Amazon.cn, китайская версия американского магазина, закроется 18 июля, сообщил RetailDive. Американцы попытаются перетянуть покупателей на глобальную площадку, но региональный рынок теперь уже окончательно остался за Tmall global (проект Alibaba Group) с 27,6% соответствующего сегмента китайского рынка, NetEase Kaola (20,5%) и JD Global (13,8%). Ещё в 2015-м американскому маркетплейсу пришлось стать рядовым продавцом на маркетплейс-площадке Tmall. Витрина Amazon на площадке конкурента дополнительной отдачи не принесла — и в начале 2019 года глобальный «Амазон» уже опровергал слухи о продаже проблемного китайского бизнеса конкурентам из NetEase Kaola.
Alibaba будет торговать американскими брендами. Кому это выгодней?
Если на пике 2009 года у Amazon было 8% рынка кроссбордер продаж в Китае, то в 2018 году — только 1%. Руководитель отдела розничной торговли Euromonitor International Мишель Грант рассказала, что в абсолютных цифрах продажи Amazon росли, но доля рынка постоянно падала. По статистике China Internet Watch сам рынок кроссбордера растёт, так в 2017—2018 он вырос приблизительно на 30% за год. В 2017-м году Amazon тоже наблюдал быстрый, но всё-равно недостаточный рост. Тогда вице-президент Amazon China Гу Фан описал стратегию своего подразделения следующим образом: «Amazon продолжает продвигать международную стратегию бренда». К сожалению американцев, Китай не заинтересовался голым «брендом» международной природы.
Грант объяснила, что у Amazon нет никаких специфических достоинств в глазах китайцев. Для сравнения, группа Alibaba предлагает огромный ассортимент иностранных товаров разных ценовых категорий. JD.com очень быстро привозит высококачественные товары «премиальных» производителей. Все местные игроки активно применяют популярные в стране платёжные системы Alipay, WeChat Pay. В результате Alibaba управляет моделью местного кроссбордер-рынка, а более консервативный JD.com органично дополняет конструкцию, в которой нет места для Amazon.
За годы в которые Amazon запустил, протестировал и фактически закрыл китайский бизнес, российские структуры или чиновники успели множество раз анонсировать старт экспорта российских товаров в Китай. Среди них: Владимир Путин, поддержавший проект гендиректора Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова; президент АКИТ Алексей Федоров, премьер Дмитрий Медведев; крупные предприниматели Евтушенков и Мамут; ВЭБ, договорившийся с JD.com; докризисный Юлмарт; Игорь Чайка, младший сын генпрокурора Юрия Чайки; Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ) и китайская технологическая компания LeEco; российское подразделение вышеупомянутой Alibaba и другие.