Добрый день, уважаемые читатели. Ранее я рассказывал, что основная деятельность Банка в части ИТ процессов, была организована на ITIL. Исключением стал только процесс управления изменениями. Вторая (и заключительная) часть посвящена внедрению элементов гибких методологий в Банке в процессах управления изменениями в ИТ.
Описание проблемы
Я столкнулся со следующими проблемами при анализе существовавшего процесса:
• 80% задач поступает ad hoc
• приоритеты задач постоянно меняются
• нет возможности осуществлять планирование работ
• отсутствует гармоничность в развитии систем
• нет «установленных правил игры» при реализации изменений
Как внутренний эффект – эмоциональное выгорание персонала, падение производительности труда, отсутствие эффекта новаторства.
Основная цель Банка – максимально быстро и качественно выводить новые продукты на рынок. Почему этого не происходило? Я покажу три самых распространенных сценария. Уверен их можно встретить и в других финансовых организациях.
Для наглядности будем запускать новый кредитный продукт – Кредитная карта. Заказчиком будет выступать розничный бизнес, основной исполнитель – внешний подрядчик (будем использовать модель аутсорсинга, которая распространена в ряде организаций), внутреннее ИТ выполняет сервисную функцию. И самое главное: все ситуации будут вымышленные, а совпадения случайны.
Заказчик начинает реализацию проекта, проводит встречи с Исполнителем. Результат формирование паспорта проекта на реализацию продукта.
В паспорт попадают все требования и процессы, которые описывает наш Заказчик, основываюсь на процессе продажи:
• Поля анкеты клиента;
• Требования к фронт системе (продажа, верификация);
• Ролевая модель;
• Требования к интеграции с системами;
• Драфт процесса продажи.
И тут мы приходим к первой ошибке: после утверждения концепта и старта работ оказываются непроработанными (или неучтенными): участие фин. мониторинга в процессе идентификации продукта (черные списки, списки террористов и т.д).
Потребуется доработка процесса продажи, изменение форм, добавление интеграций, новых ролей. Как следствие: изменение сроков и бюджета проекта. Как часто бывает — одно подразделение не может знать всех процессов других подразделений.
Наш Заказчик проводит встречи со всеми бизнес подразделениями, процесс становится максимально проработанным, но отсутствует архитектурное описание реализации функционала в бизнес системах. Заказчик описывает представление продуктового каталога, исполнитель реализовывает продуктовый каталог в своей системе (то есть в системе, которую он знает). В процессе пилота оказывается, что часть параметров должны быть настроены в АБС (основной учетной системе Банка), в противном случае будет отсутствовать возможность корректного начисления процентов.
Что имеем – дополнительные расходы на синхронизацию систем (параметров кредитного продукта) или трудозатраты перенос ведения продуктового каталога в АБС. В первом случае увеличиваются операционные расходы на сопровождение продукта, во втором увеличение сроков и бюджета проекта.
Третий возможный случай – параллельные изменения в основных системах, инициированные другими подразделениями или изменений требований законодательства. Самый простой пример, добавление или изменение полей анкеты клиента, изменение их обязательности.
Поиск решения
Наша задача была выстроить эффективный процесс внедрения, для этого необходимо было вовлечь все бизнес подразделения в процесс управления изменениями, а также снизить конфликты за ресурс ИТ. Для этого мы стали смотреть в сторону гибких методологий, чтобы использовать их артефакты в улучшении внутренних процессов.
Первое – мы стали смотреть как происходит внедрение в аналогичных организациях. Но многие крупные организации внедряют гибкие процессы лишь формально – приходит руководитель к ИТ отделу и говорит: «Так, с сегодняшнего дня начальник отдела становится скрам мастером, проводим стендапы и рисует спринты». Данное изменение в корне ничего не меняет, кроме названий (руководители проводят краткосрочное планирование, совещания с подчиненными и т.д.). Иногда к обсуждению команды ИТ приглашают одного человека из бизнеса, но обсуждения на таких встречах носит сугубо технический характер, поэтому профита от этого не получается.
Мы предложили совсем другую модель, объединиться вокруг продуктов, включив в команду представителей от всех подразделений участвующих в процессах, связанных с данных продуктов(как продажа, так и обслуживание). Второе значимое нововведение – жизненный цикл банковского продукта начинается от лида и заканчивается в момент закрытия или перепродажи сделки.
Этап 1 – Фиксация идеи, Подготовка CR, Предварительная оценка.
Любой участник команды описывает реализуемое изменение для предварительного анализа, используя для этого формат user-story, которое в итоге попадает в беклог бизнес-аналитика. Бизнес аналитик организовывает еженедельные встречи, где изменения обсуждаются с участием владельца продукта, аналитиков и других бизнес подразделений, участвующих в процессе. После этого этапа изменения попадают в беклог продукта.
Этап 2 – Установка приоритетов и планирование реализации
Планирование задач заключается в определении перечня задач из беклога, которые будут включены в ближайший спринт. За приоритезацию задач отвечает непосредственно владелец продукта, он же несет ответственность за экономическую целесообразность работ и качество реализованного продукта. Команда добивается успеха или совершает ошибки как единое целое.
Этап 3 – Разработка, тестирование, релиз.
Владелец продукта получает результат каждого спринта на тестирование и может влиять на дальнейший ход, например, корректировать перечень дальнейших работ. Все изменения продукта объединяются в релизы, которые состоят из нескольких спринтов длительностью 2-4 недели.
Заключение
Как завершение статьи, приведу пример команды из розничного бизнеса, за которой может быть закреплен наш вымышленный продукт — Кредитная карта:
Управление кредитных карт и эквайринга (Владелец продукта)
• Управление финансового мониторинга
• Управление контроля финансовых и операционных рисков
• Управление сопровождения банковских операций
• Управление информационных технологий
• Управление платежных систем
Автор: Балынский Сергей