Наконец-то у меня дошли руки написать о рейтинге российских мобильных разработчиков за 2011 год. Результаты мы опубликовали еще в апреле, в них попало 38 компаний из России и СНГ. Внутри я расскажу о методике рейтинга, источниках данных и работе с ними. Бонус: значимые новости и сплетни об участниках.
Рождение методики
Мы часто оглядываемся на рынок веб-разработки. Скорее всего, рынок мобильных приложений будет развиваться по похожему сценарию. Это позволяет находить «белые пятна». Самым значимым оказалось отсутствие рейтинга мобильных студий. На мой взгляд, такие рейтинги преследуют две цели:
- «система координат» для отрасли (возможность сравнить свои успехи с успехами конкурентов);
- список надежных компаний для выбора подрядчика;
И мы решили рискнуть, занять нишу. Лично мне очень хотелось понять, где же мы находимся относительно конкурентов и как хорошо нужно работать, чтобы попасть в десятку лучших компаний-разработчиков в следующем году.
За основу был взят рейтинг TagLine. Их методология основывается на взаимном голосовании студий друг за друга и, в меньшей степени, на бизнес-показателях компании (оборот, сотрудники, клиенты из ТОП-100). По образу и подобию Таглайна мы запустили сайт и попробовали пособирать анкеты с компаний.
В процессе сбора информации выяснилось, что ради места в призрачном рейтинге мобильные студии не хотят делиться с конкурентами конфиденциальной информацией. Да и вообще никакой информацией не желают делиться. Уговаривать 50 компаний не было времени и желания.
После постигшего нас разочарования очень хотелось все забросить и закрыть проект. Но тут в голову пришла идея: оказывается, успех компании можно оценить по ее приложениям. По их количеству за год и «качеству». Такая статистика могла дать более четкую и правдивую картину изменений на рынке. Мы решили не забрасывать проект и взялись за его реализацию.
Методика рейтинга
В итоговой методике учитывались только приложения, созданные на заказ в 2011 году. Учитывалось как качество, так и количество работ. На момент сбора данных приложения должны были находиться в App Store или в Google Play.
К участию в рейтинге не допускались приложения:
- разработанные не для отечественных заказчиков и/или не для российского рынка;
- созданные не в 2011 году;
- созданные не на заказ (под «на заказ» подразумевается договор и оплата);
- на 90% похожие на другие творения той же компании;
По умолчанию рейтинг каждого приложения равнялся 1. Если продукт получал меньше 5 оценок пользователей, то его рейтинг снижался на 0.4 пункта. Это означало, что приложение было разработано, но осталось без должного внимания. Нормальной средней оценкой в онлайн-магазинах считались 4 звезды. За каждую недополученную звезду показатели снижались на 0.4 пункта.
Если приложение получало оценку, которая была выше 4 звезд, и было оценено пользователями более 10 раз, то за каждую звезду разницы начислялось 0.2 балла.
Учитывалась и популярность работ, причем сразу по двум критериям: максимальному месту в топе онлайн-магазинов и количеству отзывов пользователей. Если приложение побывало в общем ТОП-5, то оно получало 1, а если в общем ТОП-25 — 0.4 пункта.
С категориями дело обстояло примерно также, за исключением того, что за ТОП-25 в отдельных разделах сторов начислялось только 0.05 балла. Вообще пункты за количество отзывов пользователей пересчитывались по формуле: +0.05 * log(количество отзывов).
Техническая часть
Сервис написан на Django/Python. Компании и проекты собирались вручную по аккаунтам в онлайн-магазинах и портфолио. Для получения данных о приложениях были написаны AppStore- и Google Play-парсеры на lxml.
Дату релиза и максимальное место в топе взяли с AppAnnie. С iOS все было превосходно, но AppAnnie для Android только появился и данные во многом были неточными. Например, дата релиза была неверной в каждом втором проекте. Приходилось вручную смотреть AppBrain и дату первого комментария на Play.
Где же Touch Instinct?
Наша компания появилась только в 2011 году. И успели выпустить только одно приложение — CoinKeeper. В итоге заняли 24 место из 38 возможных.
Зато теперь у нас есть инструмент для оценки своих успехов :) В 2012 году, думаю, мы попадем в ТОП-10.
Новости и сплетни
Изначально хотелось включить «аналитику» за 2011 год в результаты рейтинга, но не хватило времени. Возможно, вам будет интересно что же произошло с лидирующими мобильными аутсорсерами в 2011-2012 годах.
iD EAST (1 место)
iD EAST в 2011 году считали, что очень твердо закрепились на рынке. Поэтому не занимались пиаром и вообще почти пропали из поля зрения. Хороший штат продажников всегда был сильным драйвером компании. Вместо этого iD EAST осваивают новые рынки со своей достаточно успешной мобильной рекламной сетью AdWired и конструктором СМИ-приложений Appnbox. Именно им были посвящены все выступления компании.
Кстати, в 2012 с iD EAST случилось кое-что «странное»: у них появился сайт! Раньше, напомню, они обходились заглушкой с номером телефона. Скоро у них появится и портфолио.
В целом, каким бы спорным не было качество продуктов, iD EAST останется лидером отрасли и в 2012-13 годах, так что в ближайшем будущем компании ничего не угрожает.
Unreal Mojo (2 место)
Один из основателей и главный, на мой взгляд, драйвер продаж компании Алекс Пацай ушел руководить запуском мобильных игрушек в Mail.ru в 2011 году. А недавно стал директором Parallels Mobile.
На мой взгляд, это скажется на развитии команды. Работа по поддержке старых клиентов у них будет, но особого прогресса уже не предвидится. Думаю, в 2012 году Unreal Mojo покинет тройку лидеров.
Stanfy (3 место)
Лидирующая украинская компания так и останется лидирующей. Бизнес у них большой и налаженный. Stanfy, думаю, ничего не грозит в ближайшее время. Павел Башмаков еще в 2011 году говорил, что на Украине и в России с клиентами у них все хорошо и основной фокус был на выходе на зарубежный рынок. Это подтверждает недавно запущенная только на английском языке новая версия сайта.
DevPocket (4 место)
Малоизвестная Питерская команда в 2011 году сделала несколько приложений для Яндекса, что обеспечило ей 4-е место в рейтинге. По слухам, Яндекс и DevPocket прекратили сотрудничество. Скорее всего, компания сильно потеряет в позиции в 2012 году. Возникает логичный вопрос: кому теперь аутсорсит свои мобильные приложения Яндекс?
Будущее
Рейтинг МТОП20 станет ежегодным. Следующий мы опубликуем в марте. На этот раз участие примут только компании из России и игровые приложения не будут учитываться. В остальном методика останется такой же.
Буду благодарен за ваши мнения и советы по рейтингу в комментариях. Особенно интересны рекомендации по методике, я уверен, на Хабре есть люди, которые в этом разбираются :).
Автор: junk