Угадай слова — второе приложение на Google Play

в 17:36, , рубрики: android, Google Play, indie, Разработка под android, я пиарюсь, метки: , , , ,

Эта статья является продолжением истории о том, как я стал заниматься разработкой приложений для Android, какие трудности пришлось преодолеть, и что из этого всего получилось. Если вам интересно, с чего все началось, то рекомендую прочитать первую статью "Бомба для Android Market. Первый опыт". Она заканчивается на том, что первый блин вышел комом: платное приложение не продается. Правда, благодаря публикации статьи на Хабре, буквально на пару дней, удалось сдвинуть продажи с мертвой точки (да- да, тот самый хабрэффект). Но к концу недели, когда запись на Хабре ушла вниз с главной страницы, количество ежедневных установок платной версии вернулось к двум-трем в неделю. Если вам интересно, что было дальше, и как новое приложение попало на первое место в категории Игры в российском сегменте Google Play, прошу под кат.

Бесплатная версия

В одном из комментариев к первой статье мне советовали сделать бесплатную версию с рекламой. После того, как я лишился иллюзий по поводу платной версии, я добавил в "Игры для вечеринок" рекламу от AdMob и выложил приложение на маркет. Бесплатная версия оказалась значительно популярнее среди пользователей Android, поэтому количество установок стало быстро расти. Взлет был головокружительным: через полтора месяца на пике популярности приложение достигло планки в 10 000 установок в день. Если сделать приблизительный подсчет с допущением, что приложение устанавливается равномерно в течении суток, то получится, что каждые 7 секунд игра устанавливалась на новое устройство.

Угадай слова — второе приложение на Google Play

График установок в день

Я уже представлял себя выходящим из дорогой яхты на причале тропического острова и раздающим туземным девушкам визитки с текстом «I am an Indie Developer, bitch». Но подобная динамика сохранилась недолго и график ежедневных установок вышел на плато 2000-3000 установок в день, где он и держится и по сей день.

Угадай слова — второе приложение на Google Play

Угадай слова

Через некоторое время после выпуска «Бомбы вечеринок», друг подкинул идею новой игры. Суть ее заключалась в том, чтобы составлять слова из заданного набора букв. Составил все возможные слова- прошел уровень. Идея не нова, и похожее приложение уже существовало на Маркете. Оно было на английском, с достаточно простым интерфейсом, и пользовалось некоторой популярностью. Последним решающим аргументом за создание был единственный комментарий от русскоязычного пользователя, который звучал примерно так: жаль, такого нет на русском.

Так было придумано приложение Угадай слова (Guess The Words). И мы с двумя друзьями взялись за дело.
Сначала был найден словарь русски существительных и на Google App Engine сделан простейшее приложение, решающее обратную задачу: поиск всех слов, которые можно составить для данной последовательности букв.
Затем взялись за UI. Как водится, сначала был сделан эскиз игрового экрана:

Угадай слова — второе приложение на Google Play

Затем был разработан дизайн, и стало вот так:

Угадай слова — второе приложение на Google Play

После началась разработка на Android SDK, которая продлилась несколько месяцев. В качестве графического движка был выбран AndEngine, причем старая его версия, работающая с GLES1, о чем мы в дальнейшем пожалели, так как до момента перехода на GLES2 испытывали постоянные проблемы с графикой на некоторых устройствах. C GLES2 оказалось тоже не все так гладко, то лапы ломит то хвост отваливается. Отводим памяти больше — не работает на слабых устройствах, отводим меньше — не помещаются текстуры и шрифты. В итоге, только под новый год нам удалось сделать стабильной вторую версию нашей новой игры «Угадай слова».

Особое мнение

Все слова, которые можно составить из букв, не помещались на экран, поэтому мы решили просто скрыть часть из них, не включая в словарь. Идея была такая: пусть игрок угадывает только те слова, которые скрыты за черными квадратами. Если набрано существующее в русском языке слово, но его нет на уровне, то чудик на экране делал грустную рожицу и говорил что-то вроде «буээ». Если пользователь угадал 50% слов на экране, он может перейти к следующему уровню.
Но оказалось, что играющие хотят составлять все возможные слова, а не только те, что мы оставили для них. Большая часть отрицательных комментариев звучала примерно так: игра не знает простых слов. Далее список слов, которые отсутствовали на уровне, не смотря на то, что мы умышленно убрали их из игры.

Угадай слова — второе приложение на Google Play

В следующей версии мы попытались следовать ожиданиям пользователей и сделали максимально полный словарь, знающий даже редкие слова и ругательства. При этом, на уровне показываются не все слова, только часть. Остальные спрятаны, но при наборе узнаются, и за них тоже даются очки. Проблема отсутствующих слов решена.

Создавая приложение, будьте готовы к тому, что ваши представления о том, как будет им пользоваться может достаточно сильно отличаться от сценария, придуманного вами.

Требуем продолжения банкета

Когда мы выпускали первую версию Guess The Words, она включала 63 уровня. Вспоминая о том, что большинство игр на своем смартфоне лично я бросил на первых уровнях, единицы игр прошел до середины и только одну до конца, я предположил, что это и есть типичный сценарий. Я недооценил желания наших пользователей играть дальше. Оказалось, что многие пользователи достаточно быстро прошли игру до конца и писали требовательные комментарии на Маркете по поводу новых уровней, которых у нас просто не было.

Угадай слова — второе приложение на Google Play

Вместо цепочки периодических обновлений приложения мы пошли своим путем: сделали сервер, к которого загружаются уровни. При прохождении набора из 45 уровней пользователь может получить новый набор с сервера, или же продолжить отгадывать имеющиеся у него слова.

Выпуская игру с 10 уровнями, чтобы «пощупать» рынок, будьте готовы предоставить еще 100, если ваша идея выстрелит. Если вы будете не готовы и сделаете это слишком поздно, то можете упустить момент и получите массу негативных отзывов вроде «Прошел до конца за 3 дня. Ждал обновления неделю, надоело, сношу». Если у ваших пользователей есть желание играть дальше, то надо сразу же предоставить им такую возможность. Иначе они могут переключить на что-то другое и забыть про ваше приложение.

Взлет

Игра «Угадай слова» для Android стартовала на Google Play достаточно резво. Через полтора месяца после выпуска у нас уже было 250 тысяч пользователей. Приложение попало на первое место в разделе Игры/Головоломки, а затем на первое место в разделе Игры. В обоих случаях речь идет о российском Google Play, т.к. игра существует только в русском варианте.

Угадай слова — второе приложение на Google Play

Никаких особых усилий по для попадания игры в топ мы не прилагали: ни заказных статей, ни рекламы, ни оплаты установок или сотрудничества с компаниями по продвижению. Единственный фактор, который мог повлиять, это наличие уже опубликованного достаточно успешного приложения. Ну и конечно, само приложение: мы просто сделали интересную игру с хорошим дизайном, привлекательной иконкой и удачным названием, попадающим в ключевые слова. Одна из фишек, которыми мы по праву гордимся — это подсказки к словам, появляющиеся в устах чудика при нажатии на слово. Они составлены вручную, и пусть не всегда точны, зато оригинальны и с юмором.

Потолок

После пика в 15000 установок в день, который пришелся на середину лета, приложение достигло потолка, и началась стагнация, завершившаяся плавный оттоком пользователей. При этом, количество ежедневных установок, постепенно уменьшилось до 1000 в день, а количество активных пользователей стало медленно таять, и падение прекратилось только под новый год.

Почему же игра перестает вдруг быть популярной и уходит из топа? Причин может быть несколько:

* Исчерпание целевой аудитории. Основная масса тех, кто интересуется данным типом игр, ее установили и поиграли. Оставшиеся прибывают уже меньшими темпами.
* Конкуренты. Выходят новые игры, которые конкурируют за внимание аудитории. Не все же время быть на коне. Потеснись и дай дорогу молодым
* Google. Возможно, корпорация добра сама как-то регулирует положение приложений в топах, осуществляя ротацию. Тут вопрос состава таинственной формулы кока-колы расчета рейтинга приложения на Google Play.

Игра VS неигра

«Угадай слова» это классическая игра — головоломка. «Игры для вечеринок», несмотря на то, что находится в разделе «Игры» на Google Play, фактически не является игрой, а приложением. Отчасти это справочник, отчасти — мобильный помощник для организаторов и участников вечеринок. Назовем их игра и неигра. Попытаюсь рассмотреть плюсы и минусы того и другого типа приложений с точки зрения разработчика.
Возможно, данное сравнение поможет определиться тем, у кого есть несколько идей, и приходится выбирать, за какую из них браться.

Игра

Плюсы

* Больше возможностей для полета фантазии, когда придумываешь приложение
* Нет жестких требований к UI (хотя конечно, надо знать меру:)
* Большая целевая аудитория
* Быстрый старт
* Дольше время, проведенное в приложении

Минусы

* Менее серьезное отношение пользователей
* Небольшой срок жизни на устройстве (поиграл — надоело — удалил)

Неигра

Плюсы

* Более лояльная аудитория
* Больше возможностей для монетизации (например, подписка, как в Evernote)
* Дольше жизнь на устройстве (пользуюсь постоянно, не пользуюсь — но может пригодится, пожалуй оставлю)

Минусы

* Меньше целевая аудитория (чем более уникально и специализировано приложение, тем уже потенциальный круг пользователей)
* Медленный старт, возможно нужна раскрутка
* Меньше время, проводимое в приложении (конечно, зависит от приложения, но по сравнению с играми, меньше)
* Необходимо не просто фантазировать, а изучать спрос на данный тип приложений, предметную область

Посмотрим, как в нашем случае выглядят графики пользователей и установок для игры и неигры.

Игра

Угадай слова — второе приложение на Google Play
Активные пользователи

Угадай слова — второе приложение на Google Play
Установки в день

Неигра

Угадай слова — второе приложение на Google Play
Активные пользователи

Угадай слова — второе приложение на Google Play
Установки в день

Выводы: создание игра — более творческой занятие, но в случае успеха, «полезное приложение» может дольше и стабильнее приносить доход.

Итог

Я хочу дать несколько мотивирующих советов, которые будут полезны людям, делающим первые шаги в создании своих мобильных приложений

* Не надо опускать руки при первой неудаче. Не пошло одно приложение, попробуйте сделать другое. Не продается платное — сделайте бесплатным. Ругают дизайн — сделайте или закажите новый. В итоге что-то должно сработать, и ваши усилия окупятся.
* Не надо думать, что для того, чтобы приложение стало популярным и попало в топы, надо тратить большие деньги на раскрутку. Прежде всего, надо сделать качественное приложение с хорошим дизайном. А успех придет.
* ИП в РФ и валютный контроль в банках не так уж страшны. Но это отдельная тема для разговора, возможно об этом я расскажу в следующей статье.
* Как писал пресловутый Ричард Брэнсон, чтобы что-то получилось, надо просто брать и делать. А отговорки о том, что что-то мешает, придумают те, кто не хочет оторвать свою задницу и взяться за дело.

Ну и в заключение, раз уж я разместил статью на хабе «Я пиарюсь», то вот еще раз ссылка на приложение в Google Play Market: Угадай слова

Автор: gflower

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js