Собеседование Яндекса, как обряд инициации: для чего нужны такие собеседования

в 18:36, , рубрики: FAANG, Алгоритмы, собеседования, яндекс

Без всяких сомнений, в IT-отрасли РФ не так много людей, кто не был бы знаком с особенностями найма в Яндекс. Некоторые считают, что этот процесс имеет чёткую цель отбора наиболее сильных программистов, другие же шутят про "-40% от рынка" и радость ночных дежурств. Но всё же, зачем нужны такие собеседования? 

Собеседование Яндекса, как обряд инициации: для чего нужны такие собеседования - 1

Что такое обряд инициации

Чтобы раскрыть причины таких собеседований, нам нужно вспомнить такой ритуал первобытных племён, как инициация. Если ввести это в Гигачат, то ответ будет следующим:

«Ритуал инициации, или посвящение, является одним из обрядов перехода, который символизирует переход индивида на новый уровень развития внутри определённой социальной группы или мистического общества. Этот обряд сопровождается праздничными ритуалами, часто включающими испытания, такие как нанесение татуировок, телесных повреждений, укусов муравьёв или хирургического вмешательства. Инициация встречается почти у всех народов мира и часто связана с достижением зрелости и вступлением во взрослый мир. Примерами инициации являются крещение, конфирмация, пострижение в монахи, посвящение в рыцари, военная присяга и другие. Инициация также играет важную роль в социализации личности, помогая ей осознавать принадлежность к различным социальным группам и становиться полноценным членом общества».

То есть это процесс, в ходе которого индивид доказывает сам себе и окружающим, что он достоин стать полноправным членом своего племени. Здесь неявно прослеживается цель племени закрепить в человеке преданность к:

  • племени,

  • культуре племени,

  • участнику племени,

  • законам племени.

После этого человек начинает ассоциировать себя не как индивид, а как член племени. То есть фактически происходит психологическая привязка и готовность совершать действия на благо племени.

Причем тут Яндекс?

Если вам кажется, что обряды инициации ушли в прошлое, то это не так. Практически все сообщества людей, где требуется какая-то совместная работа, так или иначе связаны с обрядами инициации.

Это может быть что-то простое вроде школьной линейки с девочкой с колокольчиком на плече одиннадцатиклассника, это может быть вечеринка для студентов после первой сданной сессии, а может быть и что-то другое, например, бар-мицва.

Чем большая отдача нужна, тем сложнее ритуал инициации 

Если взять высокопрофессиональные сообщества, военные или криминальные сообщества, то вы заметите, что ритуалы инициации имеют множество шагов, где человек обязан доказать свою стойкость, решительность и полную преданность сообществу, в которое он хочет вступить.

Собеседование Яндекса, как обряд инициации: для чего нужны такие собеседования - 2

Например, программа подготовки рекрутов корпуса морской пехоты США представляет собой 13-недельный курс, во время которого молодых бойцов подвергают испытаниям и подчёркивают, что если они слабы, если они не уверены в своём выборе, то они должны сдаться и уйти. Или экзамен на право носить краповый берет в России.

 В итальянской мафии новичок собирает рекомендации от текущих членов семьи и проходит шесть этапов, когда он доказывает свою верность семье и готовность отдать свою жизнь за неё.

Собеседование Яндекса

Как вы знаете, работа в Яндексе имеет довольно много особенностей, которые отпугивают опытных программистов: вендорлок на внутренние инструменты, различные виды дежурств и мониторинга, осуществляемые собственными силами команд, условия оплаты зачастую ниже, чем у прямых конкурентов, и так далее.

Как в таких условиях привлечь высококвалифицированных специалистов и заставить их трудиться на благо компании долгое время? Нужно создать ценность в глазах кандидатов быть членом этой группы людей.

 Поэтому Яндекс делает следующее: 

  1. Инвестиции в технобренд и пропаганду высокой ценности работы в Яндексе. Это достигается через конференции, работу со студентами, взаимодействие с лидерами мнений и профессиональными сообществами.

  2. Сложный процесс собеседований, чтобы человек ощутил, что попасть в Яндекс непросто. Это те самые собеседования, где вас нагружают задачами в пяти-шести раундах, чтобы вы почувствовали, что пройти их сложно, что не каждый способен подготовиться.

  3. Единый процесс отбора для всех. Аура элитности корпуса морской пехоты США держится на том, что каждый член этого корпуса, от молодого курсанта до генерала, прошёл один и тот же вступительный экзамен. Никто не прошёл по блату, никому не сделали поблажек, все прошли одинаковый вступительный экзамен, поэтому возникает доверие участников друг к другу. Яндекс копирует ту же схему, где и студент, и разработчик с десятилетним опытом проходят одну и ту же процедуру. Ведь если поступить иначе, вся аура элитности исчезнет.

Выгоды Яндекса:

  1. Преданные сотрудники, готовые жертвовать своими ресурсами ради своего племени.

  2. Возможность нанимать сотрудников на оффер ниже конкурентов, потому что в какой-то момент человеку становится важнее завершить ритуал инициации, чем быть отвергнутым.

  3. Удержание сотрудников без увеличения фонда оплаты труда за счёт желания сотрудников оставаться частью племени и страха быть изгнанными из него (самый большой страх первобытного человека).

  4. Сотрудников, готовых защищать своё племя, что позволяет экономить на инвестициях в технобренд.

Именно поэтому собеседования Яндекса выглядят так, как они выглядят - это ритуал инициации, где вам внушают ценность работы в Яндексе.

Автор: hatman

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js