Из 900 миллионов автомобилей во всем мире лишь малая часть работает на электродвигателях. К 2013 количество электромобилей в США составило сто семьдесят тысяч, а в Москве официально зарегистрированы около тысячи электромобилей.
Ситуация постепенно меняется благодаря повышенному вниманию к экологии c в 1960-1970-х годов и росту цен на нефть и бензин.
Под катом — о том, что происходило в отрасли электромобилестроения в первом десятилетии XXI века.
Предыстория
Заря электромобилей: XIX век
Рассвет и закат электромобилей: первая половина XX века
Электромобиль наносит ответный удар: вторая половина XX века
1997-2003 годы
XXI век для электромобилей начался плохо. В 1997 году General Motors представила EV-1. Электромобиль был доступен в Калифорнии и Аризоне для покупки в лизинг. Всего было продано 1117 электромобилей.
В 2003 году все электромобили уничтожили, лишь два осталось в качестве музейных экспонатов.
На одном заряде свинцово-кислотной батареи электромобиль EV-1 мог проехать до 120 километров, а никель-металлгидридной — до 240 километров. Скорость авто принудительно ограничивали 129 км/ч, разгон до 96 км/ч занимал 9 секунд. Зарядить автомобиль можно было за 12 часов от обычной розетки американского стандарта с помощью специального устройства.
На нежелание американцев покупать электромобили повлияли цены на топливо: в 1999 году стоимость галлона бензина, это около 3,79 литра, составила 1,44 доллара. В 2003 галлон стоил 1,75 доллара.
Кладбище электромобилей EV-1.
2004
Ян Райт — сооснователь компании Tesla, который вместе с Мартином Эберхардом в 2003 году презентовал Tesla Илону Маску и привлек предпринимателя на сторону компании. Через год после основания компании Райт ушел, так как не верил в коммерческий успех предприятия. В 2005 Райт основал компанию Wrightspeed и представил прототип электромобиля Wrightspeed X1, который не пошёл в серию.
X1 мог разгоняться до 96 километров в час за 2,9 секунды, максимальная скорость электромобиля — 167 километров в час, запас хода в городских условиях — 160 километров.
Основная деятельность компании заключается в разработке, производстве электродвигателей и их установке на машины — грузовики, мусоровозы и другой транспорт. Услугами Wrightspeed пользуются почтовые службы UPS и DHL. По подсчетам предпринимателя, электродвигатель в грузовике окупается за четыре года.
Семейный автомобиль сжигает около 600 галлонов бензина в год (2 270 литров). Чтобы купить электромобиль, нужно будет к цене авто добавить 15 тысяч долларов, а экономия на топливе составит полторы тысячи долларов. Авто окупится за десять лет. А мусоровоз, который потребляет 14000 галлонов в год (53000 литров), позволит сэкономить 35 тысяч долларов на топливе и 20 тысяч на обслуживании. Ян Райт
2006
В июле 2006 года в Санта-Монике, Калифорния, Tesla показала Roadster. Серийное производство электрокаров компания начала в 2008 году, но покупатели получили первые экземпляры на несколько месяцев позже.
Roadster разгоняется до 100 км/ч за 4 секунды, а его максимальную скорость ограничили принудительно 201,1 км/ч. Мощность двигателя — 288 лошадиных сил. Масса электромобиля — около 1140 килограммов. Пробег на одном заряде составляет от 300 до 400 километров. Аккумуляторы заряжаются за три с половиной часа.
В 2014 году электромобиль обновили, увеличив ёмкость аккумуляторов до 70 кВт*ч. Пробег на одном заряде новой версии составляет около 644 километров.
Дизайн для Tesla Roadster разработал английский производитель гоночных автомобилей Lotus Cars.
Подробнее о становлении Tesla читайте в цикле статей «Неизвестная история Tesla».
2007
Автоконцерн General Motors на Североамериканском Автошоу в Детройте в январе 2007 года представил Chevrolet Volt — гибридный автомобиль. 45 литров топлива и полностью заряженных литий-ионных аккумуляторов хватает на 1000 километров хода. Гибрид заряжается от сети мощностью 110 вольт в течение шести часов и за три часа — от сети 240 вольт. Максимальная скорость — 161 километров в час.
В Volt компания General Motors использовала технологии электромобиля EV-1.
Серийное производство и продажи Volt начались в 2010 году.
2009
Renault-Nissan показала пятидверный хэтчбек на электротяге Nissan Leaf на Токийском автосалоне 2009 года. 1 апреля 2010 года начался прием заказов на электромобиль, а в декабре того же года начались его продажи в США, в начале 2011 года — в Европе.
В 2010 году Leaf получил звание Европейского автомобиля года 2011 и Всемирного автомобиля года 2011.
Leaf построен на платформе Nissan V, как кроссовер Juke и малолитражный автомобиль Micra. Мощность электродвигателя Leaf составляет 108 лошадиных сил, а пробег от одного заряда — около 160 километров. Масса литий-ионной батареи — 270 килограммов, она собрана из 192 ячеек. В состав батареи входит манганат лития на положительном электроде и графит на отрицательном.
Аккумулятор полностью заряжается от бытовой электросети 220 вольт и силой тока 30 ампер за 8 часов. Специальное зарядное устройство Nissan с напряжением 480 вольт и силой тока 125 ампер заряжает аккумулятор на 80% за полчаса.
Использованные батареи от электромобиля получат вторую жизнь в бытовых аккумуляторах, в этом проекте Nissan конкурирует с Tesla и Mercedes.
Renault на Франкфуртском автосалоне 2009 года представила седан Renault Fluence Z.E… Название расшифровывается как Zero Emission. Этот седан — версия бензинового Renault Fluence с электродвигателем. Литий-ионная батарея ёмкостью 22 кВт*ч позволяет проехать на одном заряде 185 километров со скоростью до 135 километров в час.
С 2011 по 2014 годы компания продала четыре тысячи электромобилей этой модели.
Есть три способа зарядить батарею Renault Fluence Z.E.: за 10-12 часов от стандартной розетки — 220 вольт и 10 ампер, за 6-9 часов — от уличной зарядной станции мощностью 3 кВт и силой тока 16 ампер, и с помощью “QuickDrop” — замены батареи на заряженную на специальных станциях.
На видео показано, как происходит замена на станции “QuickDrop”. Tesla представила такую систему летом 2013 года, открыла станцию в декабре 2014 года, но в июне 2014 года Илон Маск рассказал, что замена батарей в Tesla Model S не пользуется популярностью.
Реклама Renault Fluence Z.E.
Mitsubishi начала продавать свой инновационный электромобиль i-Miev в Японии в июле 2009 года, а 1 апреля 2010 года начала публичные продажи. В декабре 2010 i-Miev дошел до европейского рынка.
I-Miev — пятидверный хэчбек производства Mitsubishi Motors, переделанная в электромобиль версия бензинового Mitsubishi i. Электрическая версия на 200 килограммов тяжелее оригинала, её масса составляет 1100 килограммов. Литий-ионная батарея и электромотор мощностью 63 лошадиных силы позволяют электромобилю разогнаться до 130 километров в час. Запас хода электромобиля — 150 километров.
В разных странах электромобиль продают под именами Peugeot iOn, Citroën C-Zero, Mitsuoka Like, Subaru O2.
К декабрю 2012 года по всему миру было продано всего около 22 000 экземпляров. В 2013 году в России продали 211 штуку i-Miev. Сейчас цена на эту модель составляет от 999 тысяч рублей.
В марте 2009 года Tesla Motors представила Model S на Франкфуртском автосалоне, а продажи начались в 2012 году. Электромобиль получил высшую оценку при прохождении краш-тестов в Европе, а в 2013 году сломал оборудование для тестов.
К концу первого квартала 2014 года было продано около 32 тыс. автомобилей Tesla S. Илон Маск планирует продать 55 тысяч электромобилей в 2015 году.
Первый тест-драйв электромобиля.
Снижение цен на бензин в начале XX века позволило автомобилям с ДВС выйти вперёд на рынке транспортных средств. Сегодня мы видим обратную ситуацию: популярность электромобилей растёт благодаря более внимательному отношению к экологии и росту цен на топливо. Если в 2003 году в США 3,7 литра (галлон) бензина стоили полтора доллара, то к 2011 цены поднялись до трех с половиной долларов. В мае 2015 цена составила 2,7 доллара за галлон. В России бензин в июне 2015 года вырос на 10%, сейчас АИ-95 стоит около 37 рублей за литр.
В 2013 году в мире было 900 миллионов автомобилей, большая часть которых имеет двигатель внутреннего сгорания. Производство электромобилей в мире в 2013 году составляло 240 тысяч штук, и оно выросло до 400 тысяч в 2014 году. Международное энергетическое агентство в качестве самого агрессивного сценария прогнозирует общий парк электромобилей в мире 24 миллиона штук к 2020 году- это 2,2% рынка. Но новые автомобили, считает Агентство, будут продаваться в количестве 7,2 миллионов в год — это 8%.
В России в 2013 году было продано 290 электромобилей, а официально общее количество электромобилей в конце 2013 года было менее одной тысячи. В США на тот момент насчитывалось 170 518 электромобилей.
Автор: ivansychev