Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам

в 16:01, , рубрики: bpmn, BPMN 2.0, аналитика, бизнес-анализ, бизнес-процессы, проектирование бизнес-процессов, проектирование систем, системная аналитика, системный анализ

Я написал эту статью для себя, но подумал, что она будет полезна и начинающим айтишникам, и тем, кому необходимо освежить знания или быстро вспомнить основные вещи, не открывая полное руководство.

Ещё раз подчеркну, статья задумывалась как базовая памятка и помощь для начинающих, а никак не исчерпывающая документация. Многое я опускаю ввиду избыточности или неактульности, по крайней мере в моей работе.

Что это?

BPMN — это нотация (или метод, хотя почти везде пишут «система») моделирования или описания бизнес-процессов. Бизнес-процесс представляет из себя логику (алгоритм) работы системы для достижения поставленной задачи. Соответственно, BPMN-диаграмма — это диаграмма, которая описывает бизнес-процесс. Такие диаграммы довольно просто и интуитивно читаются, особенно если разработчик бизнес-процесса (тот, кто моделировал диаграмму) проектировал его по всем правилам и стандартам, а также старался не нагружать его лишней информацией.

В отдельных случаях с помощью BPMN прорабатывают сложные процессы: разработчик проектирует процесс, описывает все условия, пробрасывает потоки и т. д. Для этого есть специальные среды разработки, например, Tibco BPM и Camunda BPM.

Но всё же я буду рассказывать в первую очередь о диаграммах, так как это отличный инструмент для того, чтобы все участники команды, от менеджера до тестировщика, могли понять, что именно они делают в рамках конкретной задачи.

Из чего состоит?

Основные элементы, из которых состоит BPMN-диаграмма: события (синий), действия (зелёный), шлюзы (красный) и потоки (желтый).

Основные элементы

Основные элементы

На самом деле элементов больше — есть также комментарии, «дорожки» и артефакты, — но они не так важны и можно обойтись без них. А вот обойтись без основных элементов никак не получится.

События (триггеры) используются для того, чтобы отобразить какое-то происшествие, например, приход сообщения в топик. События могут быть стартовыми, завершающими или промежуточными. Стартовые обозначают начало процесса, завершающие — его окончание, а промежуточные события могут приостанавливать выполнение процесса.

Обычно стартовые события имеют тонкую рамку, промежуточные — двойную, а завершающие жирную рамку:

Основные типы событий

Основные типы событий

В нотации BPMN 2.0 есть ещё и другие события. Точнее, стартовые и промежуточные разделены на подтипы. В моей практике всегда было достаточно событий базового типа, чтобы описать бизнес-процесс, поэтому на подтипах я останавливаться не буду, они больше нужны для разработки в специальных средах вроде Camunda BPM.

Помимо разделения на три основных типа, ещё есть разделение на типы по характеру работы события. Самые востребованные:

Основные типы событий по характеру работы

Основные типы событий по характеру работы
  • Пустое. Используется чаще всего в описании «подпроцесса» или когда проектировщик диаграммы просто поленился :) Иногда я сам так делаю, не судите строго ❤️

  • Сообщение. Используется в тех случаях, когда, например, инициатором запуска процесса выступает новое сообщение в топике, либо запрос.

  • Таймер. Почти все сценарии, которые связаны со временем. Например, запуск процесса в 12:00 каждый день.

  • Ошибка. Событие, которое чаще все используют как завершающее. Зачастую, описывая процесс, затрагиваются и негативные сценарии, именно для них используют событие с ошибкой (исключение).

Действия (или задачи) используются для отображения функций, которые будут выполняться программой. Также как и события, бывают нескольких типов и разные по характеру. Но в своей практике я пришёл к тому, что для описания бизнес-процесса с точки зрения аналитики для айтишной команды бессмысленно использовать все варианты действий, так как зачастую не все знают и понимают различие. А ещё это вызывает небольшой перегруз, но это мое субъективное мнение. Поэтому из всех действий я постоянно использую только два: обычное и «подпроцесс».

Основные типы действий

Основные типы действий
  • Обычное действие используется для описания активности, которую нельзя никак разбить (по крайней мере, я его так использую).

  • Подпроцесс. Это действие используется, когда необходимо в описываемый процесс внедрить ещё один (который, например, уже описан) как его часть, либо для дальнейшей декомпозиции действия. Ознакомиться с использованием такого действия можно дальше в главе с примерами «Лента новостей своими руками».

Шлюзы — это элементы, которые используются для введения в процесс развилок, различных условий или дополнительной логики. Чаще всего используются три типа шлюзов: «исключающее ИЛИ», «И» и «включающее ИЛИ». По сути, они работают как и их одноимённые операторы. Опять же, типов куда больше, особенно в BPMN2.0, но практически всегда используются эти три (по крайней мере мной, и лишних вопросов от коллег не получаю).

Основные типы шлюзов

Основные типы шлюзов

«Исключающее ИЛИ». Такой шлюз требуется для разделения выполнения процесса на один из вариантов. То есть это работает как выбор, и в процессе выполняется либо одна ветка, либо другая. Примеры:

Пример 1

Пример 1
Пример 2

Пример 2

«И». Шлюз используется для распараллеливания процесса на две ветки, которые исполняются одновременно. Примеры:

Пример 1

Пример 1
Пример 2

Пример 2

«Включающее ИЛИ». Этот шлюз сочетает в себе функции двух вышеописанных: выполнение процесса может как распараллелиться на все ветви, так и разбиться на определённые, удовлетворяющие условию.

Пример с шлюзом “включающее ИЛИ”

Пример с шлюзом “включающее ИЛИ”

Примеры разделения потоков:

Пример

Пример

Очень важно отметить, как двигается «токен» выполнения процесса по потоку и какие бывают нюансы. Это НЕ поможет на собеседовании (а может, и поможет), но позволит чётко и осознанно понимать работу шлюзов, как делать НАДО, как можно, но НЕ СТОИТ, а как точно НЕЛЬЗЯ.

  • Как делать НАДО (показано в примерах под каждым шлюзом). Корректнее использовать открывающие шлюзы и закрывающие одного типа, а также не использовать закрывающий шлюз сразу под раскрытие новых веток. Это необходимо для повышения читаемости и исключения различных ошибок (о них далее).

  • Как делать НЕ СТОИТ. Я бы не рекомендовал сочетать разные шлюзы при раскрытии веток и их объединении, так как это может запутать человека, который будет смотреть ваш процесс. Ещё такое сочетание разных шлюзов может привести к некорректной работе. В примере ниже действие под номером 4 выполнится дважды, хотя процесс был запущен один раз. Так произойдёт из-за того, что в процессе используется шлюз «И» как открывающий, он распараллеливает потоки, а закрывающий — шлюз «ИЛИ», который не собирает потоки воедино.

    Так делать НЕ СТОИТ

    Так делать НЕ СТОИТ

    Работать этот процесс будет. Возможно, в отдельных случаях такой алгоритм работы может даже пригодиться. Поэтому это не ошибка, так делать можно, но я бы не рекомендовал, как минимум из-за снижения читаемости логики выполнения процесса. Если нужно в алгоритме сделать так, чтобы какое-то действие выполнялось дважды, то лучше это действие разбить и вынести в каждую ветку. В таком виде процесс будет понятнее и вопросов к нему будет меньше.

  • Как делать НЕЛЬЗЯ. Здесь также речь про сочетание разных шлюзов. В примере ниже действие под номером 4 не выполнится никогда, да и сам процесс тоже никогда не завершится. Произойдёт это из-за того, что в качестве закрывающего шлюза выбран «И», который ожидает токены из обеих веток для продолжения процесса, а их никогда не будет. Сочетание шлюзов в таком формате — грубая ошибка.

    Так делать НЕЛЬЗЯ

    Так делать НЕЛЬЗЯ

Потоки — тут всё очень просто: это стрелка, которая отображает последовательность действий в процессе.

Дорожки — эти элементы являются необязательными, но я лично в своей практике использую их довольно часто для отображения разделения на микросервисы, а также взаимодействий со смежными системами. Дорожка представляет из себя подписанный прямоугольник, внутри которого укладываются те элементы, которые выполняются внутри или причастны к микросервису или системе. В этом примере с помощью дорожек процесс декомпозируется на отдельные микросервисы системы, в которой он (процесс) выполняется.

Пример с дорожками

Пример с дорожками

Где и как пользоваться?

Есть довольно много вариантов, где и как можно пользоваться нотацией. Это могут быть упомянутые выше Tibco BPM, Camunda BPM, или же такие инструменты как ARIS, draw.io и т. д. Писать об этом подробно не буду, так как по большей части всё зависит от компании, в которой вы работаете. Либо вам предоставляют специальное ПО для проектирования бизнес-процессов, либо нет. Я предпочитаю в своей практике draw.io, так как он универсален и пользоваться им можно практически везде. Причём это может быть плагин, встроенный во всеми любимый (или нет) Confluence или в вашу любимую IDE. Кстати, при использовании IDE перед нами открывается могучий «docs-as-code».

При использовании плагина draw.io в Confluence работа выглядит так же, как и при использовании конструктора на сайте. Небольшой пример работы вы можете посмотреть в моей статье про диаграмму последовательности.

Для установки плагина в IDE — в моём случае это WebStorm от JetBrains — можете следовать этому руководству. Зайдите в настройках в меню Plugins, далее найдите во вкладке MarketPlace плагин «Diagrams.net Integration» и установите его:

Установка плагина

Установка плагина

 После этого вам станет доступно создание файла в формате, понятном для draw.io:

Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам - 16
Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам - 17
Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам - 18

Лента новостей своими руками

Попробуем вместе спроектировать бизнес-процесс, приближенный к рабочим задачам. Предположим, что перед нами стоит цель спроектировать алгоритм взаимодействия браузера с бэкендом приложения. Необходимо описать процесс с предоставлением пользователю ленты новостей на основе записей друзей и рекомендаций.

Обращаю внимание, что все новые элементы выделены зелёным цветом для наглядности

Обращаю внимание, что все новые элементы выделены зелёным цветом для наглядности

У нас получился простой процесс из стартового, завершающего событий и четырёх действий:

  1. поиск друзей и интересов;

  2. отбор новых записей друзей и рекомендаций;

  3. отсечение лишних записей;

  4. сортировка записей по релевантности.

Теперь предлагаю улучшить наш процесс с помощью добавления типов «Сообщение», которые отображают полученный запрос и отправленный ответ. Также добавляем ещё одно действие для наглядности, что мы формируем ответ и возвращаем его. Результат улучшения:

Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам - 20

Добавим обработку запроса:

Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам - 21

Помимо нового действия с обработкой запроса, в который может быть включена проверка тела запроса, проверка корректности данных и т. д., добавилась новая ветка, которая раскрывается с помощью исключающего шлюза. В ней у нас появилось действие с фиксацией ошибки и новое событие с ошибкой.

Предлагаю теперь немного ещё улучшить:

Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам - 22

В новой версии процесса мы декомпозировали действия на отдельные ветки и добавили дополнительные условия.

И последнее улучшение: предположим, что архитектура нашего бэкенда состоит из микросервисов, и тогда будет удобнее раскидать все события и действия по отдельным «дорожкам». Каждая из них будет представлять из себя блок с определённым микросервисом:

Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам - 23

Теперь стало понятнее, где и что у нас происходит при разделении на отдельные сервисы. Но пришёл владелец продукта и попросил внести новый кусок логики — добавление в ленту рекламных записей, и описал, как это должно работать. Чтобы аккуратно внедрить этот кусок в наш процесс, мы можем его выделить в виде отдельного подпроцесса, а сам алгоритм описать в отдельной диаграмме:

Памятка по BPMN и BPMN-диаграммам - 24

Заключение

BPMN это мощный инструмент, который лично я, как системный аналитик, использую в своей работе практически каждый день. Если сам не проектирую бизнес-процесс, то, как минимум, изучаю документацию смежников. Очень рекомендую каждому аналитику, а также всем причастным к разработке освоить это дело.

Надеюсь, что в виде шуточной практики мне удалось донести смысл и принцип создания бизнес-процессов; а если нет, то жду ваши вопросы в комментариях.

Кстати, у меня есть Telegram-канал «Айтишник обыкновенный», где я делюсь опытом и знаниями из IT-индустрии. Лучшая поддержка — подписка на мой канал ❤️

А ещё рекомендую глянуть мою статью по диаграммам последовательности. Я уверен, что каждый найдёт для себя в ней что-то новое.

P.S. Возможно, про какие-то особенности я забыл написать или даже не знал. Поделитесь в комментариях, если пользуетесь чем-то ещё, что я не осветил в статье. Если будет что-то дельное, я обязательно добавлю, а также укажу вас как соавтора.

Всем добра!

Автор: default_itshnik

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js