* Да, с одной «л»
Говорят, что биография Христофора Колумба за авторством Вашингтона Ирвинга, опубликованная в 1828 году, запустила легенду о том, что якобы именно первооткрыватель Америки убедил «почти средневековых» европейцев в том, что Земля круглая. С тех пор эта легенда жива в общественном сознании. Ничто не может быть дальше от правды, поскольку в Средневековье любой образованный человек знал, что Земля круглая, особенно после того, как в XI — XII веках космологические работы Платона (Timaeus), Аристотеля (De Caelo, Physics) и Птолемея (Almagest) перевели на латынь и прокомментировали схоластические философы. Округлость Земли была настолько тривиальным фактом, что Фома Аквинский в «Сумме теологии» XIII века предоставил её в качестве примера факта верного вне всяких сомнений. Он писал, что существует слишком много способов проверки этой гипотезы – приближающимся к берегу судам горы видно прежде берега, тень Земли во время лунных затмений всегда круглая, и что земля, как наиболее тяжёлый элемент, стремится к центру вселенной, то есть, накапливается там в равной мере со всех сторон. Два первых аргумента были эмпирическими и верными как во времена Фомы, так и в наше время, ну а третий был теоретическим, основанным на теории из древнегреческой космологии, в которую мы уже не верим – однако, она довольно близко похожа на то, как планеты становятся круглыми из-за силы гравитации.
Но если округлость Земли была общеизвестным фактом среди образованных европейцев во времена Колумба, откуда тогда весь шум? Известно, что первооткрыватель сильно недооценил размер Земли: хотя большинство астрономов его времени сходились на цифре очень близкой к реальной, основанной на измерениях Эратосфена, произведённых в III веке до н.э., Колумб считал, что Земля сильно меньше, и что расстояние от Испании до Японии при путешествии через Атлантику должно составить 3000 миль, а не 12000 миль, как на самом деле. Конечно, если бы между ними не существовало земли, путешествие заняло бы слишком много времени, и на корабле кончилась бы провизия. Поэтому большинство правительств того времени отказывались финансировать такую безумную и самоубийственную экспедицию. Но выставило этот проект с точки зрения интеллектуалов Ренессанса по-настоящему в самоубийственном свете не их понятие о реальном расстоянии от Европы до Азии через океан. Ведь там, между континентами, в конце концов, могла существовать какая-либо земля, типа Канарских островов или Азорских островов, колонизированных Испанией и Португалией меньше, чем за сто лет до этого.
Сферы четырёх элементов из печатного издания «De Sphera», Венеция, 1485 год. Земля – зигзаги, вода – волны, воздух – облака, пламя – огонь.
Дело было в том, что учёные люди того времени верили в теорию, согласно которой такой большой земли, как Америка, и даже небольшой группы островов не могло существовать в середине того океана, который, как считалось, простирался от западной Европы до восточной Азии. В ответе за эту теорию был человек, возможно, английского происхождения, Джон Голивудский (не путать с Голливудом), больше известный, как Иоанн Сакробоско, автор самого влиятельного астрономического трактата позднего Средневековья и начала XVII века, De Sphera (написанного примерно в 1230 г. н.э.), а также одного из людей, принесших арабские цифры в Европу.
И хотя название книги относится не к Земле, а к сфере всей Вселенной, чьи пределы ограничены сферой неподвижных звёзд, она также явно демонстрирует сферичность Земли – при помощи тех же аргументов, что использовал и Фома Аквинский, происходящим из времён Аристотеля в IV веке до н.э. Вообще, схема мира Сакробоско основана на космосе Аристотеля с добавлением планетарной теории Птолемея (теории эпициклов), и De Sphera была краткой популяризацией этой теории, а также первым систематическим описанием труда Птолемея "Альмагест" в западной Европе после его перевода с арабского на латынь в Толедо, сделанного за несколько десятилетий до этого.
Как и Фома Аквинский, Сакробоско, тоже будучи монахом, пытался свести в систему известные эмпирические факты (наблюдение за небом и поверхностью Земли), и теоретическое понимание мира, имевшее началом Физику Аристотеля. Известно, что согласно его космологии, Вселенная состоит из пяти разных «элементов»: эфир, из которого сделаны звёздные сферы, и подлунные четыре классических элемента. Элементы сортируются сообразно их плотности, и самые плотные находятся ближе к центру космоса, а поэтому земля находится в низшей позиции, затем идёт вода, потом сверху – воздух, и, наконец, огонь, поднимающийся до орбиты Луны. Эфирный мир «легче» огня, поэтому он занимает самую привилегированную, звёздную позицию.
Такое представление о космосе подразумевает (по причинам, которые сегодня мы назвали бы симметрией), что всех элементов существует равное количество. Поэтому размер звёздных орбит гораздо больше подлунного мира (пространства между Луной и Землёй): ведь эфир очень лёгок. Аналогично, огонь весит меньше воздуха, воздух меньше воды, и поэтому Луна относительно далеко от поверхности Земли (далеко по людским меркам, но близко в рамках размера всей вселенной, или, по сравнению с расстоянием до неподвижных звёзд), ведь в пространстве между поверхностью Земли и орбитой Луны должно умещаться очень большое количество воздуха и огня.
Репродукция схемы сфер земли и воды от Сакробоско в работе «Всеобъемлющий театр природы» Жана Бодена, 1596 год
А что же происходит с оставшимися элементами, водой и землёй? Над ними властвуют те же законы симметрии, поэтому, так как вода менее плотная, чем земля (от 1/5 до 1/10 по весу, в зависимости от того, что выбрать в качестве «земли» – почву, камни, металл), воды должно быть гораздо больше, чем земли, так, чтобы общий «вес» обоих элементов был одинаковым. Поэтому полная картина космоса Аристотеля-Голивуда примерно следующая: небольшая сфера «земли» в центре, окружённая сферой воды примерно в 10 раз большей по размеру, окружённая более крупной сферой воздуха, окружённая гораздо более крупной сферой огня, окружённая невероятно огромной, астрономически большой системой сфер, состоящих из эфира (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, неподвижные звёзды – по порядку возрастания расстояния от центра мира).
Прекрасная картина, но с проблемами по части эмпирической адекватности: если бы она соответствовала действительности, мы бы утонили под несколькими тысячами километров воды, чего, очевидно, не случилось. Возникает вопрос: если земля тяжелее воды, почему кое-где она возвышается над водой? Почему вся земля не утонула?
Схема космоса в печатной редакции De Sphera, Венеция, 1537 год. На Земле указаны только Европа, Азия и Африка. За 40 лет до открытия Америки.
Монашеское
И поскольку эта идея космологического распределения четырёх элементов была основной во времена Колумба [конец XV века – прим перев.], для большинства интеллектуалов было очевидно, что ничего подобного Америке существовать не может. И поэтому это открытие начало не только изменять общество с обеих сторон Атлантики (особенно с западной), но и разрушать веру в правильность идей Аристотеля и Птолемея об устройстве космоса. И кстати, это также привело к современной идее «земного шара», то есть, планеты, состоящей из твёрдого камня, с небольшим количеством воды, разбросанной по его поверхности, и с тонким слоем окружающего его воздуха – а это, в свою очередь, начало процесс дискредитации теории «четырёх элементов».
Автор: SLY_G