В середине 2011 года я опубликовал свое второе приложение в Android Market. Приложение — достаточно простое, нацелено на российский рынок (точнее, даже на один единственный город), сезонное. Что самое важное — аналогов такого приложения в Android Market'e в то время не было.
Приложение было, конечно же, бесплатным. Бесплатное, но с рекламой, которую можно было отключить через in-app purchase. За год на рекламе и на отключениях рекламы мне удалось заработать $18.63. Было принято решение сделать приложение платным. О том, как я это делал — далее.
О приложении
Сначала чуть больше деталей о приложении. Приложение действительно было совсем простым — список, карта, экран настроек. Приложение сезонное, соответственно, раз в год в нем нужно обновлять данные.
Когда я решил, что приложение нужно сделать платным, количество активных установок приложения равнялось 5 431, всего установок — 10 781. Рейтинг приложения — 4.73.
Для рекламы приложения была создана тема на 4PDA, плюс было опубликовано несколько постов о его разработке здесь, на Хабре.
Из бесплатного в платное
Сначала я задумался над тем, почему реклама в приложении приносит так мало денег. Выводы были неутешительными —
- приложение запускается на несколько секунд, пользователь смотрит список/карту — закрывает приложение;
- приложение используется, в основном, офлайн — реклама не показывается.
Долго я думал над тем, как приложение сделать платным. Рассматривались следующие варианты —
- выпустить новую версию приложения, с обновленными данными, как платную;
- сделать в приложении in-app purchase для покупки «обновления» данных;
- сделать из бесплатной версии приложения trial-версию, через in-app purchase — покупка полной версии.
Мне виделись следующие плюсы и минусы каждого подхода —
Новая версия приложения
Минусы:
- те немногочисленные пользователи, что уже купили опцию «без рекламы», должны будут заплатить еще раз;
- существующие пользователи должны как-то узнать о новой версии приложения;
- новые пользователи должны суметь соориентироваться в Android Market/Google Play, чтоб понять какую версию надо скачивать;
- необходимо новую версию сделать, загрузить, отдельно отслеживать статистику и т.д. — не так сложно, но возникают дополнительные неудобства.
Плюсы:
- те пользователи, которые не захотят покупать платную версию, смогут пользоваться старой версией приложения, с устаревшими данными.
Покупка «обновления» данных
Минусы:
- дополнительная доработка приложения, включая отдельное информирование пользователя, что можно приобрести «обновление» данных.
Плюсы:
- те пользователи, которые не захотят покупать «обновление» данных, смогут пользоваться устаревшими данными.
Trial-версия приложения
Минусы:
- наименее приятная опция для существующих пользователей — если они обновят версию приложения, то более не смог пользоваться им бесплатно;
- возможно, это нарушает правила Google.
Плюсы:
- те пользователи, которые купили опцию «без рекламы», смогут продолжить пользоваться приложением бесплатно;
- минимальная доработка приложения.
Результаты
Мною было принято решение попробовать последнюю опцию. Как это работало — пользователь скачивает бесплатное приложение или обновляет уже установленное приложение до новой версии, запускает его — появляется диалоговое окно, что приложение способно бесплатно запускаться лишь 5 раз. После этого необходимо через in-app purchase приобрести возможность неограниченного использования приложения. В диалоговом окне я попытался объяснить почему так было сделано. В описании приложения и в списке изменений также было сказано, что приложение теперь будет работать бесплатно лишь 5 раз. Конечно же, из приложения была убрана реклама.
Естественно, данное изменение было негативно воспринято пользователями. Многие считают, что я им чего-то должен. Но речь сейчас не об этом. Давайте посмотрим, что же получилось в итоге.
Количество активных установок продолжило расти (платная версия была выпущена 1 мая 2012 года, как раз в начале сезона) —
как и общее количество установок —
Конечно же, увеличилось количество удалений приложения —
Но сильнее всего пострадал рейтинг приложения — опустился с 4.73 до 3.04 —
При этом, за период времени с май по октябрь 2012 года я заработал на приложении около $170.
Выводы
В октябре этого года я вновь сделал приложение бесплатным. Те, кто купил «платную» версию, продолжат пользоваться приложением без рекламы.
Сделанный мною вывод — варианты монетизации приложения нужно продумывать сразу, до его публикования в Google Play. Делать бесплатное приложение платным можно — но это будет дорого стоить (в моем случае — сильно снизился рейтинг приложения).
Автор: and7ey
Хорошая статья… Но вот интересен факт: а Вы сами довольны тем, что сделали его платным? 170$ – стоили того чтобы убить приложение? Или же оно позже “оправилось” от плохих отзывов?