возможности записаться на дополнительные сессии. Больше мелких интерактивных мероприятий, а не транслируемых в YouTube сессий, которые можно просто скачать и, например, посмотреть потом в самолёте.
8) Расширяйте круг контактов! На такие крупные конференции приезжают разработчики со всех концов мира, с опытом работы в очень разных областях. Лучше всего знакомиться во время обеда или пока стоишь в очереди на сессию или митап. Все довольно открытые и легко делятся контактами. Начиная просто с «Привет, я Игорь. Как вам Google I/O?» Можно пообщаться с компаниями со схожими сферами деятельности. Это полезно и приятно.
9) Важно заранее обозначить цели поездки и свои желания. Ознакомиться с программой, отметить избранное, забронировать самое понравившееся, сформировать план действий по дням. Иначе максимального эффекта получения знаний не получится.
10) Рядом с Shoreline Amphitheatre находится офис Google, можно прокатиться туда на одном из великов Google, которые есть на парковке.
11) Ну и конечно же, главный совет – мажьтесь кремом от загара! Тем более его выдают в стартовом пакете. Многие думают: «Да что там, холодный ветерок дует, я вообще не загорю». Но не тут то было! Несмотря на погоду в Калифорнии, пользоваться кремом надо с первого дня!
Надеюсь, статья будет вам полезна. Если есть какие-то вопросы – спрашивайте, с удовольствием отвечу.
Автор: Игорь Акимов