“АвтоУскорение”: как попасть без денег в Топ-100 Google Play и что делать дальше?

в 14:25, , рубрики: android, iphone, краудкрафтинг, краудфандинг, стартап, метки: , , ,

Все началось 19 мая 2011 года, когда друзья на день рождения подарили мне новенький смартфон Google Nexus S. До этого я долгое время я работал программистом, потом специфика моей деятельности поменялась, но «руки то помнят». Поэтому я сразу задумал что-нибудь запрограммировать для моего нового классного смартфона, и написал приложение Авто-ускорение. Сегодня хочу рассказать, что я узнал, понял и сделал за два месяца с момента старта.


— По статистике, самыми опасными считаются первые два часа в жизни человека
— Есть мнение, что и последние два часа не лишены определенного риска..

Немного о разработке, или где мы накосячили

Первая версия мобильного приложения, разумеется, планировалась под андроид. К этому времени я уже успел написать пару приложений, которые были опубликованы на Google Play. И еще с десяток тестовых — в которых пробовалась какая-нибудь технология. В качестве среды разработки я сразу же выбрал NetBeans. По двум причинам: во-первых, мне не нравился Eclipse со студенческих времен: что-то у меня там один раз не заработало. Ложечки мы потом, конечно, нашли — но осадок остался. Во-вторых: мне нравился NetBeans, я немного программировал на ROR с использованием этой IDE. Так что долго не думал. Сейчас я считаю это ошибкой, но исправлять поздновато.

К самой среде претензий никаких, но вот с Android SDK она работает как-то коряво. Может, это я не разобрался в деталях — но вот как-то так. Кроме того, некоторые удобные инструменты выпускаются для Eclipse, а для NetBeans их нет. Чего стоит только возможность смотреть logcat в среде разработки!

Иногда при обновлении SDK все неожиданно ломалось, и приходилось где-нибудь что-нибудь прописывать, удалять, переименовывать… Возможно, использование Eclipse ведет к подобным проблемам, но я надеюсь, что это не так.

Примерно полгода я программировал в гордом одиночестве. Не скажу, что это занимало все мое свободное время, но для меня эта область была незнакома, и даже простые вещи делались долго. Наконец, настал тот момент, когда я решил для себя: идея интересная, техническая реализация возможна. Настало время использовать подсказку «помощь друга». Так нас стало двое, и вопрос контроля версий получил статус «надо прямо сейчас» вместо «да ладно, пока так как-нибудь».

На работе мы пользуемся SVN, но для разработки из дома это не очень подходит: нужен репозиторий в общедоступном месте. А это прямая дорога на, например, bitbucket. Туда я и пошел. В качестве клиента выбрали Tortoise Hg, ибо используем аналогичный продукт для SVN. И тут я совершил вторую ошибку. В созданный репозиторий я залил все свои проекты. А это вообще совсем неудобно: надо было делать отдельный репозиторий, или как там оно называется, для каждого проекта. Понимание этого пришло, как водится, чуть позже.

Проект включает в себя не только мобильное приложение, но еще и веб-сайт. По предварительным оценкам, сайт планировался очень простенький, и сделать его можно было буквально за пару недель. Поэтому было решено сперва довести приложение до готовности к публикации, а затем заняться сайтом. Для этого к команде подключался третий участник.

Сайт, который можно сделать за две недели, мы делали три месяца. Потому что нельзя ничего сделать за две недели.
Этим следовало заняться задолго до готовности приложения, ведь мы просто потеряли это время.

В дальнейшем, выявился еще один мой косяк. На стадии разработки прототипа я поставил минимальную версию Android 2.3. В 2.2 были какие-то заморочки с использованием GPS. А потом оказалось, что у нас много пользователей с Android 2.2 и они тоже хотят приложение.

Публикация: триумф, победа, блестящие перспективы

30 июля мы наконец-то выложили приложение на Google Play. Тут же были предприняты различные шаги по продвижению проекта. Во-первых, я написал на десятке профильных форумов: проект для автолюбителей, а наш брат любит посидеть на тематических ресурсах, особенно в рабочее время. Во-вторых, я потратил целых сто долларов на рекламу AdMob. Конечно, я осознавал что такая сумма не может дать ощутимого эффекта, но было просто интересно. Для продвижения сайта мы воспользовались сервисом Sape. Чуть позже была написана статья на Хабре в разделе «Я пиарюсь» и статья на 4pda в рамках программы «поддержка российских разработчиков».

Немного подробнее о каждом из этих действий и произведенном эффекте. Тематические форумы оказались наиболее эффективным, самым простым и бесплатным способом продвижения. Видимо, идея оказалась и правда довольно интересной, так как народ стал читать, писать, спрашивать, просить всякое, ставить хорошие оценки на Google Play. Я думаю что не ошибусь, если скажу что суммарно топики про наш проект набрали более 100 000 просмотров. Мы очень радовались, когда через яндекс метрику находили обсуждения на форумах, на которых отродясь не бывали. Негативных отзывов и постов было крайне мало, что вселяло в меня уверенность: мы на верном пути. Несмотря на то, что приложение доступно для скачивания только в русскоязычных странах, уже через пару дней оно попало в рубрику «Набирающие популярность» на Google Play, а потом и вовсе расположилось в «Топ новых бесплатных». Прирост активных устройств был более 300 в день. Рекордное количество просмотров страниц сайта — 10 000 в день. На фоне этого всего, 100 долларов в AdMob потерялись, как капля в море.

Спустя неделю, я написал статью на 4pda. И создал тему на форуме, с размещением apk. Приложение бесплатное, и мне совершенно не было жалко выложить его. Статья оказалась штукой полезной: более 1000 юзеров скачали приложение с 4pda. Это конечно не много, но думаю значительно больше пошли на Google Play — ведь все бесплатно. Обсуждение было уже более конструктивным и критичным: народ указывал на существующие аналоги, выискивал недостатки в методе работе приложения.

Еще через неделю я опубликовал статью на Хабре. На нее возлагались большие надежды — ведь Хабр один из самых популярных ИТ-ресурсов в рунете, его постоянно читают, много комментируют, и конечно все пробуют, пытаются поломать, раскритиковать, насоветовать — в общем, обратная связь обеспечена. Но, наверное, заметка вышла не очень интересной, или автомобильная тема не шибко близка — рейтинг у статьи получился совсем не высоким, комментировали мало, сломать ничего не сломали. Эффекта не заметил. Значит, я что-то сделал неправильно.

SEO кампания для нашего сайта на самом деле довольно смешна на этой стадии. Она была начата в качестве «пробы пера». Да и специфика ресурса не подразумевает миллионных посещений: количество поисковых запросов по фразе «разгон до 100» в яндексе примерно 15000 в месяц, а по остальным подходящим по тематике — и того меньше. Но с инструментами более менее разобрались, можно смело лепить на заборах объявления «раскрутка сайтов недорого».

Но все мелкие неудачи не могли нас даже немножечко огорчить: ведь мы были в «Топ новых бесплатных». За месяц более 20 000 человек установили наше приложение. Правда, загрузок измерений на сайт было сильно меньше — несколько сотен, но это число стабильно росло, а это главное.

Web Ready Сибирь 2012

С таким прекрасным, популярным проектом просто необходимо было засветиться на каком-нибудь форуме. Найдя где-то в недрах Хабра публикацию со списком тематических мероприятий, я выбрал ряд из них и написал письма, подал заявки. По итогу вышло, что из планирующихся в ближайшей перспективе интересно только Web Ready. Тем более, что на сибирский этап мероприятия никакого конкурса нет, все желающие могут принять участие. Поэтому я купил билет на поезд, и в начале сентября поехал в Новосибирск. К сожалению, ровно через месяц после публикации приложение выпало из раздела «Топ новых бесплатных» — наверное, это правила Google такие, и число установок в день снизилось с 700 до 70, а число удалений как было 200-300, так и осталось. Число активных устройств стало резко падать… а вот картинка, кстати.

“АвтоУскорение”: как попасть без денег в Топ 100 Google Play и что делать дальше?

Это удурчало.

Первый день на мероприятии был ориентирован на обучение. Организаторы прочитали две лекции, пообщались с контингентом. Надо сказать, проектов было очень немного — около десятка. Это, с одной стороны, огорчило меня: я предполагал что это очень популярный конкурс, а тут всего десять проектов. С другой стороны, конкуренция меньше! Хотя на победу я абсолютно не рассчитывал: наш проект очень молод и не приносит ничего, кроме убытков. Да и вообще, не тянет на революцию в мире ИТ. Но надежда есть всегда. Сразу скажу: идея поехать на Web Ready Сибирь была суперправильной. Это я понял уже в первый день. Во-первых, мне понравились выступления лекторов: ребята говорили толково, интересно, убедительно. И пускай ничего принципиально нового сказано не было — все это я уже где-то читал или слышал, все равно: мне понравилось.

Еще было любопытно пообщаться с ребятами, которые привезли свои проекты. Дело в том, что сомнения есть всегда. А в моем случае главное сомнение главное сомнение «а не занимаюсь ли я ерундой?». Никому особо не нужной, и даже смешной. Стоит ли вообще рассказывать об этом уважаемым людям? И даже 20 000 скачиваний не могли меня до конца убедить в обратном. А посмотрев на проекты других ребят, я понял, что они такие же, как мой — как правило, это тоже сомнительная ерунда. Выиграл проект довольно серьезный. Но это иная весовая категория: группа из 10 человек занималась им уже несколько лет, с финансированием, заказчиком — а мы просто опубликовали какую-то фигню на Google Play. Короче говоря, я радостно осознал, что моя ерунда не одинока, и не будет выделяться особой бессмысленностью.

И еще оказалось, что о моем проекте народ уже слышал: и участники конкурса, и даже организаторы проявили интерес, узнавали: «а, это вы Авто Ускорение? Давайте пообщаемся!». И это было важно: я убедился, что у моей затеи есть перспектива.

На второй день был сам конкурс и еще одна отличная лекция, которую читал Александр Лысковский (один из основателей компании Alawar).

Самое же главное — выступление участников. В жюри было порядка семи экспертов, и каждому проекту было предоставлено 7 минут на выступление. Я вообще выступать не сильно люблю, формат круглого стола мне ближе. Но конкурс есть конкурс. После выступлений была устроена «карусель» с членами жюри: проекты по очереди подходили к ним и индивидуально беседовали с каждым экспертом, получали критику, советы.

Разумеется, победила значительно более сильная команда. Но по словам организаторов, и мой проект набрал немало голосов. Это меня приятно удивило, ведь я полагал что победа сильных команд будет безоговорочной, а моя затея крайне плохо монетизируется, и потому обречена на последние места.

Подводя итог поездки, скажу: это были полезные два дня. И хоть в местном Harats у вокзала плохо с нефильтрованным немецким пивом, все было отлично. Главный бонус — убежденность, что с моим проектом не все так плохо, и его можно развивать и даже может быть когда-нибудь заработать на нем.

А причем здесь вообще iPhone?

Самым очевидным следующим шагом является разработка версии приложения для iOS. С учетом всех модификаций, которые будут в ближайшее время производиться с Android версией: добавление игрового момента, дополнение функционала — все то, что было решено сделать по итогам поездки. Начал читать про разработку для iOS.
Большая часть авторов, в том числе и здесь, утверждают: правильная разработка для iOS должна производиться только на Mac. А если подразумевается использование датчиков, то эмулятор категорически не годится. Ходил по квартире, ходил… съездил даже на дачу: не нашел маков и айфонов. Конечно, об этой проблеме я знал заранее. И поделился ей в неформальном общении с экспертами на web ready. Оказалось, что один из проектов, попавшим некоторое время назад в сферу интересов Александра Лысковского, это площадка краудфандинга «С миру по нитке». Группа товарищей сделала аналог вражеского KickStarter, который, как известно, для нас не очень то работает. И действительно, подумал я. У меня такой популярный проект, 20 000 с лишним установок на андроид! Неужели не найдется тысяча-другая людей, готовых рублей 50 или 100 пожертвовать на создание приложения на iPhone, а я как раз куплю пару macMini и iPhone, и сделаю таки приложение! А потом выйдем на мировой рынок, будем продавать платные версии и заработаем миллионы! Все гениальное просто. Лояльные к проекту автолюбители не могут не поддержать меня!!!

Краудкрафтинг по-русски

Итак, кампания по сбору средств на оборудование для моей команды стартовала. Первыми шагами была регистрация на сайте, добавление проекта, составление его описания. Тут все просто. Очень скоро со мной связалась девушка Даша, PR-директор компании «С миру по нитке». Насколько я понимаю, народу в команде не так много, и простых смертных не предусмотрено: должностей ниже директора в стартапах вообще быть не может, это концепция. Даша очень толково объяснила мне технологию работы, прислала примеры описаний проектов, сказала что подправить, что добавить, все по существу. Правда, оказалось, что я напрасно логинился на сайте с применением аккаунта Google. Логиниться-то можно, а вот корректно оформить проект не получалось.

Вся процедура заняла примерно неделю: выверили описание, разобрались с логином, составили договора (ничего никто не подписывает, ты просто читаешь PDF файл и говоришь что согласен). Да и в самом тексте договора единственная обязанность клиента — выплатить вознаграждение в случае успешного сбора средств. И вознаграждение это списывается автоматически при платеже.

Самой большой проблемой было придумать мотивирующие факторы для людей, присылающих деньги. Оказалось (это еще хорошо что я проверил заранее, не знаю что навело меня на эту мысль), что приложения для iOS не получится раздать кому попало бесплатно. А есть желание сделать все-таки платную версию. В итоге был найден выход: публикация двух приложений, одно платное, другое бесплатное. И в бесплатном спрашивать пароль. Конечно, в случае успеха приложения пароли эти разойдутся по стране. Но если будет успех — да и ладно, не жалко! Вторым фактором, шуточного характера, стало присвоение забавных званий и наград. У нас планируется система «ачивок» разного рода, и логично спонсоров наградить специальными медальками.

Даша была очень оптимистично настроена. Да я и сам верил в успех: ведь мое андроид приложение популярно, а автомобильные форумы это просто бомба по продвижению! Пора уже идти в магазин выбирать девайсы.

Итак, пару дней назад проект опубликован, кампания начата. Тут же закидываю сам себе сто рублей, чтобы проверить как все работает. Все работает. Отлично! Срочно пишем на освоенные форумы и прицениваемся к устройствам. Чтобы уложиться в срок, надо всего-то по 2000 в день собирать, это 20-30 человек. Из тех тысяч, которые прочтут мои сообщения, наверняка найдется больше.

Не тут-то было. Фиаско. Это не работает вообще! Конечно, применительно к моему проекту — как знать, может быть, что-то более эпатажное и вещественное будет иметь больше шансов. Но на сегодня могу сказать: народ не готов в этом участвовать. За три дня только один неизвестный благотворитель — подозреваю, кто-то из моих друзей, перечислил 500 рублей. Все остальные же одарили меня массой бесплатных советов. Как известно, бесплатный совет стоит ровно столько, сколько за него заплатили. Тут же нашлось много ИТ-специалистов, рассказывающих что их знакомые прекрасно программируют под iPhone на своем пиратском Windows, многие пожелали удачи, еще большие сказали, что надо самому зарабатывать, а не попрошайничать, но принять участие не решился никто. До окончания сбора средств еще 42 дня, но я практически уверен, что из этого ничего не выйдет. В России это пока не работает, увы. Может, конечно, ребята из «С миру по нитке» что-нибудь придумают, и все изменится, но меня терзают смутные сомнения.

Выводы

Делать выводы о самом проекте ранее, чем через год после публикации — крайне преждевременно. У меня есть мысли, как его развить, изменить — и вы об этом узнаете, когда оно свершится. Но практические подтверждения прописным истинам мы получили. Это не так сложно, сделать что-то свое. Даже что-то интересное. Уж точно гораздо лучше, чем ничего не делать. Даже создать что-то глупое и ненужное значительно полезней, чем не предпринимать ничего. Без особых финансовых затрат каждый, знакомый с современными ИТ технологиями, может что-то предложить публике, стать автором своего проекта. Вряд ли удастся получить за это деньги — лишь небольшой процент подобных предприятий приносит хоть какую-то ощутимую прибыль. Но опыт и знания обеспечены, и это повышает шансы на удачный проект в будущем.

Автор: maep

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js