[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2

в 12:40, , рубрики: deep learning, machine learning, neural networks, wunderfund, Алгоритмы, Блог компании Wunder Fund, машинное обучение

[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 1

Публикуем вторую часть статьи о типах архитектуры нейронных сетей. Вот первая.

За всеми архитектурами нейронных сетей, которые то и дело возникают последнее время, уследить непросто. Даже понимание всех аббревиатур, которыми бросаются профессионалы, поначалу может показаться невыполнимой задачей.

Поэтому я решил составить шпаргалку по таким архитектурам. Большинство из них — нейронные сети, но некоторые — звери иной породы. Хотя все эти архитектуры подаются как новейшие и уникальные, когда я изобразил их структуру, внутренние связи стали намного понятнее.

[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 2
Название “Глубокие сверточные обратные глубинные сети (Deep convolutional inverse graphics networks, DCIGN)" может ввести в заблуждение, так как на самом деле это вариационные автоэнкодеры со сверточными и развертывающими сетыми в качестве кодирующей и декодирующей частей соответственно. Такие сети представляют черты изображения в виде вероятностей и могут научиться строить изображение кошки и собаки вместе, взглянув лишь на картинки только с кошками и только с собаками. Кроме того, вы можете показать этой сети фотографию вашего кота с надоедливой соседской собакой и попросить ее вырезать собаку и изображения, и DCIGN справится с этой задачей, даже если никогда не делала ничего подобного. Разработчики также продемонстрировали, что DCIGN может моделировать различные сложные преобразования изображений, например, изменение источника света или поворот 3D объектов. Такие сети обычно обучают методом обратного распространения.

Kulkarni, Tejas D., et al. “Deep convolutional inverse graphics network.” Advances in Neural Information Processing Systems. 2015.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 3
Генеративные состязательные сети (Generative adversarial networks, GAN) принадлежат другому семейству нейросетей, это близнецы — две сети, работающие вместе. GAN состоит из любых двух сетей (но чаще это сети прямого распространения или сверточные), где одна из сетей генерирует данные (“генератор”), а вторая — анализирует (“дискриминатор”). Дискриминатор получает на вход или обучающие данные, или сгенерированные первой сетью. То, насколько точно дискриминатор сможет определить источник данных, служит потом для оценки ошибок генератора. Таким образом, происходит своего рода соревнование, где дискриминатор учится лучше отличать реальные данные от сгенерированных, а генератор стремится стать менее предсказуемым для дискриминатора. Это работает отчасти потому, что даже сложные изображения с большим количеством шума в конце концов становятся предсказуемыми, но сгенерированные данные, мало отличающиеся от реальных, сложнее научиться отличать. GAN достаточно сложно обучить, так как задача здесь — не просто обучить две сети, но и соблюдать необходимый баланс между ними. Если одна из частей (генератор или дискриминатор) станет намного лучше другой, то GAN никогда не будет сходиться.

Goodfellow, Ian, et al. “Generative adversarial nets.” Advances in Neural Information Processing Systems. 2014.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 4
Рекуррентные нейронные сети (Recurrent neural networks, RNN) — это те же сети прямого распространения, но со смещением во времени: нейроны получают информацию не только от предыдущего слоя, но и от самих себя в результате предыдущего прохода. Следовательно, здесь важен порядок, в котором мы подаем информацию и обучаем сеть: мы получим разные результаты, если сначала скормим ей “молоко”, а затем “печеньки”, или если сначала “печеньки”, а потом уже “молоко”. У RNN есть одна большая проблема — это проблема исчезающего (или взрывного) градиента: в зависимости от используемой функции активации информация со временем теряется, так же как и в очень глубоких сетях прямого распространения. Казалось бы, это не такая уж серьезная проблема, так как это касается только весов, а не состояний нейронов, но именно в весах хранится информация о прошлом; если вес достигнет значения 0 или 1 000 000, то информация о прошлом состоянии станет не слишком информативной. RNN могут использоваться в самых разнообразных областях, так как даже данные, не связанные с течением времени (не звук или видео) могут быть представлены в виде последовательности. Картинка или строка текста могут подаваться на вход по одному пикселю или символу, так что вес будет использоваться для предыдущего элемента последовательности, а не для того, что случилось X секунд назад. В общем случае, рекуррентные сети хороши для продолжения или дополнения информации, например, автодополнения.

Elman, Jeffrey L. “Finding structure in time.” Cognitive science 14.2 (1990): 179-211.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 5
Долгая краткосрочная память (Long short term memory, LSTM) — попытка побороть проблему взрывного градиента, используя фильтры (gates) и блоки памяти (memory cells). Эта идея пришла, скорее, из области схемотехники, а не биологии. У каждого нейрона есть три фильтра: входной фильтр (input gate), выходной фильтр (output gate) и фильтр забывания (forget gate). Задача этих фильтров — сохранять информацию, останавливая и возобновляя ее поток. Входной фильтр определяет количество информации с предыдущего шага, которое будет храниться в блоке памяти. Выходной фильтр занят тем, что определяет, сколько информации о текущем состоянии узла получит следующий слой. Наличие фильтра забывания на первый взгляд кажется странным, но иногда забывать оказывается полезно: если нейросеть запоминает книгу, в начале новой главы может быть необходимо забыть некоторых героев из предыдущей. Показано, что LSTM могут обучаться действительно сложным последовательностям, например, подражать Шекспиру или сочинять простую музыку. Стоит отметить, что так как каждый фильтр хранит свой вес относительно предыдущего нейрона, такие сети достаточно ресурсоемки.

Hochreiter, Sepp, and Jürgen Schmidhuber. “Long short-term memory.” Neural computation 9.8 (1997): 1735-1780.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 6
Управляемые рекуррентные нейроны (Gated recurrent units, GRU) — разновидность LSTM. У них на один фильтр меньше, и они немного иначе соединены: вместо входного, выходного фильтров и фильтра забывания здесь используется фильтр обновления (update gate). Этот фильтр определяет и сколько информации сохранить от последнего состояния, и сколько информации получить от предыдущего слоя. Фильтр сброса состояния (reset gate) работает почти так же, как фильтр забывания, но расположен немного иначе. На следующие слои отправляется полная информация о состоянии — выходного фильтра здесь нет. В большинстве случаем GRU работают так же, как LSTM, самое значимое отличие в том, что GRU немного быстрее и проще в эксплуатации (однако обладает немного меньшими выразительными возможностями).

Chung, Junyoung, et al. “Empirical evaluation of gated recurrent neural networks on sequence modeling.” arXiv preprint arXiv:1412.3555 (2014).
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 7
Нейронные машины Тьюринга (Neural Turing machines, NMT) можно определить как абстракцию над LSTM и попытку “достать” нейросети из “черного ящика”, давая нам представление о том, что происходит внутри. Блок памяти здесь не встроен в нейрон, а отделен от него. Это позволяет объединить производительность и неизменность обычного цифрового хранилища данных с производительностью и выразительными возможностями нейронной сети. Идея заключается в использовании адресуемой по содержимому памяти и нейросети, которая может читать из этой памяти и писать в нее. Они называются нейронными машинами Тьюринга, так как являются полными по Тьюриингу: возможность читать, писать и изменять состояние на основании прочитанного позволяет выполнять все, что умеет выполнять универсальная машина Тьюринга.

Graves, Alex, Greg Wayne, and Ivo Danihelka. “Neural turing machines.” arXiv preprint arXiv:1410.5401 (2014).
Original Paper PDF


Двунаправленные RNN, LSTM и GRU (BiRNN, BiLSTM и BiGRU) не изображены на схеме, так как выглядят в точности так же, как их однонаправленные коллеги. Разница лишь в том, что эти нейросети связаны не только с прошлым, но и с будущим. Например, однонаправленная LSTM может научиться прогнозировать слово “рыба”, получая на вход буквы по одной. Двунаправленная LSTM будет получать также и следующую букву во время обратного прохода, открывая таким образом доступ к будущей информации. А значит, нейросеть можно обучить не только дополнять информацию, но и заполнять пробелы, так, вместо расширения рисунка по краям, она может дорисовывать недостающие фрагменты в середине.

Schuster, Mike, and Kuldip K. Paliwal. “Bidirectional recurrent neural networks.” IEEE Transactions on Signal Processing 45.11 (1997): 2673-2681.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 8
Глубокие остаточные сети (Deep residual networks, DRN) — это очень глубокие FFNN с дополнительными связями между слоями, которых обычно от двух до пяти, соединяющими не только соседние слои, но и более отдаленные. Вместо того, чтобы искать способ находить соответствующие исходным данным входные данные через, скажем, пять слоев, сеть обучена ставить в соответствие входному блоку пару “выходной блок + входной блок”. Таким образом входные данные проходят через все слои нейросети и подаются на блюдечке последним слоям. Было показано, что такие сети могут обучаться образцам глубиной до 150 слоев, что намного больше, чем можно ожидать от обычной 2-5-слойной нейросети. Тем не менее, было доказано, что сети этого типа на самом деле просто RNN без явного использования времени, а также их часто сравнивают с LSTM без фильтров.

He, Kaiming, et al. “Deep residual learning for image recognition.” arXiv preprint arXiv:1512.03385 (2015).
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 9
Нейронные эхо-сети (Echo state networks, ESN) — еще один вид рекуррентных нейросетей. Они выделяются тем, что связи между нейронами в них случайны, не организованы в аккуратные слои, и обучаются они по-другому. Вместо подачи на вход данных и обратного распространения ошибки, мы передаем данные, обновляем состояния нейронов и в течение некоторого времени следим за выходными данными. Входной и выходной слои играют нестандартную роль, так как входной слой служит для инициализации системы, а выходной слой — в качестве наблюдателя за порядком активации нейронов, который проявляется со временем. Во время обучения изменяются связи только между наблюдателем и скрытыми слоями.

Jaeger, Herbert, and Harald Haas. “Harnessing nonlinearity: Predicting chaotic systems and saving energy in wireless communication.” science 304.5667 (2004): 78-80.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 10
Extreme learning machines (ELM) — это те же FFNN, но со случайными связями между нейронами. Они очень похожи на LSM и ESN, но используются скорее подобно сетям прямого распространения, и не это связано не с тем, что они не являются рекуррентными или импульсными, а с тем, что их обучают методом обратного распространения ошибки.

Cambria, Erik, et al. “Extreme learning machines [trends & controversies].” IEEE Intelligent Systems 28.6 (2013): 30-59.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 11
Машины неустойчивых состояний (Liquid state machines, LSM) подобны ESN. Главное их отличие в том, что LSM — это разновидность импульсных нейронных сетей: на замену сигмоидальной кривой приходят пороговые функции, и каждый нейрон также является накопительным блоком памяти. Когда состояние нейрона обновляется, значение рассчитывается не как сумма его соседей, а складывается с самим собой. Как только порог превышен, энергия освобождается и нейрон посылает импульс другим нейронам.

Maass, Wolfgang, Thomas Natschläger, and Henry Markram. “Real-time computing without stable states: A new framework for neural computation based on perturbations.” Neural computation 14.11 (2002): 2531-2560.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 12
Метод опорных векторов (Support vector machine, SVM) служит для нахождения оптимальных решений в задачах классификации. В классическом смысле метод способен категоризировать линейно разделяемые данные: например, определить, на каком рисунке изображен Гарфилд, а на каком — Снупи. В процессе обучения сеть как бы размещает всех Гарфилдов и Снупи на 2D-графике и пытается разделить данные прямой линией так, чтобы с каждой стороны были данные только одного класса и чтобы расстояние от данных до линии было максимальным. Используя трюк с ядром, можно классифицировать данные размерности n. Построив 3D граф, мы сможем отличить Гарфилда от Снупи и от кота Саймона, и чем выше размерность, тем больше мультяшных персонажей можно классифицировать. Этот метод не всегда рассматривается как нейронная сеть.

Cortes, Corinna, and Vladimir Vapnik. “Support-vector networks.” Machine learning 20.3 (1995): 273-297.
Original Paper PDF


[ В закладки ] Зоопарк архитектур нейронных сетей. Часть 2 - 13
И наконец, последний обитатель нашего зоопарка — самоорганизующаяся карта Кохонена (Kohonen networks, KN, или organising (feature) map, SOM, SOFM). KN использует соревновательное обучение для классификации данных без учителя. Сеть анализирует свои нейроны на предмет максимального совпадения с входными данными. Наиболее подходящие нейроны обновляются так, чтобы еще ближе походить на входные данные, кроме того, к входным данным приближаются и веса их соседей. То, насколько изменится состояние соседей, зависит от расстояния до наиболее подходящего узла. KN также не всегда относят к нейронным сетям.

Kohonen, Teuvo. “Self-organized formation of topologically correct feature maps.” Biological cybernetics 43.1 (1982): 59-69.
Original Paper PDF


Прочитать и первую часть тоже.

Автор: Wunder Fund

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js