Введение
Когда в разговорах между людьми речь заходит о мобильных приложениях, часто приходиться слышать об астрономических суммах, которые зарабатывают те или иные всемирно известные разработчики или об огромном числе загрузок того или иного приложения. СМИ то и дело сообщают о запуске на МКС плюшевых свиней из Angry Birds, а в США и вовсе Цукерберг купил Instagram за 1 000 000 000 долларов.
Многие люди любят говорить о мобильных приложениях. Это современная, интересная, наконец, модная тема и действительно заслуживает внимания.
Вскоре после того, как мы начали делать проект Apps4All летом 2011 года, я стал интересоваться вопросом, сколько раз скачали или сколько зарабатывает то или иное приложение. Общаясь с другими разработчиками и представителями венчурных фондов и корпораций, я также обратил внимание, что они часто интересуются данными об успехах мобильных приложений.
Эти данные оказалось совсем не просто найти…
В Интернете у нас с Вами есть всевозможные счетчики и рейтинги. Наконец есть сервисы типа www.comscore.com и www.alexa.com, с помощью которых наверняка можно примерно оценить посещяемость того или иного сайта.
Также в Интернете, ТВ, Радио и некоторых других СМИ существуют рейтинговые агентства, например TNS Gallup, благодаря которым функционирует рынок рекламы. (Они измеряют аудиторию каналов, в зависимости от которой происходит ценообразование рекламы)
В прессе используются тиражные комиссии, которые подтверждают размеры тиражей изданий.
А что в мобильных приложениях?
Доступ закрыт.
Что в реальности представляет из себя современная экономика мобильных приложений?
• Закрытый рынок, 90 процентов которого контролируют 3 корпорации, между которыми существует кортельный сговор. (Иначе как можно объяснить, что у всех основных магазинов приложений комиссия именно 30 процентов? Почему никто не сделал 29, чтобы привлечь больше разработчиков?)
Полный контроль на всех этапах дистрибуции приложений с одной стороны обеспечивает контроль качества и стабильность экосистемы, с другой стороны делает ее закрытой и непрозрачной.
В реальности экономика мобильных приложений растет колоссальными темпами и все это понимают. На данный момент издано более 1 млн приложений в совокупности в трех магазинах и нет сомнения, что это число удвоиться в ближайшие годы. Уже сейчас чтобы преуспеть на рынке мобильных приложений недостаточно просто «слабать приложульку», выживают только по-настоящему качественные проекты и время приложений типа iFart (симулятор газообразования в прямой кишечнике) безвозвратно ушло.
Нехватка данных
Разработчикам, инвесторам, аналитикам, рекламным агентам, фрилансерам, пользователям нужна аналитика мобильных приложений.
Чтобы быть успешным нужно смотреть вокруг себя, смотреть что делают другие участники рынка и планировать.
Специалист должен задаваться вопросами:
• Как идут дела у моих конкурентов?
• Где сейчас свободная ниша на рынке?
• Как проведенная маркетинговая кампания сказалась на скачиваниях того или иного аппа? Может нам тоже применить этот инструмент?
• Какую модель монетизации выбрать для моей платформы или категории приложения?
И так далее.
К сожалению Apple, Google и Microsoft не раскрывают нам (пользователям их платформ и разработчикам) данных ни о закачках приложений, ни о статистике магазинов, в каком либо виде и на регулярной основе. Все чем мы можем довольствоваться – редкие неконкретные пресс-релизы и отчеты сторонних аналитиков.
Расследование
Весной 2012 года в Берлине запустился маленький старт-ап, состоящий из 3х человек, двух молодых людей и девушки. Основной миссией предпринимателей было заявлено создание единого алгоритма ранжирования для всех мобильных приложений, на подобие Google PageRank.
Для справки, Google PageRank по данным Wiki:
PageRank (пэйдж-ранк) — один из алгоритмов ссылочного ранжирования. Алгоритм применяется к коллекции документов, связанных гиперссылками (таких, как веб-страницы из всемирной паутины), и назначает каждому из них некоторое численное значение, измеряющее его «важность» или «авторитетность» среди остальных документов. Вообще говоря, алгоритм может применяться не только к веб-страницам, но и к любому набору объектов, связанных между собой взаимными ссылками, то есть к любому графу.
Не так давно, в конце июля они получили финансирование и стали активно светиться в США на techcrunch и прочих профильных площадках. Этот сервис прогнозирует сколько раз скачали то или иное приложение. Очень любопытно.
Вы можете ознакомиться с этим сервисом здесь – www.xyologic.com
Но нашу команду мучал вопрос: «Неужели они разгадали алгоритм ранжирования App Store ?!»
Самый исчерпывающий ответ в Интернете на этот вопрос удалось найти на Quora.
www.quora.com/What-is-the-algorithm-behind-the-App-Store-rankings
Привожу ниже частичный перевод:
Brandon Smietana, Founder of Symbolic Analytics
У алгоритма несколько компонентов, о большинстве из которых ничего не известно. Мы знаем, что алгоритм использует средневзвешенное число продаж приложений. В основном учитываются только последние 4 дня продаж. Вы можете определить весовые коэффициенты для 4-дневной средневзвешенной на основе данных о вашем рейтинге продаж и анализе методом подбора наименьших квадратов. Для того, чтобы повысить точность измерений, вы должны нормализовать объем своих продаж к общему объему продаж в App Store.
Приложения ранжируются не по проданным штукам, а по совукупному доходу. Это связано с тем, что крупные производители игр, такие как Electronic Arts пролоббировали в Apple данную систему. Они чувтсвуют себя не комфортно, когда разработчики-любители обходят их в рейтинге, и это мешает их приложениям с ценой в $10 конкурировать с приложениями по $1. Поэтому Apple изменили систему ранжирования таким образом, чтобы на первом месте стояли приложения, которые больше генерируют прибыли, а не те, которые больше скачивают. Этому есть еще одно объяснения – те приложения что приносят большую прибыль самой Apple занимают первые позиции.
Другое мнение:
Chris Lee
Я хотел бы отметить, что в App Store используется только доход. Есть 3 типа рейтингов: Лучшие платные, Лучшие бесплатные и рейтинг самых кассовых. Эти категории подпадают под iPhone и / или IPad App Store. Каждая категория приложений (например, бизнес, производительности, игры и т.д.) также имеет свой суб-рейтинг.
Рейтинг самых кассовых использует доходы от продажи приложений. Чем больший доход приложение генерирует, тем выше ранг в рейтинге самых кассовых. Например, $ 10 приложение продается 10 раз ($ 100) и $ 1 Приложение продается 15 раз. ($ 15) Тогда, $ 10 приложение будет иметь более высокий рейтинг в этой таблице.
С другой стороны, Top Free и Top Paid основаны на числе загрузок. Лучшие бесплатные говорит само за себя. Чем больше загрузкок, тем выше ранг. В Top Paid рейтинге, $ 1 приложение будет иметь более высокий рейтинг в приведенном выше сценарии.
И еще одна гипотеза:
www.readwriteweb.com/start/2010/02/iphone-appstore-ranking-algorithm.php
Вывод
Наша команда работает над раскрытием формулы ранжирования уже несколько месяцев. В этой статье я поделился своим опытом, чтобы найти в Хабра сообществе людей, которым также как и мне интересен данный вопрос.
Нам бы хотелось инициировать мозговой штурм в Хабра сообществе для того, чтобы совместными усилиями разгадать эту загадку.
Создание качественного и открытого инструмента пронозирования закачек и доходов приложений сделает глобальный рынок мобильных приложений более зрелым и прозрачным.
Человеку, который сможет вывести формулу для трех таблиц Apple App Store – Top Free, Top Paid, Top Grossing мы подарим новый iPad Retina 64GB + Cellular, а также 2 билета на мероприятие Apps4All Forum (5 октября Digital October) и 2 билета на вечеринку с разработчиками, экспертами и спикерами после мероприятия.
Если кто либо сможет реализовать работу алгоритма оценки в виде опытного образца (демо-скрипта), в дополнение к iPad и билетам на мероприятие, мы предложим Job Offer на сумму от 1хх 000 руб/месяц.
Обсуждение предлагаем вести прямо здесь, в комментариях к этой статье, и оценивать и проверять гипотезы также совместно.
Спасибо за внимание!
С уважением,
Генеральный директор
www.apps4all.ru
Александр Васильев
Автор: AlexanderVasiliev