Главное в статье для неосиляторов: творчество — это постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.
Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.
Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.
Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.
Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.
Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи
Под творчеством могут подразумеваться минимум 4 вещи:
Художественная деятельность, искусство.
Результат этой деятельности («вот моё творчество» — песни, картины и т.д.)
Процесс создания принципиально новых материальных и нематериальных ценностей
Результат этого процесса (по аналогии с 2)
Первые два — следствие из 3го и 4го, они появились из мнения, что любое художественное произведение (сделанное профессионалом, по крайней мере) те самые ценности привносит в общество. Однако такое явление, как «попса» опровергает это. Поэтому мы остановились на 3-ем определении, для 4-го понятия выбрали термин «творческий результат». Или «результат творчества»
Под талантом тоже понимают обычно несколько вещей:
Одарённость (способность быстро осваивать знания, умения, навыки в определённой области)
Умение регулярно делать что-то хорошо (иначе знания, умения, навыки; профессионализм)
Способность делать что-то оригинально, либо делать то, чего никто до этого не делал
Для первых двух понятий термины уже есть. Кроме того, они не подразумевают того самого результата. Можно ведь хорошо делать попсу и забивать гвозди, но того же творческого результата там нет. А вот третье термина не имеет и как раз подразумевает некую новизну. Правда, настолько в людях сильно сидит «талант=одарённость» (даже Ожегов так расшифровывает), что возможно, придётся отказаться от этого термина и использовать «способность к творчеству».
Что такое принципиально новые материальные и нематериальные ценности
Вопрос был сложный, так как к таковым относятся как произведения искусства, так и различные изобретения и открытия. И как их свести к чему-то единому?
Талант, творчество и т.д. проявляются в деятельности. Любую деятельность можно рассматривать как решение задач. Базовые типы задач:
мышление (что думать по поводу поступившей информации, как воспринимать/понимать)
отношение (какую эмоцию испытывать по этому поводу)
движение (что конкретно с этим делать и как)
Любую деятельность можно разложить на алгоритм этих базовых операций. Любую задачу можно раскладывать на подзадачи, пока не спустимся на этот базовый уровень.
Многие задачи можно решать с помощью разных алгоритмов, разных последовательностей базовых операций. Или, более простым языком, способов.
Мы постоянно решаем огромное количество задач. Для экономии ресурсов и энергии большинство задач решаются с помощью автоматических, фиксированных способов. Стереотипов, шаблонов, паттернов. Многие люди, похоже, на протяжении многих лет, а то и всей жизни решают так вообще все возникающие задачи.
Шаблон человек вырабатывает сам или получает извне. Вспомните библиотеки функций, классов. Вы просто используете алгоритм, который кто-то давно создал. Пишете название, параметры, получаете результат. Гугл сделал модным решение многих, не только программистких задач, с помощью Ctrl+V Ctrl+C. Посмотреть в интернете и сделать так же, не вдаваясь в суть.
Но иногда случается, что человек отказывается от шаблона. Либо возникла новая для человека, предприятия, а то и вообще мира, задача, и шаблон не работает вообще, либо результат выполнения шаблона не удовлетворителен по каким-то причинам. Некоторые люди способны перестроить этот шаблон либо вообще создать новый способ решения задачи.
Вот это создание нового способа, нового алгоритма, мы и будем считать творческим результатом.
Как оценить уровень творческого результата (нового алгоритма)?
Для этого можно использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):
То есть новизна и польза только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.
Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.
Чего-то не хватает
К искусству, философии, да и науке такое подходит не всегда. Известны случаи, когда они решали прикладные задачи (лаундж — отличная музыка для того, чтобы человек не чувствовал себя неуютно в чупермаркете). Известны случаи, когда они эти новые задачи ставили. И вот тут мы перешли к определению задачи. Что такое задача?
На Википедии нашлось хорошее и краткое определение: «Зада́ча — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать». Это определение для задачи в широком смысле хорошо подходило и увязывалось с определениями из словарей и прочих источников, увязывая их воедино. Однако — что такое проблемная ситуация и проблема в широком понимании? И что такое цель? Где-то полтора года спустя ответ нашёлся
Определение проблемы и задачи через понятие системы
Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.
В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может "искажать".
Это противоречия в системе и называется проблемами.
Задача — это две системы. Одна система — исходная, с наличием проблемы. Другая система — цель, которую нужно достичь, в ней проблема отсутствует либо нейтрализуется. Первая система вместе с указанием подсистем, которые:
нужно изменить
можно изменить
нельзя изменить
это условие задачи. Относительно одной проблемы можно ставить разные задачи, и одну задачу часто можно решить разными способами.
Пример проблемы, задачи и решения
Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?
Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.
Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.
Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.
А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как "лифт ездит медленно"? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.
Итого
Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества, как создания новых ценностей:
творчество — это постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.
Авторы, чьи материалы использовались
Акимов И.А., Клименко В.В. (читать с осторожностью, много эзотерики и неподкреплённых утверждений)
Кастанеда К. (много эзотерики, но много материалов почерпнул о шаблонах и работе с ними, читать не рекомендую)
Гринберг Д, Падески К. ("Управление настроением", да и вообще рекомендую ознакомиться с когнитивной психологией)
Чиксентмихайи М. (материалы о состоянии потока)
Викентьев В.Л. (статьи, видеолекции, а также vikent.ru, крупнейшая база по творчеству в Европе по его словам)
Альтшуллер Г.С. (ТРИЗ)
Гладуэл М. (материалы о мифах, связанных с творческими и успешными людьми)
Юдковский Э. (lesswrong.ru, материалы об эффективном принятии решений и работе с собственными привычками)
Талеб Н.Н. (материалы о вреде шаблонов и как его избежать)
О Design-thinking ("Дизайн-мышление", "проектное мышление") не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.
О планах и как можете помочь
Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — "Зачем нужно творчество". Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.
Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.
UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» — спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.