Когда Кэрол пыталась наполнить своё ведёрко, она попробовала несколько экспериментов до того, как у неё получилось задуманное благодаря использованию ложки. Когда она понимала, что её цель достигнута, она ощущала удовлетворение и чувство полученной награды, и тогда эти приятные чувства каким-то образом помогли ей обучиться и запомнить опыт. Итак, этот процесс включал множество шагов:
Кэрол наполнила своё ведёрко ложкой.
Она поняла, что её цель достигнута.
Затем она почувствовала удовлетворение своим успехом.
Затем, как-то, это удовлетворение помогло ей запомнить опыт.
Сейчас мы довольны, что она чувствовала себя удовлетворённой, но какие функции обеспечиваются всеми этими чувствами, и почему этот процесс требует так много шагов? Какую роль может играть чувство удовольствия в процесс создания воспоминаний? Почему Кэрол просто не могла запомнить какой метод сработал, а какой — нет?
Ответ в том что “запоминание” совершенно не простой процесс. На первый взгляд, может показаться, что этот процесс достаточно прост — достаточно бросить записку в ящик, и затем взять её, когда в ней будет необходимость. Но когда мы рассмотрим этот процесс более подробно, мы видим, что он имеет в своём составе большое количество шагов: Изначально вы должны выбрать какую информацию должна содержать эта записка и найти адекватный способ представить эту информацию, а после вы должны придать этой записке набор связей, таких, при котором после сохранения частей этого сообщения, вы смогли бы вновь их собрать.
Обыватель: Некоторые говорят, что наш мозг запоминают всё таким образом, если вы не может вспомнить какое-то событие — значит какая-то часть мозга подавляет это воспоминание.
Этот миф «фотографической памяти» не подтверждается доказательствами. Многие эксперименты приходят к консенсусу, что мы не помним очень многого. [Смотрите §6-2]
Студент: А что насчет старой идеи, говорящей что для во время наших достижений мы попросту “усиливаем” реакции, приведшие к этому успешному исходу? Другими словами, мы просто связываем проблему с которой столкнулись с действиями, которые привели нас к решению.
Это упрощённый способ описания как может работать обучение, когда мы его рассматриваем извне, но оно не объясняет, что происходит внутри организма. Ибо, и “проблема, с которой мы столкнулись”, и “действия, были предприняты” — это простые единицы, которые мы можем соединить. Поэтому, сначала вы должны выбрать какой-то метод для описания связей “если” и “то” конкретной пары событий. Тогда качество того, что вы узнаёте, будет зависеть от природы обоих этих описаний.
Таким образом, для того чтобы Кэрол училась, её мозг должен создать некоторые описание методов которые сработали — также как и, возможно, методов, которые не удались. Но после её усилий наполнить чашку, какое именно действие должно заслужить награду из-за достижения конечного успеха? Должна ли Кэрол объяснять свой успех наличием пары туфель, которые она носила, или местом, где произошло это событие, или же наличием пасмурной или ясной погоды? Что если она улыбнулась во время использования вилки, но нахмурилась во время использования ложки. Что мешает ей изучать нерелевантные правило, такие как: “Чтобы заполнить чашку, нужно нахмуриться?”
Другими словами, когда люди учатся, речь идёт не только о создании связей, но и о построении структур, которые связывают связи, и никакая теория обучения не может быть полной, если она не учитывает этот механизм. Кроме того, нам может потребоваться представить не только эти внешние события, но и некоторые сопутствующие психические события.
Таким образом Кэрол необходима какая-то техника для решения, какие мысли из тех которая она думает, должны быть представлены в том, что она помнит. И ей понадобится некоторый способ хранения этих записей, чтобы она могла вспомнить тогда, когда они ей будут необходимы.
Студент: Вы до сих пор не объяснили, когда возникают чувства, например, удовольствие от успеха Кэрол
В повседневной жизни довольно обыденно используются такие слова как: страдание, удовольствие, веселье и горе, как если бы эти слова соотносились с психическим состоянием знакомых нам людей. Но когда нас попросят описать эти состояния разума, мы обычно теряемся и путаемся в словах, потому что психические состояния, которые мы называем чувствами, являются сложнейшим каскадом процессов. К примеру, будет казаться, что мы говорим об удовольствии, когда определенные ресурсы распознают некоторые процессы, которые помогают нам определить какие наши последние активности должны получить плату за недавний успех. Ближе к концу книги мы вернёмся к вопросу как мы делаем это «Присуждение Выплат» и какие эффекты даёт нам ощущение, которое мы называем удовольствие.
§2-6. Совесть, ценности и собственные идеалы
“Я никогда не хотел совершить суицид, возможно, потому что я больше желал знать математику.” — Бертранд Рассел
Одно из вещей, которое отличает нас от животных (за исключение, возможно, слонов) это огромная продолжительность нашего детства. Одним из следствий этого явления является то, что ни один другой вид не накапливает так много и таких разнообразных видов знаний, и никто, похоже, не приближается к нашим человеческим традициям и ценностям.
Каким человеком вы бы хотели быть? Вы осторожны и предупредительны, или смелы и рискованны? Вы следуете за толпой, или предпочитаете вести толпу? Вы предпочли бы быть спокойным или управляемым страстью? Такие личностные качества зависят, частично, от наследственности человека. На также они сформирована нашими сетями социальных связей.
Как только наши связи с определённым человеком формируются, они начинают выполнять множество функций. Сначала они держать детей близко к родителям, что обеспечивает детям питание, защиту и общение. Но также (если наша теория верна), связи оказывают особое влияние на то, как учатся дети, предоставляя каждому ребёнку новые способы перераспределения приоритетов. Кроме того, самоосознающиеся эмоции, которые приходят с этими связями, имеют и другие крайне специфические эффекты. Гордость стремится сделать вас более уверенными, более оптимистичными и предприимчивыми, в то время как чувство стыда заставляет вас хотеть изменить себя, для того чтобы вы никогда более не попадали в подобное состояние.
В следующем разделе обсуждается, что происходит, когда у ребёнка отсутствуют Отпечатыватели — и результат этого может быть крайне плачевным. Но взрослые дети и взрослые могут представить себе, как отсутствующий возле их Отпечатыватель может реагировать на их необычные действия или идеи, оценивая предполагаемую новую цель. Мы все знаем такой опыт: предугадывать (а потом и реагировать на эти ожидания) что наш Отпечатыватель будет делать, если бы увидел наши действия, и затем мы даём этим ощущениям различные имена, такие как “мораль”, “совесть”, “знание о том, что правильно, а что неправильно”.
Чтобы сделать подобное “внутреннее отпечатывание”, ребёнок должен построить некоторую модель, которая может предсказывать реакцию Отпечатывателя. Как этот ребёнок мог додумываться до этой модели? Во-первых, он может вообще не думать об этом, потому что остальная часть его разума не имеет доступа к этим процессам. Или эта модель может показаться ребёнку присутствием в его сознании кого-то другого, возможно, в форме собеседника. Воображаемого Отпечатывателя можно даже увидеть воплощённой в каком-то внешнем объекте — например тряпичной кукле или детском одеяле. Мы обсудим подобные модели в §9.
Что если какая-то другая часть мозга ребёнка может найти способ взять под контроль систему, которая повышает приоритеты его различных целей? Тогда такой ребёнок мог бы хвалить себя и с помощью таких отношений он мог бы выбирать какие цели следует поддерживать, или же ребёнок мог бы осуждать себя и тем самым создавать себе определённые ограничения деятельности.
На этом этапе у ребёнка будет, по сути, своя внутренняя система ценностей, которую обычно называют “совестью”. Возможно, у Фрейда был описан подобный процесс, когда он предполагал, что ребёнок может “интроспектировать” отношение между его родителями. Если ребёнок сможет получить контроль над этой системой, он сможет стать “этически автономным” в том смысле, что он сможет изменить свои ранние наборы усвоенных ценностей. Однако, если большинство этих ценностей остаются в силе, последующие их изменения могут привести к внутренним конфликтам, в которых ребёнок будет противостоять полученным установкам от своих Отпечатывателей.
Что определяет, какие идеалы будут процветать внутри каждого конкретного человеческого существа? Каждая семья, культура, клуб или группа развивают различные социальные и моральные кодексы, изобретая некоторые способы оценки что является правильным, а что — нет. Эти кодексы поведения оказывают огромное влияние на все наши организации. Они формируют обычаи, традиции и культуры народов, профессий, клубов и религий. Они могут даже заставлять эти учреждения оценивать самих себя выше всех других, а также заставить своих членов с удовольствием умереть за них в бесконечных чередах битв и войн.
Как мы развиваем эти могущественные стандарты и кодексы поведения? Ниже я спародирую нескольких философов:
Натуралист: Я глубоко верю, что этические ценности, по своей природе, возникают сами по себе. Конечно, каждый должен быть хорошим от природы, до того момента, пока их разум не подвергается разрушению из-за воспитания в неестественных условиях.
Рационалист: Я подозрительно отношусь к таким заявления, потому что “глубоко” и “самоочевидно”, по-видимому, означает только следующее: “Я не могу объяснить, почему я в это верю.”, и “Я не хочу знать, что заставляет меня верить в это.”
Специалист по связям с общественностью: Нет никакой абсолютной базы, на которых строятся наши моральные и этические ценности. Все они основаны на социальных соглашениях и контрактах, который каждый из нас заключает с другими людьми.
Социо-биолог: Это довольно четкое понятие, за исключение одной вещи: никто не помнит, что он соглашался на подобные вещи! Лучшая идея, что “мораль” основана на чертах, которые мы развили в древние времена, как определённые породы собак были выведены для того, чтобы они привязывались только к одному хозяину. В плане людей, мы называем это свойство “лояльностью”.
Без сомнений, такие черты частично основаны на генетическом наследии, но они также основаны и на контагиозных «мемах», то есть идеях, которые распространяются от одного мозга к другому как часть культурного наследия.
Фундаменталист: Наши ценности вытекают прямиком из богодухновенных религиозных текстов, и горе тем, кто их нарушает.
Богослов: Некоторые этические правила могут быть выведены на основании логического вывода
Логик: Логика только помогает нам понять, что подразумевается в предположениях, которые мы делаем. Она не говорит ничего, как эти предположения можно использовать.
Мистик: Рассуждения живут только в уме, и они оторваны от реальности. Вы никогда не достигнете просветления, пока вы не научитесь не думать так много.
Иногда человек может улучшить своё умение, подавляя желание думать об этом умении. Но если кто-то отвергает большинство психической критики и слишком полагается на первобытные инстинкты — это может замедлить психическое развитие.
Экзистенциалист: Какую бы цель бы вы не выбрали, вы должны спросить себя, какой цели служит эта цель и тогда вы сможете увидеть ваше затруднительное положение: мы все застряли в совершенно абсурдном мире.
Сентименталист: Вы слишком озабочены поиском целей человека. Просто наблюдайте за детьми, и вы увидите любопытство и игривость. Они не ищут каких-либо конкретных целей, а наслаждаются поиском чего-то нового и получением удовольствия от сделанных открытий.
Нам нравится думать, что детская игра ничему не служит, однако, когда дети кажутся радостными и свободными, это может быть просто скрытая от их разума целеустремлённость. Вы можете увидеть это проявление более четко, когда попытаетесь отстранить их от своих задач. Они исследуют свои мира, для того, чтобы увидеть, что там находится, объясняя, что представляют собой вещи, которые они видят, и представляя, что ещё в этом мире может находиться, исследуя, объясняя и обучаясь среди детей, которые больше всего соответствуют их побуждениям и целям. Игривость детства — самый требовательный учитель, который у нас сейчас есть. Никто и никогда в жизни этих детей не заставить их работать настолько усердно.
За перевод спасибо Станиславу Суханицкому, который откликнулся на мой призыв в «предыдущей главе». Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru
Влюбленность
The Sea Of Mental Mysteries
Moods and Emotions
Infant Emotions
Seeing a Mind as a Cloud of Resources
Adult Emotions
Emotion Cascades
Questions
Chapter 3. FROM PAIN TO SUFFERING
Chapter 4. CONSCIOUSNESS
Chapter 5. LEVELS OF MENTAL ACTIVITIES
Chapter 6. COMMON SENSE
Chapter 7. Thinking.
Chapter 8. Resourcefulness.
Chapter 9. The Self.
Об авторе
Марвин Ли Минский (англ. Marvin Lee Minsky; 9 августа 1927 — 24 января 2016) — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. [Википедия]
Интересные факты:
Минский дружил с критиком Харольдом Блумом из Йельского университета (Yale University), который отзывался о нём не иначе как «зловещий Марвин Минский».
Айзек Азимов описывал Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
Марвин — робот с искусственным интеллектом из цикла романов Дугласа Адамса Автостопом по галактике и фильма Автостопом по галактике (фильм).
Минский имеет контракт на заморозку своего мозга после смерти для того, чтобы его «воскресили» в будущем.
В честь Минского назван пес главного героя в фильме Трон: Наследие. [Википедия]