COVID-19 уже обосновался в Штатах. Некоторые сотрудники офисов Microsoft, Amazon и других компаний – заражены. Массовые мероприятия отменяются, компании переводят программистов на удаленный режим. Но не всем работникам так повезло. Некоторые трудиться из дома не могут никак. В том числе – сотни тысяч курьеров, которые ежедневно контактируют с десятками людей, зачастую в разных частях города.
Что предпринимают компании, и как новая истерия сказывается на рынке?
Пир во время чумы
Для служб доставки и интернет-магазинов в Америке текущая ситуация, на удивление, идёт в большой плюс. С одной стороны – их курьеры постоянно на улице, они не защищены. С другой – миллионы покупателей предпочитают снижать контакты с толпами людей, и чаще заказывают онлайн, а не ходят по магазинам.
Мыла нет
Поэтому доставок стало, наоборот, больше (особенно не из Китая). Amazon пришлось даже сообщить о задержках из-за внезапно выросшего объема. Даже система, отработанная на Черной пятнице и Рождестве, дала сбой. Кратного роста в спокойные недели конца февраля – начала марта просто не ожидали.
Службы доставки Prime Now и Amazon Fresh не справляются с потоком заказов. Пришлось даже снизить гарантированную скорость доставки. Ситуация осложняется тем, что Amazon не уверена, стоит ли набирать новых сотрудников, или такая «проблема» сама собой рассосётся в ближайшее время.
Продавцы тоже балдеют. По данным MarketWatch, упаковка из 20 масок N95 на интернет-площадке продается за $174. Это скидка с $250 (вот какая выгода!). А ещё три недели назад такая пачка стоила $15. Почти в двенадцать раз меньше.
Та же история с дезинфицирующими средствами. Упаковка из двенадцати 200-граммовых бутылочек Purell для очищения рук, которая обычно стоит порядка $20, продаётся за $388. И те, кто покупает такой товар впервые, даже не заметят, что с ценами что-то не так.
Поскольку Amazon для Америки сейчас – чуть ли не государствообразующее предприятие, по поводу нетипичных цен заволновались сенаторы. Они отправили открытое письмо Джеффу Безосу, предупреждая, что у того есть срок до 18 марта, чтобы ответить, как его компания определяет взвинчивание цен, сколько предупреждений выдает продавцам и какие ресурсы собирается посвящать борьбе с такими явлениями.
Amazon заявила, что уже убрала с сайта более 1 млн товаров с завышенной ценой. Включая те бутылочки Purell и маски N95, о которых рассказывалось в примере (хотя с тех пор уже появились новые, некоторые – по ценам ещё выше).
Счастливая обладательница запасов туалетной бумаге (в Америке уже начался дефицит)
Впрочем, когда у тебя в магазине чересчур много товаров, они слишком дорогие и всё равно нарасхват – всем бы такую «проблему». Поэтому Amazon остается одной из очень немногих компаний (вместе с Netflix, Peloton, Blizzard и Zoom), чьи акции на страхах от вируса почти не упали, и даже показывают рост к 2019 году. Некоторые брокеры даже формируют базу «домашних» акций, которые будут прибавлять в стоимости, если люди на фоне эпидемии станут реже выходить на улицу. Как ожидается, основными «победителями» будут интернет-магазины и крупные службы доставки.
У Amazon, правда, есть своя, уникальная беда. Компания обеспечила самую быструю доставку в мире. В прошлом году сократила её до одного дня по всему США. Но когда доставка идет всего один день – вирус может не успеть умереть. На меди и стали COVID-19 сохраняется около двух часов. На картоне, пластике и других поверхностях – вплоть до суток.
Поэтому на складах и центрах Amazon сейчас повышенный уровень безопасности. Сотрудников проверяют на выходе и на входе, а работать разрешают только в перчатках. Также в каждом логистическом центре обязательно проходит инструктаж, чтобы на товары не дай бог лишний раз не кашлянули.
Работники под ударом
Защиты для рядовых «дронов», людей, ежедневно находящихся на улице, почти нет. Под главный удар, как ожидается, попадут водители Uber и Lyft, а также курьеры фирм вроде FedEx, UPS, Amazon, Instacart и DoorDash. Они не только рискуют заразиться сами, но и могут стать самыми опасными распространителями, создавая новые очаги заражения.
И пока IT-сотрудников отправляют на удалёнку, об этих «людях улиц», как
пишет Washington Post, почти все забыли.
Пока что они вынуждены брать всё в свои руки. Водители в Сиэтле, где заражено несколько сотен жителей и уже было несколько летальных случаев, отмывают свои машины «дюйм по дюйму» после каждой поездки. Носят маски и стараются до минимума сократить общение с клиентами.
Пока что реакции от руководства нет. «Ни поддержки, ни совета, ни слова о том, что нам делать, если мы заметим у кого-то симптомы в машине», – рассказывает Альва, работающий в Lyft. Пока что его успокаивает только дезинфекция машины лизолом, которую он проводит по два раза в день.
В Китае курьеры стали настоящими героями для жителей городов, закрытых на карантин. Они почти не выходят из дома, даже в супермаркет. Поэтому в Ухане власть организовала «бесконтактную» доставку еды. Люди на скутерах и в полной биозащите подвозят продукты питания к двери, позволяя резидентам не выходить из дома (и зарабатывая порядка $1100 при активной работе). Без этих курьеров распространение вируса могло бы быть куда хуже.
В Америке (и, чего уж тут, в России тоже) ситуация пока обратная. Никакую биозащиту в миллионных количествах никому выдавать не собираются. Каждый сотрудник службы доставки – полагается только сам за себя. GrubHub, DoorDash и другие крупные стартапы по доставке еды (а также Uber, Lyft и многие другие) оформляют своих работников как независимых подрядчиков. У них нет страховки, нет отпуска. Нет права создавать профсоюз. И у них, в основном, нет больничных. Только 46% таких сотрудников имели возможность взять больничные в 2017 году – по сравнению с 93% сотрудников из офиса. Это самая уязвимая категория рабочих, и в то же время самая незащищенная.
Остается только надеяться, что конкретно ваш водитель или курьер хорошо относится к собственной гигиене.
Метод Instacart
Instacart – это крупнейший в мире сервис доставки продуктов. Оценивается в $8 млрд, работает в 5500 городах США и Канады, доступен через сайт и приложение. На фоне паники из-за коронавируса темпы роста его трафика выросли в 10 раз за неделю. В некоторых штатах, включая Калифорнию, Вашингтон, Орегон и Нью-Йорк – вообще в 20 раз. Самые популярные товары – дезинфицирующие средства для рук, витамины, сухое молоко, маски для лица и консервы.
На этом фоне компания подсуетилась. И для самых осторожных покупателей уже предлагает специальную опцию. Доставка без человеческого контакта. Можно поставить галочку, написать, что и как, и продукты оставят в соответствии с вашими инструкциями. Хоть у двери, хоть в ящике с кодом. И сделают фото, когда доставка будет завершена (с этим фото выскочит нотификация). Плюс, разумеется, сотрудников просят мыть руки и носить маски.
Сервис называется «Leave at My Door Delivery», и, по сути, моделирует ту же доставку еды из Уханя. Даже если ситуация ухудшится, приходить в супермаркет и тереться плечами с сотнями других людей не придется. А меры защиты курьеров всегда можно будет усилить.
Возможно, другие службы доставки (особенно скорой доставки) в ближайшее время последуют этому примеру. Чтобы по крайней мере не стать одним из очагов распространения болезни.
Только в США на борьбу с вирусом уже выделили $8,3 млрд. Рынки акций пережили крупнейшее падение с 2008 года. Нефть и курсы валют лихорадит. Индустрия туризма теряет по $47 млрд в месяц, авиакомпании – по $30 млрд. Производство многих гаджетов замедляется, целые города сидят на карантине. Число заболевших перевалило за сотню тысяч. Даже если волнения о пандемии и сравнения с «испанкой» пока что раздуты, эффект наблюдается вполне реальный. Если какая-то индустрия может чем-то помочь (или хотя бы не вредить) – было бы очень не лишним.
Автор: Pochtoycom