Доброго времени суток, уважаемые читатели.
Многие из вас наверняка знают о том, что на протяжении нескольких лет NIST проводил конкурс среди хеш-функций с целью принятия нового стандарта SHA-3. И в этом году награда нашла своего героя. Новый стандарт был благополучно принят.
Ну а раз стандарт уже принят, самое время посмотреть что же он из себя представляет.
И тихим, субботним вечером, я обложившись мануалами открыв в браузере google.com начал свое небольшое исследование.
Прелюдия
В качестве нового стандарта была выбрана хеш-функция Keccak с переменной длиной выхода 224,256,384 и 512 бит. В основе Keccak лежит конструкция под названием Sponge(губка, та самая с верхней картинки).
Данную конструкцию можно представить следующим образом:
Как видно из рисунка схема состоит из двух этапов:
- Absorbing(впитывание). Исходное сообщение M подвергается многораундовым перестановкам f.
- Squeezing(отжатие). Вывод получившегося в результате перестановок значения Z.
Внимательный читатель наверняка заметил на рисунке буквы r и с. Не будем раньше времени раскрывать интригу, скажем только что варьируя значение этих переменных мы получим абсолютно разные хеш-функции. Так для SHA-512, в качестве этих значений нужно выбрать r=576, c=1024.
А поподробнее?
Итак, как я уже сказал выше, алгоритм Keccak основан на конструкции Sponge. Это означает, что для получения хеша Нам нужно проделать следующие незамысловатые действия:
- Взять исходное сообщение M и дополнить его до длины кратной r. Правила дополнения пленяют своей простотой. В виде формулы их можно изобразить следующим образом: M=M||0x01||0x00||..||0x00||0x80. Или говоря по-русски, к сообщению дописывается единичный байт, необходимое количество нулей и весь этот ансамбль завершает байт со значением 0x80.
- Затем для каждого блока Mi длиной r бит выполняем:
- Сложение по модулю 2 с первыми r-битами набора начальных состояний S. Перед началом работы функции все элементы S будут равны нулю.
- N раз применяем к полученным в результате данным функцию f. Набором начальных состояний S для блока Mi+1 будет результат последнего раунда блока Mi.
- После того как все блоки Mi закончатся взять итоговый результат и вернуть его в качестве хеш-значения.
Все равно ничего не понятно!
Ну а теперь вся подноготная алгоритма с блекждеком и шлюхами кодом и пояснениями.
Но сперва сорвем таки покровы с тайны и расскажем для чего нужны параметры r и c.
Для этого нужно сказать, что хеш-функция Keccak реализована таким образом, что функцию перестановки f, применяемую для каждого блока Mi, пользователь может выбирать самостоятельно из набора предопределенных функции b={f-25, f-50, f-100, f-200, f-400, f-800, f-1600}.
Для того чтобы в вашей реализации использовалась, скажем, функция f-800, необходимо выбрать такие r и c, чтобы выполнялось равенство r+c=800.
Кроме того, изменяя значения r и c, вы тем самым изменяете количество раундов вашей хеш-функции. Т.к. количество оных вычисляется по формуле n=12+2l, где 2l=(b/25). Так для b=1600, Количество раундов равно 24.
Однако хотя пользователь в праве выбирать для своей реализации любую из предложенных авторами функций, следует отметить что в качестве стандарта SHA-3 принята только функция Keccak-1600 и авторы всячески рекомендуют пользоваться только ею. Так в качестве основных значений для хешей разной длины авторы выбрали следующие параметры:
SHA-224: r=1156, c=448 (вернуть первые 28 байт результат)
SHA-256: r=1088, c=512 (вернуть первые 32 байт результат)
SHA-384: r=832, c=768 (вернуть первые 48 байт результат)
SHA-512: r=576, c=1024 (вернуть первые 64 байт результат)
А код-то где?
И после всех этих разъяснений можно уже перейти непосредственно к псевдокоду алгоритма.
Этап absorbing можно представить в виде следующей функции:
Keccak-f[b](A)
{
forall i in 0…nr-1
A = Round[b](A, RC[i])
return A
}
Здесь b это значение выбранной функции(по умолчанию 1600). А функция Round()-псевдослучайная перестановка, применяемая на каждом раунде. Количество раундов nr вычисляется из значений r и c.
Операции выполняемые на каждом раунде представляют из себя следующую функцию:
Round[b](A,RC)
{
θ step
C[x] = A[x,0] xor A[x,1] xor A[x,2] xor A[x,3] xor A[x,4], forall x in 0…4
D[x] = C[x-1] xor rot(C[x+1],1), forall x in 0…4
A[x,y] = A[x,y] xor D[x], forall (x,y) in (0…4,0…4)
ρ and π steps
B[y,2*x+3*y] = rot(A[x,y], r[x,y]), forall (x,y) in (0…4,0…4)
χ step
A[x,y] = B[x,y] xor ((not B[x+1,y]) and B[x+2,y]), forall (x,y) in (0…4,0…4)
ι step
A[0,0] = A[0,0] xor RC
return A
}
Она состоит из 4 шагов на каждом из которых над входящими данными производится ряд логических операций.
Здесь функция rot(X,n) обозначает циклический сдвиг элемента X на n позиций.
Массив r[] представляет собой предопределенный набор значений, в котором указывается на сколько необходимо сдвигать байты на каждом раунде. Значение всех элементов данного массива продемонстированы на таблице ниже:
Массив RC это набор констант, которые тоже являются предопределенными:
Сама же функция Keccak представляет из себя следующее:
Keccak[r,c](M) {
Initialization and padding
S[x,y] = 0, forall (x,y) in (0…4,0…4)
P = M || 0x01 || 0x00 || … || 0x00
P = P xor (0x00 || … || 0x00 || 0x80)
//Absorbing phase
forall block Pi in P
S[x,y] = S[x,y] xor Pi[x+5*y], forall (x,y) such that x+5*y < r/w
S = Keccak-f[r+c](S)
//Squeezing phase
Z = empty string
while output is requested
Z = Z || S[x,y], forall (x,y) such that x+5*y < r/w
S = Keccak-f[r+c](S)
return Z
}
На этапе Absorbig производится вычисление хеш значения.
А на этапе Squeezing вывод результатов до тех пор пока не будет достигнута требуемая длина хеша.
public class Keccack
{
//константы рандов, всего их 24
//применяются на шаге ι
private ulong[] RC ={0x0000000000000001,
0x0000000000008082,
0x800000000000808A,
0x8000000080008000,
0x000000000000808B,
0x0000000080000001,
0x8000000080008081,
0x8000000000008009,
0x000000000000008A,
0x0000000000000088,
0x0000000080008009,
0x000000008000000A,
0x000000008000808B,
0x800000000000008B,
0x8000000000008089,
0x8000000000008003,
0x8000000000008002,
0x8000000000000080,
0x000000000000800A,
0x800000008000000A,
0x8000000080008081,
0x8000000000008080,
0x0000000080000001,
0x8000000080008008};
//матрица смещений, применяется при каждом раунде на шаге θ
private int[,] r = {{0, 36, 3, 41, 18} ,
{1, 44, 10, 45, 2} ,
{62, 6, 43, 15, 61} ,
{28, 55, 25, 21, 56} ,
{27, 20, 39, 8, 14} };
private int w, l, n;
//в конструкторе устанавливаем параметры функции b=1600
public Keccack(int b)
{
w = b / 25;
l = (Convert.ToInt32(Math.Log(w, 2)));
n = 12 + 2 * l;
}
//циклический сдвиг переменной x на n бит
private ulong rot(ulong x, int n)
{
n = n % w;
return (((x << n) | (x >> (w - n))));
}
private ulong[,] roundB(ulong[,] A, ulong RC)
{
ulong[] C = new ulong[5];
ulong[] D = new ulong[5];
ulong[,] B = new ulong[5, 5];
//шаг θ
for (int i = 0; i < 5; i++)
C[i] = A[i, 0] ^ A[i, 1] ^ A[i, 2] ^ A[i, 3] ^ A[i, 4];
for (int i = 0; i < 5; i++)
D[i] = C[(i + 4) % 5] ^ rot(C[(i + 1) % 5], 1);
for (int i = 0; i < 5; i++)
for (int j = 0; j < 5; j++)
A[i, j] = A[i, j] ^ D[i];
//шаги ρ и π
for (int i = 0; i < 5; i++)
for (int j = 0; j < 5; j++)
B[j, (2 * i + 3 * j) % 5] = rot(A[i, j], r[i, j]);
//шаг χ
for (int i = 0; i < 5; i++)
for (int j = 0; j < 5; j++)
A[i, j] = B[i, j] ^ ((~B[(i + 1) % 5, j]) & B[(i + 2) % 5, j]);
//шаг ι
A[0, 0] = A[0, 0] ^ RC;
return A;
}
private ulong[,] Keccackf(ulong[,] A)
{
for (int i = 0; i < n; i++)
A = roundB(A, RC[i]);
return A;
}
//функция дополняет 16-чную строку до размер r-байт и преобразует ее в матрицу 64-битных слов
private ulong[][] padding(string M, int r)
{
int size = 0;
//дополняем сообщение до длины кратной r
M = M + "01";
do
{
M = M + "00";
} while (((M.Length / 2) * 8 % r) != ((r - 8)));
M = M + "80";
//получаем из скольки блоков длиной b-бит состоит сообщение
size = (((M.Length / 2) * 8) / r);
//инициальзируем массив массивов 64-битных слов
ulong[][] arrayM = new ulong[size][];
arrayM[0] = new ulong[1600 / w];
string temp = "";
int count = 0;
int j = 0;
int i = 0;
//конвертируем строковое представление в массив 64-битных слов
foreach (char ch in M)
{
if (j > (r/w-1))
{
j = 0;
i++;
arrayM[i] = new ulong[1600 / w];
}
count++;
if ((count * 4 % w) == 0)
{
arrayM[i][j] = Convert.ToUInt64(M.Substring((count - w / 4), w / 4), 16);
temp = ToReverseHexString(arrayM[i][j]);
arrayM[i][j] = Convert.ToUInt64(temp, 16);
j++;
}
}
return arrayM;
}
private string ToReverseHexString(ulong S)
{
string temp = BitConverter.ToString(BitConverter.GetBytes(S).ToArray()).Replace("-", "");
return temp;
}
private string ToHexString(ulong S)
{
string temp = BitConverter.ToString(BitConverter.GetBytes(S).Reverse().ToArray()).Replace("-", "");
return temp;
}
//
public string GetHash(string M, int r, int c, int d)
{
//Забиваем начальное значение матрицы S=0
ulong[,] S = new ulong[5, 5];
for (int i = 0; i < 5; i++)
for (int j = 0; j < 5; j++)
S[i, j] = 0;
ulong[][] P = padding(M, r);
//Сообщение P представляет собой массив элементов Pi,
//каждый из которых в свою очередь является массивом 64-битных элементов
foreach (ulong[] Pi in P)
{
for (int i = 0; i < 5; i++)
for (int j = 0; j < 5; j++)
if((i + j * 5)<(r/w))
S[i, j] = S[i, j] ^ Pi[i + j * 5];
Keccackf(S);
}
string Z = "";
//добавляем к возвращаемой строке значения, пока не достигнем нужной длины
do
{
for (int i = 0; i < 5; i++)
for (int j = 0; j < 5; j++)
if ((5*i + j) < (r / w))
Z = Z + ToReverseHexString(S[j, i]);
Keccackf(S);
} while (Z.Length < d*2);
return Z.Substring(0, d * 2);
}
}
Скачать исходники вы можете отсюда.
P.S. все материалы и иллюстрации для этой статьи были найдены на официальном сайте хеш-функции Keccak.
Автор: NeverWalkAloner