Вчера мы рассмотрели технологические вопросы обеспечения движения крылатых орбитальных машин в атмосфере. В качестве примера были взяты опытные образцы беспилотных ракетопланов — БОР-4 и БОР-5. Однако для проверки ответов на эти вопросы необходимо было отпустить этих птичек полетать вокруг нашей планеты. А потом приземлить где-нибудь — не разбив, не потеряв, а главное не передав в руки наших визави по Холодной войне. Разумеется, их разведка не дремала и стягивала наблюдательные силы в предположительные районы приземления секретных аппаратов.
Полседьмого утра по местному времени 4 июня 1982 года БОР-4 под шифром Космос-1374 плавно сел на воду в удалённом районе Индийского океана. Игра началась.
Съёмка наших действий по эвакуации БОР-4 с американского самолёта-разведчика
Тайм 1. Суета посреди ничего
В принципе, полёт БОРа не был чем-то специфическим. Однако существовало одно маленькое «но». Все предыдущие полёты БОР-1, -2 и -3 были суборбитальными. В Советском Союзе тогда ещё не было опыта беспилотного спуска с орбиты крылатого летательного аппарата. Поэтому выполнить посадку секретного аппарата в территориальных водах СССР представлялось невероятно трудной задачей, так как все они находились в не самой широкой области земной поверхности, что серьёзно ограничивало возможность не промахнуться, а также на большой высоте пройти над вражескими территориями. Кроме того, часть этих территориальных вод кишела кораблями противника. Поэтому было принято решение сажать первые два БОРа-4 в удалённый район Индийского океана.
Для такой операции нужно присутствие кораблей и судов ВМФ в заданном районе, оснащённых средствами разведки и связи, ведь система космической связи только создаётся и не может обеспечить постоянной связи в прямом эфире. Именно поэтому для операции по подъёму приводнившихся БОРов привлекли корабли ВМФ. Вообще, участвовало в первой операции шесть кораблей и судов из двух разных флотов, а именно:
- Корабль Измерительного Комплекса (КИК) «Чумикан» как командный пункт;
- 3 поисково-спасательных судна (ПСС) — «Ямал» как основное и «Апшерон и «Баскунчак как резерв;
- БПК «Василий Чапаев» (его в последний момент поменяют на другой БПК, но уже без системы спутниковой связи);
- Танкер
«Чумикан»
ПСС «Ямал»
Позже группе были переданы ещё два корабля — плавучие измерительные пункты (ПИП) «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Первый должен был искать с остальными БОР, а второй — подавать и принимать телеметрические данные БОРа.
Вышли двумя группами 12 апреля 1982 года, за два месяца до старта БОРа — ПССы из Крыма, а остальные — из Владивостока. Кроме того, ПИПы тоже добирались отдельно.
ПИП «Космонавт Виктор Пацаев»
Добравшись через шторма до Индийского океана, корабли попали под внимание американской и австралийской разведок. Каждый день, а то и по нескольку раз над группами, а позже и объединившейся эскадрой летали разведывательно-противолодочные «Орионы», сбрасывая противолодочные средства. Американцы очень долго не понимали, что ж такое происходило-то, однако за сутки до пуска СССР по официальным дипломатическим каналам закрывает район приводнения для судоходства в связи с «испытаниями новой космической техники».
А тем временем в районе приводнения погода стремительно портится, ведь в южном полушарии самое начало зимы. Судьба пуска зависела непосредственно от того, какая погода будет в Индийском океане. Советский Гидрометцентр погоду сказать на основании собственных данных не может, ибо в районе (1000 кв.км если что) нет кораблей кроме «Чумикана» и его команды, которые погоду и запрашивают. Ориентируются на… вашингтонский Центр всемирной погоды. А оттуда сообщают, что в районе формируется тропический шторм. «Вот дрянь!» — дружно воскликнули в Гидрометцентре и в штабах. В итоге принятие решения о пуске (невероятно ответственное решение, ибо если не сегодня, то через год, а ведь всё готово) отдали на «Чумикан». Там, посмотрев на летающие над кораблём перед самым тропическим штормом (!) «Орионы», приняли решение пуск разрешить. Решение оказалось верным.
Полседьмого утра по местному времени 4 июня 1982 года БОР-4 под шифром «Космос-1374» плавно сел на воду вдалеке от рассредоточенных по границам района поиска кораблей.
Вскоре машину нашёл Ка-25 с «Ямала», а потом подошёл и сам корабль. С «Чумикана» спустили катер со специалистами, которым нужно было обезвредить систему самоликвидации. Однако оказалось, что автоматический дожиг топлива не произошёл, то есть перед людьми не просто морская мина, прилетевшая из космоса, а мощнейший химический боезаряд, способный мгновенно убить людей, которые попытаются подышать воздухом без противогазов. Впрочем, костюмы химзащиты были предусмотрены, а потому дело пошло.
Однако пошло плохо. Водолазы, которым нужно было подцепить БОР к кранам «Ямала», снимают противогазы, в которых невозможно работать при заметной волне (шторма не случилось, но волнение всё равно стандартное для океана — 3-4 балла). Но таки подцепили и даже без поражения топливом (состоявшего из особо токсичных компонентов АТ+НДМГ), однако поднять нормально не могут, ибо волны. Даже долбанули несколько раз об корабль, отчего разбился носовой кок и аппарат потерял плавучесть. Ещё «Орионы» всякие летают и снимают. А ведь в любой момент может сработать автодожиг, да и система самоликвидации заблокирована, но не обезврежена.
Но вот наконец очередная волна таки заталкивает несчастный аппарат в прочную металлическую сеть, и его таки поднимают на борт «Ямала». К кораблю пытаются подплыть американские крейсера с базы Диего-Гарсия, расположенной неподалёку, но наши им не дали этого сделать.
Солянка видеоматериалов, посвящённых как пускам БОР-2 и БОР-3 (до 11:39), так и эвакуации БОР-4 (11:39 — 38:34), а также немного кадров с испытаний БОР-5 (с 38:34 и до конца):
Дальше аппарат обезвредили, осуществили дожиг топлива (свидетелям показалось, что «Ямал» взорвался — такое оранжевое облако над ним поднялось) и начали разбирать обшивку, дабы изучить внутренности. При этом сверлили плитки ТЗ, которые состояли из мельчайших волокон кварцевого стекла, которое при попадании в лёгкие навсегда там остаётся. Да ещё и без респираторов (!!!!). На дезактивацию вылез посмотреть замполит «Ямала», у которого химзы не было, однако мужчину быстро запихнули обратно.
Но в итоге всё обошлось. Аппарат доставили на родину, а в руки американцев попали ценнейшие снимки, по которым они сделали логичные, но неверные выводы.
Второй пуск в эту зону прошёл лучше и быстрее. Все стороны выводы сделали, и теперь БОР обслужили быстрее и безопаснее, а австралийцы сделали ещё более качественные снимки. Из интересного можно сказать, что место ПИП «Космонавт Виктор Пацаев» заняли два Ил-20РТ, ловившие БОР над Афганистаном, для чего их прикрывал полк истребительной авиации.
Два последующих БОРа сажали уже в территориальные воды СССР, в Чёрное море.
Тайм 2. О том, как ЦРУ сама себя обманула
Получив в свои руки целую гору снимков БОРа-4, американцы начали думать, что же это такое советы делают. Они уже имели сведения о «Спирали», и новый аппарат внешне весьма на неё походил. В итоге решив задачу вида «два плюс два умножить на два», они пришли выводу, что в СССР разрабатывают многоразовую космическую систему. Но данные о «Буране» у ЦРУ уже были, и БОР-4 на пару со 105.11 на него явно не походили. Значит что? Значит советские конструкторы разрабатывают две МКС различных размерностей. Одну — класса «Space Shuttle», а другую — массой порядка 10 тонн, запускаемую с помощью ракеты-носителя «Протон». Почти «Спираль». Задача такого корабля — оперативный перехват объектов в космосе. Впрочем, как раз в задачах американцы уверены не были, однако практически не ставили под сомнение задачу инспекции и уничтожения спутников.
Пока суд да дело, в 1984 году в ежегодном сборнике «Soviet Military Power» был опубликован «Многоразовый космоплан, находящийся в разработке». Предполагалось, что он будет выводиться на орбиту ракетой «Зенит», которая тогда только испытывалась.
Тем временем американцы засняли второй БОР-4, который «Космос-1445». На нём отличалось расположение плиток теплозащиты, что позволяло сделать вывод, что это уже другой аппарат. Кроме того, вследствие различного характера обгорания теплозащиты аналитики пришли к выводу, что на втором аппарате из-за недостаточной манёвренности первого были доработаны «реактивные управляющие маневровые двигатели». Ну точно советы космический перехватчик делают.
В общем, проект начал жить своей жизнью. Получил свой собственный шифр («Ураган»), ТТХ, да даже внешний вид (SMP 1985). Ему посвящались различные публикации в газетах, отчёты ЦРУ и прочее.
К 1987 году, впрочем, американцы уже начали сомневаться, ведь «Ураган» начал разрабатываться до «Бурана», так и не полетел, но стремительно приближается дата запуска Бурана. Это вообще куда годится? Однако в ЦРУ продолжали убеждать себя в том, что советы всё ещё делают параллельно два орбитальных самолёта. Основаниями являлась огромная разница во внешнем виде БОРа-4 и «Бурана», огромные усилия, затраченные на разработку именно такой модели, ведь можно просто уменьшить «Буран» (про БОР-5, предназначенный для суборбитальных полётов, наши заклятые друзья не знали), а также ошибочное предположение, говорящее, что БОРы-4 пускались и на орбитальные, и на суборбитальные траектории. Для испытаний теплозащиты и аэродинамики в принципе достаточно было суборбитальных полётов.
Однако БОРы-4 в реальности летали только по орбитальным траекториям, так как правильно испытать теплозащиты на БОРе-4 для «Бурана» можно лишь с такой траектории. Короче говоря, западные аналитики, имея на руках кучу информации, пусть и разрозненную, запутались в ней. Что характерно, узнай аналитики и разведчики про БОР-5, они бы окончательно поверили в «Ураган», ведь БОР-5 — подобная копия «Бурана». Следовательно, БОР-4 — подобная копия «Урагана».
Дальше аналитикам вообще пришло в голову, что беспилотные модели, запускаемые по советской традиции перед пилотируемым полётом, уже летают. Ведь были же испытательные пуски «Зенитов» (предполагаемого штатного носителя для «Ураганов»), на которых могли отработать систему возвращения. Зенит ведь ракета «скорострельная» вследствие ряда автоматизированных операций по подготовке к пуску. И это тоже был случай некорректных выводов из правильных данных, ведь на самом деле скорострельность нужна была для запуска спутников-шпионов и быстрого восполнения спутниковой группировки в случае войны.
Пуски «Зенитов» в головах американцев и в жизни
29 сентября 1988 года американцы запустили «Шаттл Дискавери», прервав 32-хмесячный простой после катастрофы «Челленджера». В ответ на это СССР впервые публикует фото «Бурана» в открытую (напомню, «Буран» как бы военно-стратегическая машина, а значит секретная. Смешно, но в США знали о «Буране» немало). В связи с этим скрывать первоначальные задачи БОРов-4 стало не нужно. Однако нам не поверили, ведь БОРы всё ещё секретились, так как на их базе прорабатывались планирующие ядерные бомбы для «Бурана».
В начале 1989 года была опубликована статья, в которой американские эксперты продолжали уверять, что советы готовят ещё одну МКС. В ответ на это генерал армии Шабанов, замминистра обороны, в интервью газете «Советская Россия» назвал статью уткой, заявив, что БОР-4 — самолёт-аналог «Бурана».
А тем временем в конце 1980-х в Сетуни была проведена закрытая научно-техническая выставка, на которой был показан БОР-4. Американские аналитики, исходя из этого решили, что «Ураган» закрыли. В Бейруте в 1994 году вышла книга Генри Метьюса «Секретная история советского шаттла», в которой также был описан и «Ураган». Вот выдержка оттуда:
«Этот аппарат должен был иметь длину 12,5 м, размах крыльев 9,5 м и массу около 13-15 т. Разрабатывался он как перехватчик, вооруженный ракетами класса „космос-космос“. Для выведения на орбиту предполагалось использовать еще только создаваемую ракету „Зенит-2“. По данным пресс-службы Министерства обороны США, выпустившей в 1986 году специальный пресс-релиз, разработка проводилась как ответная мера против военных миссий корабля многоразового использования системы „Space Shuttle“. Были проведены два набора в отряд космонавтов специально для полетов по программе „Ураган“. С 1978 года приступили к подготовке Иван Иванович Бачурин, Александр Сергеевич Бородай, Владимир Емельянович Мосолов, Наиль Шарипович Саттаров, Александр Михайлович Соковых и Виктор Мартынович Чиркин, а в 1985 году к ним присоединились Анатолий Павлович Арцебарский, Виктор Михайлович Афанасьев и Геннадий Михайлович Манаков».
P.S. В 1987 году, после полёта Энергии, в журнале Frele Welt (ГДР), была изображена «Энергия» с орбитальным самолётом, подозрительно похожим на… «Ураган». Ведь «Энергия» могла поднять до 100 тонн, а значит «Ураган» мог быть размером с «Буран».
Тот самый ГДРовский рисунок
P. P. S. А ведь «Буран» мог выглядеть примерно так, как его представляли себе американцы, если бы 11 июня 1976 года на совете главных конструкторов во главе с Глушко был принят проект Лозино-Лозинского 305-1, созданный на базе наработок по «Спирали». Но выбрали проект 305-2, являвшийся аналогом «Шаттла», поскольку он был менее рискованным.
Автор: Александр Старостин
Вадим Лукашевич. «Советская копия шаттла — многоразовая космическая система с орбитальным самолетом ОС-120»
Вадим Лукашевич. «Многоразовый орбитальный корабль ОК-92, ставший «Бураном»»
Вадим Лукашевич, Игорь Афанасьев. Космические крылья
Барт Хендрикс, Берт Вис. «Энергия-Буран: советский Space Shuttle (Energiya-Buran. The Soviet Space Shuttle)»
Автор:
StarostinAleksandr