Дмитрий Костыгин (Юлмарт): Через пару-тройку лет в России будет один доминантный интернет-ритейлер. Видимо, это будет Юлмарт.

в 21:21, , рубрики: alibaba group, aliexpress, JD.COM, Алекс Васильев, Дмитрий Костыгин, СПСР-Экспресс, Текучка, Юлмарт, метки: , , , , , , ,

20 мая на канале РБК состоялась программа «Взгляд» с Жанной Немцовой, посвященная выходу на российский рынок крупнейшего китайского интернет-ритейлер JD.com. Готовы ли российские ритейлеры к конкуренции, и может ли приход крупных компаний позитивно отразиться на качестве логистики выясняла Жанна Немцова с гостями — председателем совета директоров и совладельцем «Юлмарт» Дмитрием Костыгиным и советником генерального директора по развитию бизнеса компании СПСР-Экспресс Алексом Васильевым.

Роем публикует транскрипт программы.

* * *

— Добрый день, меня зовут Жанна Немцова. Мы говорим об интернет-коммерции в России.

Крупный онлайн-ритейлер JD.com, который позиционирует себя как китайский Amazon, намерен в течение пяти лет занять 20% российского рынка. Эксперты подсчитали, что это около 10 млрд долларов. На текущий момент, по итогам 2014 года, общий объем рынка интернет-коммерции в России составил около 18 млрд. 15 мая интернет-гигант подписал меморандум о сотрудничестве с логистическим оператором СПСР-Экспресс.

Как будет развиваться JD.com в России, смогут ли они выполнить амбициозные задачи, а также как китайская экспансия может отразиться на отечественных игроках рынка — все это обсуждаем сегодня.

В студии находится Алекс Васильев, советник генерального директора по развитию бизнеса компании СПСР-Экспресс. Здравствуйте, Алекс, спасибо, что пришли.

Насколько я знаю, JD.com — это не первый онлайн-ритейлер, который выбрал именно вас как логистического партнера. Вы в пресс-релизе говорили о том, что несколько лет назад выбрали правильную стратегию развития, именно благодаря этому являетесь привлекательным российским партнером для именно китайских интернет-гигантов. В чем суть вашей стратегии, что так привлекает китайцев?

Алекс Васильев: Ну, прежде всего, мы как бы три года назад действительно увидели потенциал на рынке трансграничной торговли, мы были, по сути, первой экспресс-компанией, которая начала развивать это направление, и, собственно. Вторым краеугольным камнем в этой стратегии было то, что мы видели потенциал альтернативе почтовому решению. Именно поэтому мы активно инвестировали не только курьерский бизнес, который является для нас основным, но и в постоматную сеть, в настоящее время мы уже располагаем крупнейшей в России постоматной сетью — это более 1000 постоматов по всей стране, порядка 200 городов на сегодняшний момент. Это было важно для китайского рынка, поскольку большая часть отправлений, которые поступают из Китая в России, — это низкостоимостные отправления, и классический курьерский канал для них не очень пригоден.

— То есть у них есть выбор — Почта России или СПСР-Экспресс.

Алекс Васильев: По сути, да. Мы хотели именно этим постоматным продуктом составить конкуренцию именно почтовому каналу.

— Получается?

Алекс Васильев: Получается. Естественно, это продукт несколько иной по своим характеристикам, он гораздо быстрее, прозрачнее, естественно, удобнее для получателей.

— Вы говорили о том, что доставка товаров для пользователей сервиса JD.com будет занимать один-два дня. Каким образом вы собираетесь этого добиться, потому что ранее говорилось о том, что доставка товаров для пользователей Aliexpress — эта компания входит в Alibaba — будет занимать 6−7 дней. В чем тут разница, почему для JD.com настолько короткие сроки?

Алекс Васильев: Мы говорили о том, что у JD.com есть преимущество в силу того, что это не marketplace, не чистый marketplace, это компания, которая скорее работает по модели Amazon, и располагает собственными складами, собственным ассортиментом, в данном случае как раз это позволяет нам разработать для них индивидуальный продукт, который позволит в сжатые сроки… Склад у них находится Гуанчжоу, рейс из Гуанчжоу в Москву занимает 10 часов.

— Как будет строиться ваше сотрудничество, вы сейчас подписали некий меморандум, там, наверно, изложены принципы, как вы будете развивать вашу кооперацию в России.

Алекс Васильев: Мы уже приступили к фазе активной интеграции. То есть это IT-интеграция, разработка операционных моделей и самих продуктов по доставке. В данном случае наше предложение не будет ограничено только постоматной сетью, это будет и курьерский продукт, и премиальный курьерский продукт, мы предложим полный спектр для российских покупателей.

— Сотрудничество с JD.com предполагает дополнительные инвестиции с вашей стороны?

Алекс Васильев: Здесь нужно будет смотреть, опираться на объемы, но в любом случае приход крупных китайских ритейлеров и marketplace станет достаточно позитивным сигналом для логистического рынка в силу того, что на текущих мощностях эти объемы никто обработать не сможет. Будут необходимы новые инвестиции в новую инфраструктуру и оптимизацию текущей. Будем инвестировать мы, и не только мы, это достаточно позитивное изменение для всего рынка.

— У нас на прямой связи со студией находится Дмитрий Костыгин, председатель совета директоров и совладелец Юлмарт. Дмитрий, эта новость для вас, наверное, не стала сюрпризом, и всех интересует вопрос — китайская экспансия — это угроза для российских онлайн-игроков или все-таки пока об этом говорить рано?

Дмитрий Костыгин: Можно вспомнить приход в Россию французского ритейлера Сarrefour и немецкого ритейлера Real, тем не менее, оба как пришли, так и ушли. Самый большой ритейлер в мире — WalMart — тоже замахивался на Россию, но так и не смог выйти. Даже китайский опыт показывает, что Amazon и Ebay в свое время и до сих пор пытались создать какого-то уровня приличные операции, но большого успеха не добились. Поэтому я настроен по-деловому, тем более, что JD — безусловно, великая компания, и у нас есть с ними взаимопонимание, как мы будем с ними сотрудничать.

— В чем будет заключаться ваше сотрудничество? Вы сейчас такой пессимист, фактически, предрекаете крах интернет-ритейлеров китайских в России.

Дмитрий Костыгин: Я лично скептически настроен. Если мы говорим про кроссбординговую торговлю, то есть через почтовый код — поставка товаров для физлиц без уплаты НДС и таможенных платежей — на мой взгляд, там будут четыре важных фактора, которые этот феномен могут резко прекратить.

— Расскажите, пожалуйста, что это за факторы.

Дмитрий Костыгин: Первый фактор — мы видим, что потребители начинают наедаться этим продуктом, который заключался до сих пор в достаточно долгой доставке и в большей части несоответствии тому, что вы заказывали — по цене, окраске, размеру, еще каким-либо параметрам. И еще невозможность вернуть или обменять.

Второй фактор — развивается интернет-ритейл в самой России в виде Юлмарта, и Wilberries, и прочее, и мы, конечно, здесь даем намного лучший продукт, его можно получить либо день в день, либо на следующий день, и с легким возвратом/обменом и со всеми гарантиями.

Третий фактор — сами производители не будут в восторге, если у них будет единственный канал поставок в Россию, поскольку здесь у них есть дистрибьюторы, квоты, и они не хотят, чтобы какой-то один канал доминировал.

И четвертый самый главный фактор — что правительству в какой-то момент надоест не очень контролируемый поток товаров из Китая в России, и они его легким движением пера прихлопнут.

— Алекс, вам есть, что возразить? Дмитрий, оставайтесь, пожалуйста, на связи.

Алекс Васильев: Я бы действительно согласился, что до определенного момента логистика была не совсем прозрачной в силу того, что все это шло почтовым каналом, и было не очень прозрачно.

Но не согласен с тем, что с точки зрения перспектив — я все-таки считаю, что все меняется, появляются опции по возврату отправлений, вернуть товар, купленный в Aliexpress, можно в течение семи дней безо всяких ограничений. Мы этот продукт для них разработали.

Во-вторых, я все-таки думаю, что большинство крупных ритейлеров, которые приходят в Россию, будут рассматривать некую смешанную модель и впоследствии так или иначе будут появляться в России с собственными складами, собственным ассортиментом.

— JD.com об этом говорили, о том, что будут гигантские инвестиции, в том числе в развитие логистической инфраструктуры здесь в России.

Алекс Васильев: Да, никто не стоит сегодня долгосрочных планов, исходя из кроссбордеровой схемы, у всех так или иначе на горизонте года-двух-пяти лет есть планы по входу в Россию, в том числе с собственными мощностями.

— Дмитрий, а как вы считаете, если такие крупные игроки, как JD.com или Aliexpress, будут вкладываться в развитие собственной логистической инфраструктуры в России — в таком случае они станут для вас серьезными конкурентами?

Дмитрий Костыгин: Хочется напомнить опыт компании ОТТО немецкой, которая по размеру на сегодняшний день не сильно отличается от JD.com. Я помню эйфорию начала 90-х, когда каталог ОТТО — цветной, красивый — казался манной небесной, что там можно везде поставить галочки и заказать свой размер, любую расцветку — и все это через месяц к тебе прилетит. За эти годы ОТТО построил в России достаточно приличный фулфилмент-центр в Твери, но бизнес у них получился средненький.

А если говорить конкретно про JD.com, то я думаю, мы будем как раз проводником их капитала для развития российской инфраструктуры, поскольку у нас она принципиально лучше, чем что бы то ни было придумано до сих пор.

— Насколько мне известно, Юлмарт делает ставку именно на развитие собственной логистической инфраструктуры, вы сказали, что у вас есть ноу-хау. Могли бы поподробнее рассказать о том, что вы сейчас делаете?

Дмитрий Костыгин: Мы пришли к выводу, глядя на опыт компаний Enter, которая, к сожалению, по-видимому, близка к закрытию, или компании Ozon, которая слепо копировала опыт западных стран типа опыта Amazon или Argos из Англии, и заключался он в том, чтобы следовать пути каталожных компаний — есть склады в терминалах загородных и курьерами доставлять товар до покупателей.

У нас видоизмененная схема, как мы называем, интернет-ритейл второго поколения, поскольку она быстрее, дешевле и надежнее, чем предыдущее поколение, и заключается она в том, что у нас все центры исполнения заказов — фулфилмент-центры — доступны для клиентов, они строятся, проектируются и располагаются в тех местах, которые удобны для той части наших покупателей, которые предпочитают самовывоз из центров исполнения заказов. Центр исполнения заказов мы придвинули ближе к покупателям, часть из них предпочитают забирать самостоятельно, что особенно важно в период декабрьских или мартовских распродаж.

— Представитель JD.com сказал, что в России конкуренция не такая острая, и каждому тут будет место, так ли это или все-таки нет?

Дмитрий Костыгин: На мой взгляд, останется, через пару-тройку лет один доминантный интернет-ритейлер, то, что мы видим фактически в США и Китае — JD как интернет-ритейлер стал доминантным с долей чуть больше 50%. В Индии такая же ситуация. В России, видимо, это будет Юлмарт, мы на это надеемся очень.

— В январе текущего года вы объявили о планах провести IPO. Планы в силе, будет ли интерес со стороны инвесторов?

Дмитрий Костыгин: Мы активно это обсуждаем, готовимся. Надеюсь, скоро запустим процесс.

— Спасибо. Дмитрий Костыгин, председатель совета директоров и совладелец Юлмарт был на прямой связи со студией.

Алекс, я бы хотела, чтобы вы прокомментировали некоторые заявления. Несколько раз Дмитрий сказал о том, что два конкурента — JD и Юлмарт могут сотрудничать, и только в этом случае JD будет успешна. Вы считаете, что есть какие-то перспективы сотрудничества?

Алекс Васильев: Нам сложно прокомментировать, мы компания логистическая, мы смотрим с точки зрения логистики, я бы хотел прокомментировать ту часть, которая касалась логистики. Там не так все выглядит удручающе. На сегодняшний день мы в состоянии предложить продукт, который будет абсолютно конкурентоспособен в том числе и с теми игроками, которые работают на российском рынке. Шла речь о компании ОТТО, у которой склад в городе Тверь находится, расстояние от Твери до Москвы преодолевается на машине за 6 часов, а рейс из Гуанчжоу длится 10 часов, и говорить о том, что с точки зрения логистики они в заведомо проигрышном положении, я бы не стал.

— Дмитрий еще упомянул о том, что рынок интернет-торговли в России сильно изменится, останется одна доминантная компания, у других доля рынка будет не такой большой. Так ли это, может ли такое произойти?

Алекс Васильев: Думаю, в любом случае помимо классического ритейла есть еще и marketplace, и в России на сегодняшний день уже есть ряд крупных игроков marketplace, которые, не являясь ритейлерами, объединяют огромное количество продавцов, и успешно конкурируют с крупными нашими доместиковыми интернет-магазинами.

— JD.com сказали о том, что конкуренция на российском рынке еще не такая острая, и каждому здесь будет место.

Алекс Васильев: Мы можем немного с другой стороны зайти, мы компания логистическая, смотрим на российский рынок в призме развития остальных рынков. Можно сравнить Россию с Англией. В Англии по итогам года они ожидают, что количество посылок перевалит за 1 млрд при населении 60 млн. В России, по разным оценкам, в прошлый год было закрыто порядка 200 млн посылок. Мы уже говорим о том, что находимся далеко позади развитых рынков в количестве посылок на душу населения. Говорить о том, что он достаточно низкоконкурентный, наверное, можно.

— Правильно ли я понимаю, что основная проблема, и многие участники рынка, эксперты… развития интернет-коммерции в России — это не очень высокий уровень логистики, и именно сфера нуждается в инвестициях, а это возможно только при приходе крупных иностранных игроков.

Алекс Васильев: Наверно, можно с этим согласиться. Действительно, объемы продаж интернет-магазинов и уровень логистики в стране — взаимосвязанные вещи.

— Если говорить о западных игроках и российских, согласны ли вы, что у российских есть определенные преимущества? Дмитрий приводил ряд примеров неудачного выхода на российский рынок западных компаний, хотя есть ряд и удачных примеров.

Алекс Васильев: Наверное, да. В каждом случае это отдельный частный случай. Есть пример очень успешного развития Aliexpress в России, несмотря на минусы, которые могут быть связаны с трансграничной торговлей.

— До прихода китайцев, до китайской экспансии, многие были обеспокоены, что западные игроки, как Ebay, приходят в Россию. Сейчас, как вы считаете, китайцы действительно составляют конкуренцию игрокам с запада?

Алекс Васильев: Действительно, составляют. Если говорить о структуре рынка именно трансграничной торговли, то около двух лет назад порядка 70% отправлений из-за рубежа в России поступали из США, Англии, стран Европы, то сейчас ситуация обратная — 70% - это Китай, 30% - отправления из западных стран, причем я думаю, что доля Китая за ближайший год может измениться вплоть до 90%.

— С чем вы это связываете, какое главное конкурентное преимущество китайцев — цена в первую очередь или еще что-то?

Алекс Васильев: Цена, и, наверно, ассортимент в том числе.

— Они сотрудничают с российскими логистическими компаниями — это тоже является преимуществом?
Алекс Васильев: Несомненно.

— А западные игроки как действуют? Они все-таки предпочитают не независимые логистические компании, а Почту России?

Алекс Васильев: Ну если ведем речь об Ebay, то они тоже являются нашим клиентом, мы построили для них решение еще порядка двух лет назад.

— Спасибо большое, в нашей программе принимали участие Дмитрий Костыгин, председатель совета директоров и совладелец Юлмарт и Алекс Васильев, советник генерального директора по развитию бизнеса компании СПСР-Экспресс.

Мы говорили о развитии интернет-торговли в России, а также о китайской экспансии. На российском рынке активно работает дочерняя компания Alibaba — Aliexpress, также недавно о своих амбициозных планах заявила компания JD.com — она собирается в течение 5 лет занять 20% рынка, впрочем, ближайший конкурент JD.com — Юлмарт — считает, что поводов для беспокойства пока нет и вряд ли будет.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js