Последний год, я активно занимаюсь автоматизацией рекламных кампаний в контекстных системах и поймал себя на мысли, что стал обращать внимание на автоматизацию и роботизацию процессов везде, куда бы ни пришел. Может профдеформация?
Поразительно как много было автоматизировано людьми за последнее время, некоторые вещи так плотно вошли в нашу жизнь, что их отсутствие уже кажется неестественным. Одни только автоматические денежные переводы позволяют экономить уйму времени, не говоря уже об автоматизированной уборке квартиры, приготовлении еды и пр.
Описанные примеры имеют один общий недостаток, в каждом из них автоматизированы типовые операции которые практически не поддаются персонализации и прочим изменениям.
В рекламе такая универсализация недопустима, потому что «каждый клиент уникален» и «к каждому клиенту требуется индивидуальный подход», а это существенно усложняет создание автоматизированных инструментов для широкой аудитории.
В Garpun мы постарались решить эту задачу и вот как.
Начну с того, что Garpun это сервис, который позволяет создавать и обновлять большие рекламные кампаниями в Яндекс.Директ и Google Adwords. Под большими, я понимаю кампании с более чем 10 000 рекламных объявлений, из которых минимум 20% обновляется ежедневно. Конечно, в первую очередь, речь идет о рекламных кампаниях интернет-магазинов, порталов и сервисов по бронированию билетов, но это далеко не все пользователи сервиса.
Информация наше все
Первая проблема, с которой мы столкнулись, это отсутствие стандартизированного формата обмена данными в различных отраслях. Интернет-магазины, с стандартным файлом для Яндекс.Маркета, сильно нам облегчили работу на старте, но т.к. мы ориентировались на более широкую аудиторию, пришлось научить инструмент работать с произвольным XML.
На уровне интерфейса это выглядит так:
Пользователь выбирает произвольные объекты из одного или нескольких XML и связывает их между собой.
На выходе, получается плоская таблица, в которой содержится избыточная информация для создания рекламной кампании. Не очень экономно с точки зрения ресурсов, но позволяет пользователям использовать произвольный XML с данными. (На скринах показана обработка XML сайта по продаже фильмов.)
Треш и угар
Работа с произвольным XML накладывает отпечаток на качество передаваемых данных. Например в одной переменной может содержаться название товара, технические характеристики, артикул, цвет, перечисление объектов одного типа и еще много чего.
Чтобы обойти эту проблему мы внедрили фильтры и функции для работы исходными данными на уровне интерфейса.
Теперь искушенный пользователь может самостоятельно удалить лишнюю информацию, наложить фильтры или сгруппировать данные по произвольному ключу, например [Актер+Жанр]
Ключ от всех дверей
После того как данные сгруппированы и очищены пора заняться создание объявлений и ключевых слов. С созданием объявление все довольно просто, а вот процесс формирования семантического ядра процесса сакральный. Сколько людей, столько мнений. Мы пробовали спорить, доказывая наш подход к созданию ключей, а потом просто сделали конструктор.
Используя конструктор ключей, пытливый ум может создать неограниченное число правил генерации запросов на основании данных из XML, встроенных справочников, временных переменных и 14 функций. Но, как говориться, большие возможности — большая ответственность. Поэтому все ключевые запросы, перед заливкой в контекстные системы, проходят обязательную проверку на наличие показов. Если по информации от Яндекс или Google по ключу не было ни одного показа за 30 дней, он не будет загружен в системы. Мы не можем защитить себя от генерации треша, но можем защитить аккаунты пользователей.
На этом все.
В следующей статье, я расскажу как мы научились создавать структурированный XML с данными на основании карты сайта. Как оказалось, не все владельцы сайтов или менеджеры по рекламе могут сделать простейший XML с информацией из каталога. С этим и боролись.
Автор: evgueni