Именно эти умения и навыки делают меня аналитиком

в 12:02, , рубрики: аналитик, аналитика, навыки, профессионализм, профессиональное развитие, профессия, системный анализ, системный аналитик

Всем привет!

Меня зовут Кирилл, я 2 года работаю системным аналитиком.

За это время, я для себя сформировал список умений, навыков и личных качеств, которые помогают мне в работе, которые делают меня системным аналитиком.

Идея составить такой список, пришла в офисе, когда один из экспертов предметной области подошел с вопросом: «а как вот тоже стать аналитиком, хочу понять, что нужно…». Коллега рядом, начал рассказывать про технологии, про базы данных, RESTful, контракты и т.д.

Это конечно все важно, но не делает человека аналитиком.

Я задумался, а что делает?

У Виггерса, довольно емко описаны навыки и личные качества, которыми должен обладать аналитик. Но давайте будем откровенны, системный аналитик выберет воркшоп по System Design, нежели откроет Виггерса на 700 страниц.

Технологии – это всего лишь инструмент. Но специалисты это часто игнорируют, забвенно отдаваясь хард-скиллам, забывая, как много аналитику приходится работать с людьми

Навыки, умения и личные качества аналитика

Изначально, я хотел раздели навыки на три большие группы, где каждая группа отвечала бы за свой этап разработки.

Этап 1. Что нужно сделать.
Идем к заинтересованным лицам от бизнеса. Общаемся, выявляем тех, кто знает что нужно. Вытаскиваем из них все необходимое и идем делать.

Этап 2. Как нужно сделать.
Придумываем решение. Можно одному, но лучше с теми, кто умнее - разработчики, архитекторы.

Этап 3. Как объяснить, что нужно сделать.
Документируем решение. Согласовываем со всеми. Отдаем в разработку

Но факту, на каждом из этапов приходится применять все навыки, но в разных пропорциях. Поэтому, я отказался от этапности и просто сделал список.

Поехали!

Любить анализировать

Вы удивитесь, если спросите у коллег, что значит слово анализ. А затем удивитесь еще раз, когда спросите, что значит слово синтез.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Для себя, я это определяю, как «жгучее желание разобраться в чем-то с разложением этого чего-то до атомов».

Это ключевой навык. Вы должны вожделеть разобраться в любой задаче, которую на вас закинули. Осмыслить, что от вас хотят и получить удовольствие от того, что смогли понять суть и преисполниться.

Именно желание разобраться должно двигать вас вперед, подписывать и не давать выдыхаться.

Задавать вопросы

Вам нужно будет задавать много вопросов. И задавать их разным людям. Это будут эксперты, менеджеры, ЛПР-ы. Люди из вашей команды – дизайнеры, разработчики, тестировщики, девопсы. К каждому из них нужен свой подход и понимание того, как они отвечают на вопросы. Их стиль общения и личностные качества.

Задать нужный вопрос в нужный момент, очень крутой навык, который тренируется годами, но самое приятно – всегда есть куда расти.

Чаще всего ответы - это ожидаемое поведение системы. Задача аналитика, задать вопросы, которые будут вокруг ожидаемого поведения, а еще чаще, вопреки.

Не забывайте, вопросы «зачем?», «почему?», «как?»,  это главный инструмент аналитика!

Любить находить ответ

Аналитик пришел к эксперту выяснить все подробности происшествия

Аналитик пришел к эксперту выяснить все подробности происшествия

Если честно, я ассоциируют работу системного аналитика, с работой журналиста. Но с  одним исключением. Чаще всего что-то хотят от тебя, а не ты от кого-то.

Журналисту нужно понять, что случилось. Кто что знает. Кто что видел. Всех опросить, все записать. Сделать умозаключения и написать статью.

В случае с аналитиком тоже самое, сначала анализ, потом синтез. Начала системное решение, потом документация к нему.

Как и у журналиста, у аналитика должно быть желание найти ответ и придумать решение, которое удовлетворит потребности всех заинтересованных лиц. Речь про бизнесовую и техническую часть.

Найти ответ для аналитика равно, смоделировать решение, которое покроет истинную потребность заказчика. У журналиста тоже самое. Написать статью, которая удовлетворит потребности целевой аудитории и принесет пользу.

Желание находить ответ, точно так же должно двигать вас вперед, как и желание анализировать.

Быстро вникать в суть и адаптироваться

Речь идет об общей эрудированности человека, о его способности понимать, где он находится с кем в данный момент коммуницирует.

Например, подготовка к интервью с экспертом предметной области.

Можно подготовить самый классный и проработанный список вопросов для интервью, но в процессе, будут выявляться новые требования их нужно сразу же обработать и понимать, нет ли противоречий.

Нужно держать в голове общую картину предполагаемого решения. Корректировать ее в процессе общения и задавать следующий вопрос, без прыжком с темы на тему. А это возможно только, если вы быстро вникаете в то, что говорит эксперт или заказчик. 

Идеально, если вы сразу же срезаете все безумные идеи, которые приходят в голову заказчику.

Сюда же, я бы добавил умение опускать предметную терминологию, жаргоны и зреть в корень. Например, вы слышите, «КУГ» и знать не знаете, что это такое. Конечно, можно спросить, но чаще всего, ответ будет либо формальным, либо потребует чуть более длительного и содержательного объяснения.

В первом случае, ответ ничего не даст. Во втором, отъест время. Достаточно просто записать термин и уже потом, разобраться в его значении.

Уметь слушать

и не перебивать 🙂

В целом, этот навык будет полезен любому специалисту.

Эффективно слушать – комфортно поддерживать нить повествования оппонента. Поддерживать зрительный контакт. Не отвлекаться. Быть сфокусированным и заинтересованным. Устранять помехи для комфортного диалога - качество связи, качество звука, если это онлайн. Понимать, когда человек закончил мысль и можно задать встречный вопрос или уточнение. Считывать между строк и переводить в примеры и аналогии.

Можно ли этому научиться – да. Существует куча различных техник и гайдов, как проводить интервью.

Но главное, принять тот факт, что это нужно будет делать часто.

Системно мыслить

Уметь видеть всю картину целиком.

Хотя бы на поверхностном уровне, но нужно осознавать, как конкретный рычаг может повлиять на часть или всю систему в целом.

Системное мышление по сути, противопоставление анализу. Поэтому, важно научиться в нужный момент включать и выключать анализ находясь на абстрактном системном уровне.

Моделировать

Вам, как аналитику нужно будет объяснять и согласовывать ваши решения. Самый доступный способ – визуализировать. Речь здесь не только про умение рисовать диаграммы.

Моделирование - это способ заменить оригинальный объект, его аналогичной копией для того, чтобы изучить возможное поведение без фактической реализации.

Рисование диаграмм это не специфицирование функциональности, а скорее наблюдение за тем, как функциональность будет себя вести в реальной среде.

Нужно правильно выбирать способ моделирования и вот как раз тут на помощь идут различные нотации и языки моделирования и даже эксель.

Быть понятным и много писать

Вы должны понятно изъясняться свои мысли. Иногда это сложно. Хотя бы эта статья. Но нужно стараться. Чем вы понятнее, тем больше хочется с вами общаться и обращаться за помощью. Вы должны уметь объяснить любые сложные вещи простым языком.

Объясняться придется не только словами, но и текстами. Писать постановки, документацию, переписываться с командой и заказчиком - процентов 60% от всей работы аналитика.

Чтобы хорошо писать – читайте. Чтобы хорошо объяснять другим – объясните себе.

Быть «управленцем», фасилитатором, инициатором

Быть управленцем

Наверное самый спорный навык. В моем случае, перекочевал из бородатых времен, когда я был менеджером проектов.

Вы никогда не знаете, в какую команду попадете и уж тем более, не узнаете о реальных процессах в проекте или продукте. На собеседовании вам расскажут про классические методологии и что у них «аджайл в водопаде». Но по факту, реальные компетенции управленцев вы узнаете только поработав некоторое время.

И зачем мне это, как аналитику, спросите вы?

Вам нужно помогать ВП-шникам, РП-шникам или ПМ-ам выстраивать нужную цепочку поставок задач. То есть вы, как аналитик, должны вовремя отгружать нужное количество постановок для разработчиков, чтобы не создавать простоев. Казалось бы, следить за этим должны ПМ-мы, ну или кто там, ВП-шинки.

Но ситуации разные. Допустим, кто-то из управленцев может неправильно выставить приоритет. Вы не успели опросить бизнес или знаете, что бизнес будет долго отвечать или знаете, что за одну итерацию это не сделать, а приоритет уже расставлены и даже что-то запущено в спринт. Может случиться простой.

И вот тут важно увидеть такие моменты и скорректировать менеджмент. И ладно бы эта корректировка касалась только разработчиков. В застой могут попасть тестировщики, дизайнеры и даже эксперты предметной области.

Вам нужно быть в контексте, понимать нагрузку на каждом участке производства. Это сильно облегчит работу всей команды.

Быть инициатором

Лидерское качество, которое также позволит снизить риск застоя ресурсов.

Не ждите, пока ПМ догадается, что нужен созвон, просто идёте и созванивайтесь.

Тоже самое с разработкой. Идеально, если вы чуть наперед подскажите разрабам или тестировщикам, что вот «это» уже можно брать в работу, с вероятностью 95% «это» согласуют. Под «этим» может быть что угодно (макеты, постановки, фронтовая или бэковая функциональность).

Не тяните до последнего, просто берите в свои руки и делайте.

Быть фасилитатором

Очень полезно, когда групповые интервью растекаются по древу. Нужно уметь улавливать такие ситуации и направлять поток общения в нужное вам русло.

Рефлексировать

Для команды, есть ретро, а для персоналии должна быть саморефлексия. Это важный навык, про который часто забывают в неконтролируемом потоке задач.

Иногда полезно выдохнуть и посмотреть на выполненную работу. Разобрать ее на части и вспомнить, что из этого получилось лучше всего, а что приносило дискомфорт. Это отличный способ понять, себя и понять свои сильные и слабые стороны. Ну, а дальше составить план профессионального развития.

Заключение

Кто-то скажет: «Зачем тот или иной пункт. Я тоже СА и у меня в команде есть продукт-менеджеры и владельцы продукта, они закрывают часть описанных пунктов».

Я отвечу: «Это хорошо, значит вы можете сконцентрироваться на других навыках и расти там. Но вы никогда не знаете, в какую команду попадете и как эта команда будет справляться с задачи. Все, что выше, сильно поможем делать задачи на отлично и бустить команду, если компетенций будет не хватать».

Наверняка, со временем. Багаж знаний и опыт различных проектов и продуктов пополнится. Мнение мое изменится, я вернусь сюда и дополню статью.

На пока, у меня все!

Если вы не согласны с моим представлением или считаете, что список нужно дополнить – напишите, пожалуйста, в комментариях

Автор: k_shcherbakov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js