Недавно столкнулась с интересной ситуацией. Некоторые компании берут только одного человека на должность интернет-маркетолога, считая, что хороший специалист сделает в компании всю работу по маркетингу. К сожалению, хорошие и быстрые «многостаночники» слишком большая редкость.
Сейчас в ИТ-сфере акцент в маркетинге делается не на бренд-менеджмент или PR, как было раньше, а на интернет-маркетинг. Интернет-маркетолога уже считают синонимичным SEO, директологу, контент-маркетологу, email-маркетологу, SMM-менеджеру, PR, аналитику, бренд-менеджеру, мобильному маркетологу, дизайнеру, верстальщику и креативщику.
Я мало писала текстов для сайтов, зато провела много часов за аналитической работой, поэтому «прошу простить мой клатчский» (© Пратчетт).
Как в правильной научной статье, сначала дадим определение моей любимой должности. Казалось бы, ну что сложного: «Интернет-маркетолог – это человек, который использует все каналы маркетинговых коммуникаций через всемирную сеть интернет». Теперь ставим «четыре» за неточности в определении из университетского учебника и переходим к реалиям.
На мой взгляд (человека, который проработал последние 5 лет в маркетинге и не прекращал учиться), интернет-маркетолог действительно должен иметь понятие о комплексе 4Р (и больше), которым занимается перечень специалистов, указанный вначале. Но он не может быть единственным маркетологом в компании. Только если вы не маленький интернет-магазин или стартап из нескольких человек. Если у вас еще небольшая ИТ-компания (до 50 работников), для некоторых сотрудников работы будет максимум на 1-3 часа в день. В таком случае, для развития фирмы нужно как минимум три специалиста по маркетингу:
- Руководитель отдела
- построение стратегии;
- определение ROI (окупаемость инвестиций в маркетинг) и его улучшение;
- анализ рынка и конкурентов, другая аналитика (как в интернет-маркетинге, так и в мобильном маркетинге);
- координация задач внутри отдела и привлечение по некоторым задачам сотрудников других отделов (в данном случае, программистов и web-дизайнеров);
- поиск новых каналов коммуникации;
- генерация идей (иначе говоря, креатив для баннеров, роликов, вирусного маркетинга);
- общение с клиентами, партнерами и подрядчиками;
- полная отчетность за работу отдела и показатели его работы.
- Интернет-маркетолог (SEO + специалист по контексту)
- аналитика по продвижению сайтов;
- работа с внутренней оптимизацией (оптимизация разметки, перелинковки и др. факторов);
- работа с внешней оптимизаций (соц. сигналы, качественные ссылки, если у вас еще остались некоммерческие запросы);
- контент-маркетинг;
- генерация идей;
- контекстная реклама и улучшение ее показателей;
- отчетность по своему участку работы.
- PR-менеджер
- директ-маркетинг (рассылки по продуманной стратегии);
- SMM (не просто ведение групп в соц.сетях, а и отслеживание отдачи от их них);
- налаживание контактов с тематическими СМИ;
- подготовка презентаций и других промо-материалов;
- генерация идей;
- организационная деятельность (выставки, конференции, вебинары и т.д.);
- отчеты по своему участку работы.
Еще нужен высококлассный контент-маркетолог/копирайтер, но вместо него зачастую подбирают несколько фрилансеров. Вышеуказанная команда составляет им ТЗ. Держать в штате таких очень дорого.
Я считаю, что для начала этого более чем достаточно. С ростом нагрузки количество нужных специалистов будет увеличиваться и лучше брать в компанию людей с узкой специализацией (снова смотри перечень вначале). Все вроде бы довольно очевидно. Но оказывается, что проблема с этим все-таки существует, и повториться лишним не будет.
Теперь перейдем к показателям, с которыми должен работать эффективный отдел маркетинга.
На днях я узнала, что в моей компании раньше не оценивали деятельность интернет-маркетолога с привязкой к результатам бизнеса. Мягко говоря, это меня поразило. Пробежимся по показателям интернет-маркетинга, которые придумали мои коллеги не для красивых отчетов.
- Количество лидов
Лид – это потенциальный клиент из ЦА, который обратился к нам потому, что маркетолог сумел его заинтересовать (клиент увидел контекстную рекламу, на сайте был классный и полезный текст, на выставке ясно и лаконично был презентован продукт и т.д.). Не так давно появилась даже услуга лидогенерация. Недешевая, но отличная маркетинговая фича. Сохраняет клиентам кучу нервов и денег в краткосрочной перспективе, но редкий маркетолог готов ее оказать на 100% качественно.
Еще важная вещь на заметку: при подсчете всех лидов нужно сегментировать все заявки по каналам коммуникации (не нужно присваивать себе чужие заслуги). Здесь как дважды два, понятно – чем больше клиентов, тем больше прибыль компании. - Затраты на 1 лид
Это сумма денег, потраченная на привлечение 1 заявки от потенциального клиента. Эта цифра впервые появляется у маркетолога при запуске рекламной кампании или покупке других платных коммуникационных услуг. В крайнем случае, если у вас уж слишком туго с рекламным бюджетом, то можете посчитать этот показатель, разделив свою зарплату на количество клиентов, которых вы привлекли в фирму. Выявив затраты на лид впервые, маркетолог обязан его уменьшать всеми возможными средствами: выбирать более эффективные каналы, добиваться эффекта масштаба, запускать вирусную рекламу и т.д. Здесь весьма широкое поле для креатива.
Данный показатель и общее количество лидов – это ваши личные показатели эффективности. - ROI
Самый главный показатель в маркетинге – это окупаемость инвестиций. Данный показатель говорит о том, насколько вы ценны для фирмы как специалист. Вот например, у вас прекрасная посещаемость сайтов, хорошая конверсия, высокий CTR контекстной рекламы в вашей нише, классные отчеты по уровню узнаваемости бренда и т.д. Мне эти все показатели без разницы, пока я не взгляну на ROI – если у вас затраты на маркетинг превышают количество дохода от клиентов, пришедших благодаря вам, то попрошу вас исправиться.
Именно с задач стоит начинать создание ОМиР (отдел маркетинга и рекламы) в ИТ-компании. Думаю, они у вас звучат близко к «увеличить наши продажи софта/приложений/оборудования/услуг» (нужное подчеркнуть). Я бы заменила на «увеличить прибыль». Это и требуйте от ваших маркетологов. А магические цифры ROI, затраты/лид и количество лидов вам в этом помогут.
P.S. Корпоративные подарки заказывайте в первой половине октября, а то придется их получать уже после Нового года.
Автор: yulllll