Очень грубый подход к определению языка человека (ли как понять язык человека по обычной корпоративной базе)

в 18:24, , рубрики: email-рассылки, growth hacking, анализ данных, байесовский подход, веб-аналитика, интернет-маркетинг, определение языка, Повышение конверсии

image

Что общего у этой картинки, Excel и прикладной работы с базами данных? Правильно — байесовский подход к анализу данных.

Если я не заинтриговал вас картинкой выше, то давайте я расскажу вам самую малость про байесовы сети и как использовать их на коленке (и почему их мало используют на практике). Этот предмет довольно технический (вот условно бесплатный курс от Стенфорда, он немного скучноват и очень технический, но зато в тему. Там еще есть странность — пройти курс и все понять можно за 10 часов, а чтобы решить задачи в матлабе, нужно часов 50 — такое ощущение, что задачи — это PhD автора курса...).

0. Немного теории

In a nutshell, простыми словами, байесовы модели — это набор вероятностных распределений (пардон за термины), которые соединены стрелочками (ужасно звучит, но самое простое объяснение такое). В классических байесовых моделях стрелочки имеют направленность (в цепях Маркова — направления нет).

Тут также репостил ссылку про визуализацию условной байесовой вероятности.

image
Определение от профессора.

Если разбить модель на пальцах на составляющие, то по сути она состоит из:

  1. Безусловных вероятностных распределений (сумма весов в таблице равна единице) определенных случайных величин (сложность, интеллект, оценки из примера ниже);
  2. Условных распределений случайных величин, которые зависят от других;
  3. Правил, по которым можно работать с такими моделями, причинно-следственных связей и аксиоматики (смотрите курс выше);

image
Меньше слов — больше дела. Вот пояснение in a nutshell.image
Более сложная модель на примере Симсонов.

image
Более приближенная к реальности модель

Такие модели в строгом смысле математические и у них есть своя аксиоматика. Но с моей точки зрения интересными их делает возможность делать выводы про переменные, которые формально никак не связаны. Чтобы не лезть в дебри того, в чем я не очень разбираюсь, я просто приведу 3 примера того, как такие модели могут позволять делать простейшие выводы в реальной жизни и потом расскажу, как они помогли мне решить прикладную задачу и почему на практике они редко используются.

1. Немного логики

Пример 1 — причинно следственная связь (примеры их курса) или индукция (в математике стрелочка вправо =>). Вероятность, что у вас будет положительный отзыв (letter) при прочих равных равна примерно 50%. Если при этом вы не очень умны, то она падает до 39%. Если при этом курс простой — то вероятность опять повышается до 51%. Все это кажется простым и логичным.
image

Пример 2 — дедукция (решение на основе неких данных, или стрелочка влево <=). Если студент получил тройку, то вероятность того, что он не очень умный растет, а вероятность того, что курс сложный — тоже растет.
image

Пример 3 — самый интересный. Если мы зафиксировали, что студент получил тройку, то при росте наблюдаемой сложности предмета вероятность того, что студент умный, тоже начинает расти. Получается, что никак не связанные переменные — интеллект и сложность курса становятся связанными при условии, что у нас есть наблюдение оценки, которую получил студент. По сути это просто пример применения теоремы Байеса.
image

2. Немного практики

Еще пара слов, почему такие модели редко применяются в ЧИСТОМ виде в реальности:

  • Количество параметров такой модели весьма высоко, и зачастую выше, чем число переменных;
  • Требуется большое количество статистики по прошлым распределениям, что есть далеко не в каждой области знаний;
  • Зачастую нельзя наблюдать непосредственные переменные, а можно только наблюдать логи действий людей. В описанной выше модели наблюдение оценки и сложности может заменить наблюдение интеллекта, но это все вилами на воде писано;
  • Если при использовании линейной модели есть статистические тесты на значимость, а при использовании machine learning алгоритмов есть валидационная и тестовая выборка, то при использовании байесовых моделей по сути априори сразу требуется глубокое знание предметной области и много данных;
  • С другой стороны — по сути любая регрессия или нейронная сеть, по логике своей является простой байесовой моделью, где закреплена некая структура данных;

А теперь соберем все это у себя в голове и применим такой подход на коленке к работе с корпоративными базами данных. Если вы довольно неплохо разбираетесь в предметной области и в том, как в реальности связаны некие переменные в ней, то ультра-простые байесовы модели на коленке могут вам позволить очень быстро делать нужные вам выводы.

Представьте, что есть некая база данных, где компания собирает 3 вещи — имя, адрес почты человека и его IP адрес. 99% веб-сервисов могут получить доступ к такой статистике. Представьте, что компания является глобальной и не имеет ограничений по географии своих клиентов и стоит задача определить язык, на котором говорит каждый человек с высокой степенью вероятности за очень краткий срок.

Конечно в идеальном мире можно было бы сделать так (в скобках пишу почему не подходит):

  1. Написать / позвонить части клиентов, спросив какой у них язык (а если у вас 2 часа на задачу а клиентов десятки или сотни тысяч?);
  2. Принять банальное предположение, что язык равен самому популярному языку в стране (а если в IP адресах много стран, где 3-4 официальных языка, и языки по-разному используются разными слоями населения и профессиями?);
  3. Взять язык интерфейса, который выбрали клиенты (а если они еще не успели зайти в интерфейс, и просто зарегистрировались?);
  4. Взять язык браузера (а что если такой лог еще тоже не сохранили или просто забыли сохранить?);

В таком случае помогает так называемое "просеивание" или подход состоящий в применении примитивных интуитивных байесовых вероятностей. Выглядит он примерно так:

  1. Выделяем почтовый домен из адреса почты (aveysov@gmail.com => gmail.com);
  2. Все ярко национальные сервисы (типа qqq или 123 в китае, mail.ru в России и тому подобное) — очень сильно говорят, что человек говорит на языке сервиса даже невзирая на имя человека или страну его последнего;
  3. Из оставшегося выбираем национальные субдоменты типа yahoo.de или просто национальные домены. Условная вероятность, того, что человек говорит по-немецки даже если у него последняя страна захода — США — гораздо выше, чем если у него просто страна захода — Германия;
  4. Из оставшегося проставляем языки для очевидных стран, где точно преобладает один государственный язык;
  5. Остаются страны с большим числом языком или просто очень многонациональные / многоязыковые страны;
  6. В таком случае в идеале дальше надо найти вектора, которые бы говорили как распределены имена по языкам, но такой статистики я быстро не смог найти и просто остановился на самом популярном языке для страны оставшихся пользователей;

3. Немного красоты

Это все прекрасно, но как сейчас проверить, что наша примитивная модель сработала? Очень просто — посмотреть на имена людей с заданным языком. Язык — как правило статистически свойство культуры (людей, которые имеют сразу 2-3 родных языка и национальности очень мало). Можно построить просто вектора вероятностей, а можно построить красивые картинки.

Арабский язык
image

Немецкий язык
image

Греческий язык
image

Португальский языкimage

Испанский язык
image

Китайский язык
image

Словенский язык
image

Венгерский язык
image

Французский
image

Хинди
image

Польский язык
image

Русский язык
image

Чешский
image

И внезапно английский язык (объяснение простое — если убрать страны юго-восточной Азии, то все встает на свои иместа)
image

Английский без стран юго-восточной Азии
image

Вот как-то так. За пару часов, без обучающей выборки, но с пониманием простейших байесовых моделей можно просеять любой подобный датасет и получить приемлемый результат в разрезе усилия / время / точность.

Автор: Александр

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js