В воде кровь и акулы уже нарезают круги. У AMD проблемы такие, что слухи о продаже кажутся весьма правдоподобными, даже когда оказывается что это не правда. AMD всё сложнее поставлять процессоры в компьютеры, которые хотят покупать люди. Компания теряет деньги, и некоторые сотрудники уже покидают корабль. Под новым руководством после двух волн сокращений, рыночная цена практически достигла своего минимума, который отмечен в конце 2008 когда компания пыталась избавиться от огромных долгов на фоне глобальной рецессии.
Так было не всегда.
Семь лет назад процессоры AMD обгоняли Intel в своём ценовом диапазоне. В 2005 году AMD были не просто конкурентом, они превзошли Intel в разработке чипов. AMD повела потребителей к 64-битным вычислениям представив Athlon 64, а вскоре после этого компания возглавила переход к двухъядерным процессорам. А с приобретением ATI за 5.4 миллиарда долларов, им достался не только бизнес по производству графических ускорителей и несколько талантливых сотрудников, но и целый ряд рынков в придачу: смартфонная графика, графика в игровых консолях, и возможность создания нового типа гибридного CPU-GPU процессора, который AMD назвала «Fusion APU». AMD поставляла чипы для Xbox 360, Nintendo Wii и ещё кучи компьютеров производства Dell.
Это был расцвет AMD, но не единственный славный период за последнее время. В конце 2009, AMD сумела получить компенсацию от Intel в размере 1.25 миллиарда долларов за противоконкурентные действия, и запустила GPU, одним махом обогнав соперничающую nVidia. В 2010 Sony начала устанавливать чипы AMD в VAIO, а в 2011 Apple выбрала AMD как поставщика графики и для ноутбуков и для стационарных систем. После полного трёхлетнего игнорирования рынка нетбуков, AMD сильно скатилась, выпустив в конце концов AMD Fusion APU в множестве недорогих ноутбуков. В настольном сегменте Core 2 и Core i от Intel сумели сохранить лидерство по производительности, но допустили конкуренцию от AMD, которая предлагала больше ядер за те же деньги.
Тем не менее, дни, когда AMD летела на всех парах, уходят в прошлое. Остаётся вопрос – почему?
ЗАКАТ ЭРЫ ПК
Правление AMD, в основном, ссылается на макроэкономическую ситуацию, что, грубо говоря, означает «персональные компьютеры продаются не так хорошо, как раньше». То ли это общая рецессия, то ли недостаток компонентов из-за наводнения в Тайланде, или люди стремятся приобретать планшеты и смартфоны – можно опереться на много факторов – даже не упоминая сокращение трат в преддверии запуска Windows 8, ведь люди и компании не торопятся покупать компьютеры, которые могут устареть в одночасье. Руководство AMD очень чётко указывает на эти, общие для всей индустрии, спады. Но это ещё не всё.
ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ
Основным здесь стали периодические промахи AMD в попытках превзойти Intel. Компания выпустила ряд крайне невезучих продуктов. Пока процессоры Opteron используются в самом быстром суперкомпьютере в мире, их архитектура Bulldozer, не смогла впечатлить заказчиков ни обычных серверов, ни настольных систем. Когда nVidia раскручивала гибридную графику в ноутбуках, AMD не смогла вовремя выпустить соперника. Запущенные чипы Llano так и не сделали хороших продаж, отчасти из-за необходимости нового чипсета для материнских плат, с поставками которых AMD не справилась. В результате, у компании скопился большой запас Llano, который им уже не продать, потому что уже запущен её последователь – Trinity. Однако, у Trinity тоже проблемы – он не успел к запуску Intel Ivy Bridge, поэтому производители ноутбуков разрабатывали последнее поколение тонких ноутбуков и системы для Windows 8 ориентируясь на Intel, а AMD вспоминали в последнюю очередь.
ПРЕВОСХОДСТВО INTEL
В то время, пока AMD пыталась выкарабкаться, Intel идёт по накатанной. Компания не только выпускает новые чипы по прославившейся стратегии «тик-так» (редизайн, затем – уменьшение), но и добавляет новые технологии каждый год. Выпустив Ivy Bridge, они улучшили свою внутреннюю графику, наступая на поле APU от AMD, Intel сохранила хороший перевес в производительности, делая из Trinity аутсайдера. Если вам интересно, Trinity всё ещё выигрывает либо по производительности графики, либо по энергосбережению, но не в том и том сразу – как говорят, этот GPU достаточно прожорлив. Intel, к тому же, умудряется переманивать производителей на свои чипы, предлагая миллионы долларов на помощь в дизайне и продвижении своего стандарта ультрабуков, чего AMD не может, или просто не хочет себе позволить.
НЕРАЗБЕРИХА С БРЕНДАМИ
За последние пару лет AMD отвергла все свои бренды, полностью избавившиcь от значка ATI в 2010, и заменив линейки Athlon, Phenom и Sempron представив взамен серию цифро-буквенных продуктов типа C-50, Z-60 и A8-3850. Позже компания пыталась внедрить бренды вроде «AMD Vision», запустив в оборот серию словечек, слоганов и кодовых имён, следовать которым оказалось ещё сложнее чем приведённым выше брендам. Схемы именования продуктов у Intel тоже не особо дружественны пользователю, но они обладают определённой долей осмысленности, тогда как имена, продвигаемые AMD, кажутся довольно случайными.
БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО
Руководящее звено AMD в последнее время постоянно менялось. CEO Гектор Руиз, покинул компанию в июле 2008, в середине волны сокращений, а позже так и вообще оказался впутанным в инсайдерский скандал, который стал причиной его увольнения с дочки Globalfoundries в конце 2009. В январе 2010, совет директоров выгнал CEO Дирк Майер, потому что он не проявил агрессивного видения относительно планшетов и мобильных устройств. CFO Тамас Зиферт исполнял обязанности CEO в течение 7 месяцев, пока не была найдена замена. В сентябре Зиферт снова спустился на должность CFO, опустив за собой и оценку компании. Бывший президент и COO из Lenovo, Рори Рид стал CEO в августе прошлого года, однако быстрый разворот не особо поднял уверенность в компании.
До нас доходили слухи от сотрудников AMD что коллапс был похож на дорожку из домино, сразу после ухода Дирка Майера, ведь именно с ним связывали возврат компании к прибыльности за несколько лет до этого. Компания оказалась в многомиллиардном долгу после приобретения ATI, и позже признавала что переплатила за производителя графических карт. При Майере компания выделила Globalfoundries и продала часть подразделений, включая продажу Broadcom цифрового TV, и мобильную графику — Qualcomm.
Как бы там ни было, источник внутри AMD говорит что несмотря на пользу большую пользу компании, Майер был слишком самодостаточным. В 2008 Майер сказал, что AMD «игнорирует платформу нетбуков», в результате компания потеряла целый сегмент. После покупки почти за бесценок подразделения по компьютерной графике, Qualcomm с его помощью создаёт Adreno — графическую часть своей успешной платформы Snapdragon (и недавно переманила Ерика Демерса из AMD чтобы управлять ею).
Однако, тот же инсайдер в AMD говорит что замешательство AMD последовало не из-за отсутствия лидера, а из-за отсутствия лидерства. Не смотря на характеристику Рори Рида как фанатика в крестовом походе — отправляя в отставку старые кадры AMD и заменяя их единоверцами, слепо шагающими к инновациям вроде модульных чипов — он не винит Рида за проблемы, с которыми сталкивалась AMD. Наоборот, был «разрыв в лидерстве» из-за семимесячной дыры между отставкой Майера и приходом Рида. Наш источник говорит об этом промежутке так: «много людей просто болтались в неизвестности», он считает что сегодняшняя стратегия AMD — фокусировка на серверном, встроенном и игровом рынках — на самом деле не плохая идея, и поддерживает разработку модульных чипов, но отмечает что AMD может просто не продержаться достаточно долго, чтобы достичь этих целей, не имея лучшего плана на ближайшее время.
НЕХВАТКА СРЕДСТВ
Аналитики опасались того же в прошлом месяце. Они приводили сравнивали сокращающиеся финансы компании и её расходы, вкупе с 2 миллиардным долгом, но сама компания и другие аналитики настаивают что ещё есть выходы. Не смотря на потерю контроля над Globalfoundries, у них всё ещё остаются связи через контракты на изготовление чипов, и у AMD может хватить влияния для пересмотра этих контрактов — ведь проблемы AMD скажутся и на Globalfoundries. Виджей Ракеш, аналитик агентства Sterne Agee, выпустил отчёт, в котором полагает (среди прочего) что для получения средств, AMD может продать или продать с возможность обратной аренды свой кампус, а также продать или лицензировать некоторые из принадлежащих ей патентов, оцениваемых в пределах 2.2 миллиарда долларов.
ОКАЗАТЬСЯ НА КОНЕ
Итак, мы вернулись к тому, с чего начинали: AMD вероятно предстоит принять трудные решения, включая продажу важных активов — интеллектуальной собственности — которые по их мнению окажутся критически важными для будущих стратегий. AMD хочет возглавить рынок микросерверов используя новые 64-битные ARM ядра, и предлагает выбирать понравившиеся чипы для встроенных приложений. Но чем займётся AMD в ожидании взлёта этих рынков?
Натан Бруквуд, аналитик консалтинговой компании Insight64, говорит что какое-то время может потребоваться просто вести традиционный бизнес. «Управленческие промахи имеют очень серьёзные последствия. Что на самом деле нужно AMD — так это отработать без промахов несколько следующих кварталов, тогда, если это у них получится, будет возможность вернуть часть своего влияния.»
«Когда AMD была в отчаянном положении в прошлый раз,»- вспоминает Бруквуд, — «приобретение [ATI] было причиной проблем в компании. В 1995, когда Pentium не оправдал ожиданий, AMD купила Nexgen чтобы приобрести талантливых инженеров для разработки своих будущих процессоров. Если AMD планирует развивать направление ARM, может помочь им снова: в августе AMD выкупила обратно Джима Келлера, который руководил разработкой систем-на-чипе Apple A4 и A5. Кроме того, не смотря на то, что многие люди ушли, не похоже что у компании кончились сотрудники. У AMD все ещё около 10 000 сотрудников. Это большая компания.»
Несмотря на веру руководству компании на слово о том, что они не ищут покупателя, по мнению Бруквуда, AMD имеет определённую ценность для правильной компании. Говорят, что покупателю AMD будет очень тяжело осуществить свои планы, из-за юристов Intel, которые воспримут продажу как возможность к расторжению особой лицензии на архитектуру x86, которая позволяет AMD разрабатывать чипы. Бруквуд также указывает что Intel тоже зависит от лицензии на 64-битные расширения AMD. Такие отношения взаимовыгодны и взаимоуничтожающие одновременно, и, по мнению Бруквуда, теоретически это может служить защитой любому покупателю компании.
Итак, мы вскоре увидим сможет ли AMD представить интересные продукты достаточно быстро, чтобы выбраться из этой ямы… или найдётся покровитель, который захочет посоревноваться с Intel и nVidia, немало заплатив за такую привилегию.
Автор: Aee