Идея «русской Алибабы» — экспортной площадки, на базе которой будет осуществляться экспорт российских товаров за рубеж, приобрела в последнее время большую популярность. Обсуждение вариантов развития такого проекта сейчас ведется на площадке Минэкономразвития и участники рынка e-commerce один за другим предлагают себя в качестве платформы для реализации такого проекта.
При этом часть отраслевых экспертов считают, что проект заведомо обречен на провал и никому не нужен. Так, к примеру, президент «Евросети» Александр Малис сказал, что «вопрос экспортной площадки — это самый последний вопрос, который нужно решать на тему увеличения экспорта из России», а основатель компании Wikimart, руководитель проекта LittleGENTRYS Максим Фалдин утверждает, что эта идея в принципе не реализуема тем боле при участии государства, которое способно погубить даже самый перспективный проект. Планы по созданию «русской Алибабы» — это то же самое, что идея создать Кремниевую долину в России, или пригласить на местные курорты людей которые отдыхают в Тайланде, или Европе, считает Фалдин.
Другие рыночные эксперты менее категоричны. Так аналитик DataInsight Борис Овчинников напоминает, что в мире уже было реализовано несколько аналогичных проектов с участием государства, например tradekorea.com в Южной Корее, и они все оказались маловостребованы. По статистике SimilarWeb, у tradekorea.com менее 400 тысяч посещений в месяц, притом 65% просматривает только 1 страницу — то есть заинтересованность попадающей на портал аудитории низкая.
С другой стороны, платформа, облегчающая выход на крупнейшие мировые площадки, включая Alibaba, Aliexpress, Amazon, eBay и т. д., может быть востребована — и даже эффективна и успешна, если это не будет реализовано в формате приказной монополии. В России существует более 200 тысяч мелких и средних онлайн-ритейлеров, и если им будет легко пробовать экспортные продажи, то тысячи попробуют, и сотни за счет зарубежных рынков могут получить хорошую и полезную прибавку к своим доходам, резюмирует Овчинников.
Алексей Петровский, главный аналитик Price.ru (Rambler&Co), попытался примерно оценить возможные затраты на создание российской экспортной площадки. Если крупный зарубежный игрок из маркетплейсов захочет выйти на российский рынок с целью занятия аудиторной доли, сравнимой с топ-10 игроков его затраты на маркетинг на этапе продвижения составят 800−900 млн рублей за предположительный минимальный период в 9 месяцев. Это более 90 млн рублей в месяц затрат на маркетинг и формирование собственной клиентской базы. Естественно, что одними затратами на маркетинговые коммуникации не ограничивается, не говоря уж о сложностях с ёмкостями привычных аудиторных каналов. Если анализировать обратную ситуацию — т.е. разворачивание собственного проекта с российскими товарами за рубежом — то такому российскому игроку придётся столкнутся с жесточайшей конкуренцией на рынках, опережающих в развитии Россию на 5−7 лет. Затраты только в этом канале возрастают кратно и даже на порядок, считает Петровский.
Экс-директор JD.com в России Алекс Васильев (автор одного из проектов «Русской Алибабы») считает, хорошей идеей создание платформы, которая бы позволила всем небольшим производителям через простой и понятный интерфейс на русском языке выложить свои товары для продажи на крупнейших мировых площадках, а затем, посредством этого же интерфейса, подготовить заказ к отправке, наклеить лейбл и сдать в ближайшем почтовом отделении.
Президент АКИТ Алексей Федоров (автор другого проекта экспортной площадки) говорит, что оптимальным было бы создание независимой от конкретного бизнеса площадки, например, проекта такой профильной ассоциации, как АКИТ, в которую уже входят крупнейшие российские частные компании. Можно было бы создать хозяйствующий субъект, в котором государству в лице Российского Экспортного Центра будет принадлежать, например, блокирующий пакет, а остальные акции — отраслевой ассоциации:
В своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин сказал, что в роли экспортной площадки должны выступать крупнейшие частные российские компании. В принципе, под это определение попадают и Яндекс.Маркет, и «Юлмарт», и Ozon.ru, и «Эльдорадо», и любой другой крупный игрок рынка электронной коммерции. Мы считаем, что на рынке может одновременно существовать и несколько проектов, поддерживающих экспорт российской продукции. Не стоит складывать «все яйца в одну корзину» и объявлять какую-то компанию единственной официальной экспортной площадкой.
Руководитель Яндекс.Маркета Павел Алешин уверен, что сейчас гораздо важнее проработать удобные для бизнеса механизмы экспорта. Если экономические условия будут такими, что экспорт будет целесообразен, то абсолютно неважно, будет это одна площадка или несколько, считает он.
Кто претендует на звание «русской Алибабы»
Проект гендиректора Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова (название пока неизвестно)
Изначально идея «русской Алибабы» принадлежит Байсарову, который направил письмо с описанием проекта в аппарат премьер-министра Дмитрия Медведева, Минэкономразвития, Минфин и Минкомсвязи. Проект получил положительную визу Владимира Путина.
Судя по последующим интервью Байсарова, он предполагает, что в рамках проекта будет некая система российских инкубаторов. Проекты будут находится в «огромном здании» — офисном центре Prezident Plaza (190 тыс. кв. м). В нём «посадят всех желающих» и будут «фигачить как огромная швейная машинка».
Преимущества проекта
Байсаров не уточнял, на как конкретно будет устроен его проект и кто будет в нем участвовать, единственным преимуществом его является то, что пока он стал единственным начинанием в этой сфере, которое получило официальное одобрение руководства страны.
Что сделано
На сайте проекта пока стоит «заглушка», о каком-то развитии начинания пока не сообщалось.
JD.com
Заявил о своей готовности выступить в качестве площадки для экспорта российских товаров. Как заявлял тогдашний глава российского офиса компании Алекс Васильев, компания могла бы обеспечивать помощь в страховании товаров, обеспечении механизмов их возврата и компенсации издержек и так далее.
Преимущества проекта
JD.com обладает большим опытом в налаживании трансграничной торговли, в том числе он может обеспечить российским производителям доступ на китайский рынок, где компания является одним из крупнейших игроков в сфере электронного ритейла.
Что сделано
В марте 2016 года был подписан договор о сотрудничестве между JD.com и ВЭБ. В рамках партнерства JD.com будет торговать широким кругов товаров, в том числе продуктами питания. В частности участники проекта готовы закупить первую партию камчатского краба — до 500 тысяч штук. С российской стороны проект будет развивать подконтрольный ВЭБу Российский экспортный центр (РЭЦ). В частности РЭЦ готов поддерживать экспортеров кредитами и страховать их риски.
Ассоциация компаний интернет-торговли
Объявила, что готова создать агрегатор для экспорта российских товаров на базе сайта акции «Киберпонедельник».
Преимущества проекта
С помощью участников АКИТ, на которых по собственным оценкам ассоциации приходится около 40% рынка локального интернет-ритейла, ассоциация уже собрала на платформе cmonday.ru десятки тысяч товаров, произведенных в РФ, в качестве процессингового центра экспортного агрегатора готова выступить компания «Яндекс.Деньги». Наличие партнерского процессингового центр, а важно при торговле с Китаем, который ведет расчеты через национальные платежные системы. Логистическим оператором агрегатора «Киберпонедельник» может стать Почта России.
Что сделано
Эксперты АКИТ составили список российских товаров, которые могли бы продаваться за рубеж в рамках проекта по созданию «русской Алибабы». В списке оказалось «несколько десятков тысяч товаров», в частности продукция производителя мебели «Ангстрем», ювелирных компаний «Садко», «Русское золото арт», «Бронницкий Ювелир», оптика «Линзмастер», книги издательства «Росмэн», фототовары «Сивма», бытовая техника «Эврика», детское питание «Агуша», товары для путешествий «Экспедиция», а также ряд российских брендов одежды и обуви.
Проект «Юлмарта»
Компания создает e-commerce-платформу c общероссийской сетью логистических центров. По словам представителя ритейлера, проект позволит производителям и продавцам рекламировать и поставлять свои товары во все страны мира. Письмо с концепцией проекта за авторством председателя совдира компании Дмитрия Костыгина направлено в аппарат правительства в марте 2016 года.
Как уточнил представитель «Юлмарта», со стороны государства компания ожидает помощь в договоренностях с федеральными логистическим оператором (Почта России), помощь в договоренностях с финансово-платежной системой (Сбербанк), упрощенный и ускоренный таможенный режим на вывоз товаров и льготные налоговые режимы для российских поставщиков и производителей, которые оперируют по данной схеме.
Преимущества проекта
«Юлмарт», по словам представителей ритейлера, — единственная частная отечественная интернет-компания, обладающая собственной логистической сетью. В качестве своих преимуществ в «Юлмарте» называют уникальный формат сети, а также опыт сотрудничества «Юлмарта» с госструктурами которые «могут стать основой для создания суверенного российского онлайн-гиганта, способного конкурировать с такими мировыми сервисами, как Alibaba и Amazon».
Что сделано
Проект анонсирован 15 апреля 2016 года, о его развитии пока ничего не известно.