Как TL я за свою жизнь порядка 15 раз нанимал в свою команду разработчиков. Провел не меньше 2–3 сотен технических интервью. Не слишком много, но и не слишком мало. И учитывая, что мы работаем и проводим собеседования удаленно, у нас тут новая реальность. За неделю у меня было уже 3 человека, про которых я уверен, что они использовали копайлоты — самодельные или покупные интерфейсы для отправки звукового потока в ChatGPT или другой AI. Сколько было человек, про которых я не догадался — я не знаю.
Немного погуглив (окей, бумер, кажется сегодня это слово должно называться уже по-другому), я нашел не меньше 10-ка подобных продуктов и посмотрел, как выглядят их интерфейсы. Звуковой поток парсится и делится на куски, каждый кусок можно отправить в ИИ для получения ответа, при необходимости ответ транслируется в наушники. Причем, бывают копайлоты и для вопросов, и для кодинга. Бывают даже браузерные extension‑ы, адаптированные под формат проведения собеседований конкретной компанией. Не говоря уже о различных сервисах, инструкциях и консультантах по «креативному подходу» к резюме — эти существовали уже давно.
Сама идея, что так можно сделать, конечно же приходила мне в голову задолго до того, как я встретил кандидатов с копайлотом. Но одно дело — знать о такой возможности и совсем другое — регулярно встречать людей, которые эту возможность применяют.
Предвижу, что многие скажут, что таких кандидатов легко распознать. Нехарактерные паттерны движения глаз. «Вспоминание» правильного ответа. Многократное уточнение формулировки вопроса. Упоминание (а подчас просто брутфорс) фактов, не относящихся напрямую к сути дела. Невозможность объяснить, как ты пришел к правильному ответу. Вопросы, на которые ИИ не ответит. Вопросы, на которые ИИ ответит сходу, а живой человек ответить не должен (назовите алгоритмическую сложность алгоритма Coppersmith‑Winograd). Все это так. Но люди, которые хотят вас обмануть, часто не глупее вас. Просто они вложили меньше сил в чтение Страуструпа, но больше — в навык креативного прохождения собеседований. Они тоже знают обо всем вышеперечисленном. Конечно, школьник не пройдет собеседование на senior‑а. А junior на middl‑a — пройдет. На трех собеседованиях я понял, что собеседник отвечает по копайлоту. На скольких я этого не понял? У меня нет никаких средств объективного контроля.
Что нас ждет дальше? Я вижу тут несколько путей
-
Отрицание. Я хитрый мужик с большим опытом, я дополнительно адаптирую вопросы и буду тихо посмеиваться над любителями AI, ведь «машина никогда не превзойдет человека».
-
Гнев. Окей, гайз, у вас есть копайлот. Я тоже куплю HR‑копайлот, который будет более тонко задавать вопросы и оценивать ответы, отслеживать движение вашего зрачка. Ваш копайлот нарисует вместо вас аватару и будет напрямую давать ответы? Кажется, где‑то тут я уже сам остаюсь без работы.
-
Принятие. Да, интервьюируемый вас надувает. А кто без греха? Когда вы спрашиваете сейлза о недостатках его продукта или о «крайней цене» на него, вы ждете чистую правду? Вы знаете, что он врет, и он знает, что вы знаете, что он врет, но эта ложь стала консенсусом, и не мешает вам вести диалог, просто у него свои правила. Давайте же считать, что все используют копайлот и привирают в резюме, и оценивать кандидатов исходя из этих предпосылок. В конце‑концов, грамотно использовать копайлот тоже не просто. Остается лишь тихо надеяться, что принятый на работу сотрудник все мощности AI будет использовать для выполнения задач, а не для их избегания.
Буду рад услышать ваши анонимные истории о том, как копайлоты помогли вам улучшить свою позицию и ЗП )
Автор: Doobrovskiy