Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев предложил Генпрокуратуре проверить законность и обоснованность действий Роскомнадзора при массовых блокировках в апреле 2018 года. Такое предложение содержится в ежегодном докладе президенту РФ Владимиру Путину «Книга жалоб и предложений российского бизнеса», представленном бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, сообщает агентство ТАСС.
Всего в доклад вошло 284 системных проблемы, препятствующих развитию бизнеса в России, и около 600 предложений по их решению. В составлении доклада участвовал большой коллектив специалистов, в том числе более 30 общественных омбудсменов, каждый из которых отвечает за своё тематическое направление.
Предложение Генпрокуратуре проверить Роскомнадзор очень логично, ведь регулятор производит массовые внесудебные блокировки IP-адресов именно на основании требования Генпрокуратуры, которое направлено на быстрые (в течение нескольких часов) блокировки ресурсов, призывающих к мятежам и массовым беспорядкам (скриншот). Поэтому данное решение позволяет оперативно блокировать любые ресурсы без суда. Однако прокси-сервисы Telegram и 80 заблокированных VPNне призывали к мятежам и беспорядкам, не говоря уже о компании Amazon, которая пострадала больше всех.
Роскомнадзор приступил к массовым блокировкам IP-адресов после того, как Таганский суд Москвы 13 апреля удовлетворил требование ведомства о немедленной блокировке доступа к мессенджеру Telegram в России.
Интернет-омбудсмен выразил мнение, что ведомство при этом руководствовалось «собственной интерпретацией судебных решений». Кроме того, «при проведении блокировок информации Роскомнадзор не проводит оценок “сопутствующего” причинённого им ущерба».
Дмитрий Мариничев уточнил, что при блокировках Telegram, по экспертным оценкам, оказалось заблокировано более 15 млн адресов. В свою очередь, это привело к «временной недоступности интернет-ресурсов ряда российских предприятий интернет-сектора, включая несколько банков и государственных информационных ресурсов».
В качестве «решения проблемы» Мариничев предлагает Генпрокуратуре «проверить законность и обоснованность действий Роскомнадзора по массовому блокированию интернет-адресов, приведших к нарушению доступности информационных ресурсов коммерческих компаний в апреле 2018 года и создающих угрозу целостности и устойчивости функционирования единой сети электросвязи РФ и критической информационной инфраструктуры».
На данный момент остаются заблокированными более 9 миллионов IP-адресов Amazon. По разным оценкам, у облака Amazon всего от 13 до 20 миллионов IP-адресов. То есть для России сервисы Amazon в значительной степени отсутствуют, подробнее см. мониторинг доступности сервисов Amazon в России.
По статистике за 20 мая 2018 года, полностью блокируется: 67 подсетей, 13 468 отдельных IP-адресов, в сумме 10 918 776 IP-адресов.
Статистика по блокируемым хостингам:
91,2% — это Amazon;
4,5% — DigitalOcean;
1,2% — Microsoft;
3,1% — остальные.
Из интересных фактов:
записей в выгрузке 110 281;
заблокированых URL 53 274 (одна запись может содержать несколько URL, это именно количество URL);
заблокировано по домену 56 627;
заблокировано доменов с шаблоном "*" — 2998 (но Росокмнадзор не умеет их проверять);
уникальных доменных имен в выгрузке 81 055;
записей с доменами 1077 67;
уникальных IP в выгрузке по всем типам блокировки 86 659;
6819 заблокированных URL или доменов хостится в России.
Выгрузка содержит следующие токсичные данные:
2266 перекрывающихся по типу блокировки записи (например есть блокировка по URL и по домену);
426 URL с символом # (т.е. ссылка внутри документа);
283 домена свободны для регистрации (Роскомнадзор опять прекратил их чистить);
7777 записей содержит домены, которые не отвечают или не имеют IP-адресов (из 107767);
1591 запись содержит домены, которые явно отсутствуют;
в 14204 записях с доменами IP-адреса частично совпадают с действительностью;
в 23262 записях с доменами IP-адреса не соответствуют действительности;
4 «битых» URL
Информация приведена из телеграм-канала @usher2. Автор этого канала рассуждает, какие могут быть дальнейшие сценарии в нынешней ситуации фактической блокировки сервисов Amazon на территории России.
бурное развитие внутреннего облачного рынка, создание облачных экосистем на огромный внутренний рынок;
перенос сервисов в российские национальные облачные системы;
рост национальных сервисов — аналогов Trello, Slack;
массовый уход разработчиков от иностранных заказчиков к внутренним;
внесение расходов на VPN иностранными заказчиками в риски при работе с российскими исполнителями.
Насколько реалистичен каждый из этих сценариев — судите сами.