Не раз обращал внимание, что технологические компании, оказавшись в невыгодном положении на своем основном поприще, обращаются к поставкам видеорегистраторов – прежде всего, в Россию.
Смотрите: Mio со своими навигаторами и фирменной навигационной программой с откровенно неточными картами звонко «прощелкала» российский рынок PND, так как лучше «золотой тройки» – «Навител Навигатор», «Прогород» и «СитиГИД» – для отечественных автомобилистов пока ничего не придумали. Да, в конце своего «российского навигационного пути» Mio предпринимала попытки перейти на «Навител», однако в конечном итоге не смогла конкурировать с ощутимо более дешевыми (и ничуть не менее качественными) моделями локальных брендов.
Навигатор Mio
Немного статистики: по данным аналитиков, в 2009-м году Mio занимала третье место в рейтинге крупнейших навигационных брендов (8,3% рынка), а по итогам 2011-го года даже не попала в ТОП-10. В 2012-м, собственно, и состоялся уход с навигаторов и переход на автомобильные видеорегистраторы. Сама компания объяснила это так (цитата с сайта Mobile-Review: www.mobile-review.com/articles/2012/press-mio.shtml): «На рынке навигаторов многое решает программное обеспечение, сейчас монополист на лучшее ПО – Навител, и, фактически, достаточно самого простого устройства с установленным Навителом для работы в качестве навигатора. Мы же не планируем опускаться в самый бюджетный сегмент, поэтому решили не выпускать навигаторы». Справедливости ради стоит добавить, что кое-где в мире пользовательские GPS-навигаторы Mio пока еще представлены в магазинах и худо-бедно продаются, но, пожалуй, свой самый-самый ключевой рынок – Россию – Mio потеряла.
К Mio и ее регистраторам мы еще вернемся, но немного позже.
А сейчас стоит вспомнить корейскую компанию Cowon, которая выпускает неплохие музыкальные плееры. До сих пор с теплотой вспоминаю форумные баталии примерно семилетней давности, когда любители «теплого и лампового» на повышенных тонах пытались выяснить, что же лучше, – Cowon или iPod, iPod или iriver, Walkman или Cowon и так далее. Cowon тогда относилась к первому эшелону производителей плееров и горя не знала, а сейчас этот рынок тает с каждым годом: есть проигрыватели iPod, которые в силу популяризации iPhone и появления iPad mini продаются все хуже (в одном из последних квартальных отчетов компания Apple даже нарушила традицию и не указала число реализованных плееров: www.digit.ru/business/20130522/401675593.html), есть Sony, которая вроде как еще «барахтается» в этом сегменте, а в остальном… В России плеерами занимаются разве что локальные марки, причем в большинстве своем их устройства относятся к классу «умеет петь и стоит в районе тыщи». Например, питерский бренд teXet уверен, что у него в этом сегменте второе место: www.nomobile.ru/opinion/161216.html.
Компании Cowon, чьи плееры всегда стоили недешево, в этом «новом мире» стало не слишком уютно, и она также переключилась на видеорегистраторы. Плееры корейцы вроде бы тоже выпускают, но это отнюдь не новые модели, а, скорее, обновленные версии старых – с чуть видоизмененным дизайном и переработанным софтом.
Видеорегистратор Cowon Auto Capsule AW1
И вот на днях ко мне в почту свалился пресс-релиз о начале российских продаж видеорегистратора Garmin. Тут вот ведь какая штука: положение этой компании в мире отнюдь не безоблачно (за что стоит сказать спасибо Google и ее бесплатному сервису Google Maps, в котором в свое время появилась опция навигации и возможность работы в оффлайне), а в России – так вообще швах. Еще три с половиной года назад слово Garmin было в России синонимом слова «автонавигатор», а компания была лидером российского рынка таких устройств: в рейтинге продаж в 2008-м году она занимала первое место, в 2009-м – второе (23,1% против 28,3% у лидера на тот момент – бренда Explay), в 2010-м ее доля упала до 7,48% (четвертое место в рейтинге). По итогам 2011-го бренд контролировал уже около 2,4% рынка (девятая позиция в рейтинге). В 2012-м Garmin в «десятку» не попала.
У такого положения вещей есть несколько причин.
Первая и основная – фирменная навигационная программа, которую нельзя официально заменить на другую, и неточные карты России.
Вторая – очень специфическая технология получения данных о пробках по FM-каналу под названием TMC. Казалось бы, проще реализовать в навигаторе GPRS-модем или модуль Bluetooth (что Garmin и сделала в ряде последних моделей – года на два с лишним позже, чем основные игроки отечественного рынка), но нет, американская компания упорно продолжала предлагать в России то же, что и в своих родных США. То есть совершенно не учитывая специфику российского рынка.
Третья причина – все те же локальные бренды, которые предлагают комплекс из лучшего для отечественных реалий софта и самого навигатора за куда меньшие деньги. Среднестатистический навигатор Garmin стоит около 10 тысяч рублей, аналог, например, от Lexand или любого другого российского бренда – 4 тысячи.
Четвертая причина – очень странное отношение к рекламе своих устройств. В Garmin считают, что продвижение в Интернете – от лукавого, пользовательские сообщества – зло, а социальные сети – это вообще филиал ада на Земле. Зато разместить пятистрочное описание нового навигатора в нижнем углу страницы журнальчика – это самое оно (главное, что рядом полуобнаженная девушка с клевой татуировкой):
Еще один пример мегакреатива от Garmin – рекламный щит, направленный против движения автомобилей (интересно, многие ли пешеходы покупают себе навигаторы?), да еще и с частично неработающей подсветкой. Денег такая реклама стоит ого-го сколько, но вот ее эффективность в случае Garmin приближается к нулю.
А теперь давайте взглянем на видеорегистратор Garmin, называющийся GDR 35. Выглядит он так:
А примерно так выглядят практически все представители последней линейки Mio (моделей там много, все перечислять не буду, отмечу лишь, что они тоже, как и GDR 35, оснащены 2,4-дюймовыми экранами и GPS-модулями):
Оно понятно, что если компания хочет выйти на совершенно новый для себя рынок, то без посторонней помощи ей в большинстве ситуаций не обойтись. Когда Nokia разрабатывала свой первый и последний нетбук BookLet 3G, она обратилась за помощью в Compal. Когда Dell решила выйти на индийский рынок смартфонов, она сделала это с двумя моделями ZTE, в которых от Dell были только логотипы. В Garmin выбрали путь Dell: потеряв российский рынок навигаторов, компания начинает «крестовой поход» в сегмент регистраторов с такой вот неаутентичной модели, которая практически не отличается от того, что делает Mio. Забота об имидже? Не, не слышали.
Смартфон Dell XCD28
И да, наши компетентные источники подсказывают, что регистраторы Mio и Garmin изготавливаются на одной фабрике где-то в Юго-Восточной Азии. В свое время мы разобрали «одинаковые» модели teXet и AdvoCam и выяснили, что внутри у них совершенно разные комплектующие: habrahabr.ru/company/smartgadget/blog/184198. А вот если разобрать регистратор Mio и Garmin GDR 35, то, скорее всего, мы увидим комплектующие-«близнецы».
Но это еще полбеды. Выше мы говорили о не поддающейся логическому объяснению ценовой политике Garmin в России. Так вот с регистраторами та же ситуация, что и с навигаторами: Garmin GDR 35 будет стоить… не поверите – 11 190 рублей. Для сравнения: самая старшая модель в линейке Mio – MiVue 388, которая к тому же выигрывает у «Гармина» по ряду параметров (например, разрешение ее камеры составляет 5 мегапикселей вместо 3, а угол обзора объектива по диагонали – 120 градусов против 110), стоит примерно 7,5 тысяч. Но и это, признаться честно, тоже дорого: средняя цена регистратора в России сегодня не превышает 5 тысяч рублей.
По данным «Ведомостей» (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/397851/registraciya_po_mestu_proezda), в середине 2012-го года доли лидеров российского рынка видеорегистраторов не превышали 3-4 процентов – и Mio среди этих самых лидеров не было, несмотря даже на сравнительно высокую известность марки. Надо полагать, нет ее в первой пятерке (да и десятке, впрочем, тоже) и сейчас, в середине 2013-го.
В пресс-релизе, посвященном выходу GDR 35, Garmin уделяет особое внимание GPS-модулю и встроенной базе данных камер контроля скорости. Ну что здесь можно сказать… Оно, конечно, здорово, но высокую (даже не так: мегавысокую) цену этим моментом все равно оправдать нельзя. Потому что за 9 тысяч рублей можно взять гибридный Highscreen Black Box Radar plus, в котором и GPS есть, и светодиодная подсветка, и такая же база камер контроля скорости, и даже отдельный аппаратный радар-детектор с возможностью фиксации «Стрелки-СТ».
Highscreen Black Box Radar plus
Выводы простые.
Российский рынок регистраторов – это такая… Гм… Клоака, в которой далеко не всегда могут разобраться даже наши коммерсанты. Которые тут выросли и не первый год ведут бизнес. Именно поэтому, по прогнозам аналитиков, в течение пары лет количество российских игроков в сегменте регистраторов сократится раз эдак в пять – выживут сильнейшие, слабые переключатся на что-то еще (попытаются запрыгнуть в уходящие поезда под названием «смартфоны», «планшеты» и т. д.). Иностранным же компаниям, судя по всему, не стоит сюда и соваться. Кто поумнее – и не суется. А кому уже нечего терять – ставят ценники на уровне 7,5 тысяч. Или даже 11 с гаком.
P. S. В следующем материале я расскажу о смартфонах – как некоторые отечественные коммерсанты пытаются завоевать отечественный рынок с помощью низкосортных поделок, произведенных где-то в Азии.
Автор: alexeystar