Мы уже говорили о том, что современные магазины обладают сложной инфраструктурой. Но то же самое можно сказать и про компании, которые занимаются оптовой торговлей — здесь также используются сложные и продвинутые ИТ-решения.
Разработчики SAP S/4HANA на Хабре уже рассказывали о том, как система работает с большими данными. Сегодня мы поговорим о том, как этот продукт внедряют в сфере оптовой торговли, какие ошибки при этом совершаются и каких результатов удается добиться бизнесу.
Зачем нужна S/4HANA
S/4HANA — это программно-аппаратный комплекс, включающий оборудование, оптимизированное под решения на платформе SAP, и предустановленное программное обеспечение SAP. Система нужна для быстрого получения аналитической информации для принятия бизнес-решений. Ниже мы простым языком поговорим о том, как ее используют.
Зачастую в оптовой торговли ситуация с анализом данных обстоит так — когда руководство интересуется определенным вопросом, оно просит у подчиненных отчет. Они, в свою очередь, начинают в ручном режиме искать нужную информацию, связываясь с коллегами, иногда даже в филиалах из разных городов.
Информация выгружается из различных систем, дополняется вручную и сводится в общий документ, как правило, это Excel. Потом руководители компании анализируют этот отчет и принимают какие-то важные для бизнеса решения. Весь процесс может занимать от дня до недель.
Гораздо более эффективный подход здесь — использование систем наподобие S/4HANA, которая позволяет руководителям задавать важные метрики и в режиме реального времени видеть их изменение на экране компьютера, мобильного устройства, а также на лету формировать различные отчеты.
Как внедряют систему
С ростом бизнеса может возникать ситуация, при которой его дальнейшее развитие требует изменения бизнес-процессов и большей автоматизации, в противном случае для принятия важных решений будет не хватать данных, либо выполнить намеченные планы не удастся из-за неэффективности работы.
Разобраться с этим бизнес может самостоятельно, но решить задачу по выбору систем автоматизации и их внедрению компании, которая занимается оптовыми продажами, довольно сложно. Поэтому обычно к таким проектам привлекаются экспертные компании, такие как «Пилот», у которых есть целый департамент, специализирующийся на внедрении решений ПО SAP.
Внешние аналитики изучают бизнес и формулируют рекомендации о том, какие бизнес-процессы и как можно автоматизировать, а также определяют, с помощью каких инструментов это следует делать. Для этого детально описываются существующие процессы в том формате, как они работают сейчас. Затем нужно понять, как именно процесс должен выглядеть в конечном итоге. Именно здесь чаще всего и возникают проблемы.
Ошибки и решения
Далеко не всегда внедрение сложных систем вроде S/4HANA приводит к желаемым результатам. Часто виной тому — ошибки, которые совершаются руководителями и рядовыми сотрудниками компаний. Ниже мы перечислим некоторые из них и поговорим о том, как их можно избежать.
Ошибка #1: использование системы не по назначению
Иногда руководители хотят внедрить S/4HANA не для того, чтобы повысить качество бизнес-решений, а для выполнения задач, которые, как им кажется, важны для компании. Причем, в реальности это может быть совсем не так. В результате может возникнуть ситуация наподобие той, что сложилась на одном из проектов внедрения, который вели специалисты «Пилота».
Руководство компании-заказчика приняло решение о разработке около 50 отчетов, которые использовались в каждодневной работе пользователей в текущих процессах. При этом пришлось практически в два раза увеличить бюджет проекта, отведенный на разработки и доработки. Мнение консультантов по использованию стандартных отчетов не было учтено.
Через год эксплуатации выяснилось, что большинство отчетов не использовались — это было видно по статистике запуска программ. Её анализ показал, что после того, как пользователи привыкали к системе, для работы им хватало стандартных отчетов. А значит деньги на разработку и внедрение новых были потрачены впустую.
Ошибка #2: ожидание чуда
Другая крайность при внедрении — рассчитывать на то, что новая система сама по себе решит все проблемы бизнеса. Это не серебряная пуля, S/4HANA позволяет получить важную информацию, с помощью которой уже можно принимать важные решения. Но система сама не сгенерирует это решение за руководителя.
В итоге может получиться так, что компания внедряет S/4HANA, руководство ждет улучшения результатов работы, выпускается красивый пресс-релиз по этому поводу, но ключевые пользователи не понимают, в чем смысл использования системы. Иногда мы слышим фразы такого содержания: «В нашем пресс-релизе указано, что мы очень успешно внедрили новую систему в плановый срок и бюджет, но у меня нет понимания, что именно изменилось в самом бизнесе».
Важно внедрять не новомодный софт, а системы управления, подходящие под задачи конкретной компании — выбрать такую без привлечения профессиональных консультантов нелегко.
Ошибка #3: недостаточное информирование пользователей
В большинстве своем люди не очень любят перемены. Особенно, если нужно переучиваться и переходить с одного бизнес-процесса и используемой программы к чему-то новому и незнакомому. Это касается как рядовых сотрудников, так и руководителей. Причем в последнем случае это даже опаснее, поскольку у таких людей есть реальные полномочия, и они могут пытаться не изменить бизнес-процессы под новое решение, а переформатировать ту же S/4HANA под старые, не оптимальные, но привычные процессы или заставить программу создавать отчеты в старом формате.
Продукты от крупных вендоров типа SAP при внедрении могут буквально ломать привычные бизнес-процессы, это всегда сложный этап. Однако в итоге компания получает решение на основе лучших практик и мирового опыта — ведь такие ERP-системы используют десятки тысяч компаний во всем мире, а ее разработчики обладают большим опытом.
Переживания линейного персонала могут быть и вполне обоснованными — как минимум, потому что повышенная степень автоматизации зачастую приводит к сокращениям. Но это неизбежный процесс, связанный с развитием бизнеса, поэтому говорить о «восстании машин» тоже не приходится.
Основная задача нашей команды на этапе подготовки к проекту внедрения — объяснить пользователям новые бизнес-процессы компании, точно прояснить роль и выполняемые шаги каждого игрока команды в этих процесса. Если вовлекать сотрудников в процесс обучения еще на стадии тестировании системы, то можно быстрее передать им знания о том, как будет работать новый бизнес-процесс. Также, если пользователь увидит, как внедрение нового инструмента может помочь ему в работе и дальнейшем продвижении по службе, то это станет дополнительной мотивации к обучению.
На какие результаты можно рассчитывать: немного цифр
В завершение поговорим о том, каких результатов позволяет добиваться внедрение системы ERP-систем от SAP на примере реальных компаний из сферы ритейла.
Увеличение скорости открытия новых точек
Наш опыт говорит о том, что внедрение ERP-системы SAP позволяет растущим торговым сетям значительно повысить скорость открытия новых точек. Так один из крупнейших онлайн-гипермаркетов смог за один год (2013) увеличить количество собственных кибермаркетов до 29 и торговых точек до 130, став самым быстрорастущим интернет-магазином России.
А ритейл-сеть офлайн-магазинов «у дома» из Северо-Западного региона страны смогла увеличить количество открываемых торговых точек почти на 50%. Аналогичная компания из Удмуртии, в свою очередь, сумела добиться сокращения сроков открытия новых торговых точек на 80%.
Повышение скорости бизнес-процессов
Та же ритейл-сеть из Удмуртии с помощью внедрения новой системы сократила время обработки товаров на складе на 20%. Результатов добилась и столичная сеть магазинов электроники, увеличив оперативность обмена данными между головной организацией и офисами продаж. А крупный ритейлер алкогольной продукции ускорил основные рабочие операции на 20%.
Оптимизация отчетности
Упомянутая выше сеть магазинов электроники с помощью использования ERP-системы повысила достоверность коммерческой, финансовой и учетной информации на 30%. На такую же цифру сократились сроки подготовки управленческой отчетности у другого нашего заказчика, занимающегося оптовыми продажами алкогольной продукции, и на 20% снизить это время удалось сети магазинов «у дома». Другая аналогичная сеть сократила срок закрытия отчетных периодов до 20 регламентных дней.
Заключение: кому это нужно
На самом деле практический опыт нашей компании говорит о том, что S/4HANA стоит внедрять далеко не всем компаниям. Прежде всего, нет нужды так сильно напрягаться небольшому бизнесу — иногда действительно может быть достаточно Excel. В случае же крупных компаний необходима определенная степень готовности к внедрению такого продукта.
Поэтому перед стартом проекта внедрения наши аналитики подробно изучают бизнес заказчика и то, как все в компании работает в данный момент. Возможна ситуация, при которой заказчик получит рекомендации о том, что ему нужно сделать, чтобы внедрение S/4HANA могло принести наибольший эффект — тогда ему нужно будет сначала провести подготовительные работы.
Автор: pilot-retail