Многие мечтают о хорошей работе из дома, будь то фриланс, удалённое место работы или что-то иное, порою даже гибридное. Однако, далеко не все представляют себе все сложности, возникающие в подобном режиме, равно как и склонны идеализировать потенциальные преимущества.
Жизнь, как это часто бывает, расставляет реальные ориентиры где-то между и, для того, чтобы не вести гипотетические рассуждения, я стал искать человека, обладающего подобным опытом, чтобы узнать обо всех особенностях удалённой работы из первых уст.
И такой человек нашёлся — это Надежда Юринова, директор по маркетингу в компании Bookmate. Надежда, как многие из нас, долго время работа в Москве, но в какой-то момент собственной жизни решила переехать в Берлин не меняя место работы.
О работе на новом месте, удалённом от старого на, примерно, 1800 километров мы и пообщались.
Спойлер: в конце публикации всех дочитавших ждёт небольшой сюрприз.
Первый вопрос – достаточно простой: почему ты начала работать удаленно?
Так получилось потому, что я хотела пожить в другом городе, и им стал Берлин. Я не ожидала, что мою роль можно полноценно исполнять вне офиса. Потому что директор по маркетингу – это не только стратег, но и team lead, который подбирает самых лучших ребят, объединяет их друг с другом, запускает процессы, чтобы они вместе системно работали и время от времени что-то им подкидывает и где-то их контролирует. Конечно же, это проще делать, когда ты с ними находишься рядом.
Но в какой-то момент у нас стали появляться региональные менеджеры по коммуникациям, которым просто нечего делать в московском офисе, потому что бизнес развивается в разных регионах мира — в других странах СНГ, Европе, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии. Сама стратегия бизнеса стала диктовать распределение маркетинговой команды по миру.
Начальство подталкивало тебя к этому?
В моем случае переезд в Европу был личным проектом, который совпал с устремлениями Букмейта в Европу. Я сказала: «Ребята, я собираюсь уехать через несколько месяцев. Давайте как-то к этому подготовимся». Но оказалось, что подготовиться пришлось к тому, что теперь я всем управляю издалека. Это был чистый эксперимент для всех, но уже через пару месяцев удаленного руководства мы поняли, что все получается.
Какие последствия это имеет для подчиненных и людей, с которыми ты сотрудничаешь? Что изменилось в работе? Может быть, вы какие-то другие методологии используете?
Нам пришлось пересмотреть и перепридумать все процессы, контрольные точки, ввести новые процедуры и системы управления. Например, прямо перед моим отъездом начали работать с Сеткой. Существенная часть нашей работы – контент-маркетинг в регионах — по сути, это такое распределенное по куче каналов медиа на разных языках о том, что хорошего можно почитать по актуальной местной повестке или через таргетинг по интересам.
Я знала, что Сетка могла подойти для систематизации этих коммуникаций. А ее создателям было интересно попробовать этот продукт не для медиапроекта (т.е. не по прямому назначению), а для маркетинга. Эксперимент длится уже полгода, и Сетка помогает нам распределять и планировать коммуникации.
Что еще изменилось? Я почти сразу почувствовала, что вышла из «зоны обаяния» своих дорогих коллег. Я стала видеть компанию не только как моих милых единомышленников. Все процессы, узкие места, серые зоны издалека стали конкретно заметнее.
Лицом к лицу лица не увидать…
Да. То, что я раньше могла быстро разрулить, бросив пару слов, вдруг стало проблемами. Причем, стало ясно, что это проблемы системные, не одномоментные, и решать их надо подходом к процессу, а не какими-то мелкими затычками и костылями. Это очень интересно. Мне кажется, для всей компании это оказалось полезно: человек, который очень хорошо понимает, как все устроено внутри, вдруг начал смотреть на все немного со стороны.
Круто еще, что за счет новых налаженных процессов я стала меньше времени тратить на лишние утверждения и согласования, появилась возможность больше думать о стратегии в целом, новых рынках, инструментах и так далее.
В какой-то момент стало очевидно, что пора сделать небольшой refresh на стратегическом уровне. Мы давненько не отвлекались от работы и не разговаривали о стратегии. Я написала об этом топ-менеджерам: «Как вам кажется, может, нам стоит всем сейчас встретиться на нейтральной территории, чуть-чуть отвлечься от текучки?». И мы сделали первую за историю Букмейта выездную стратегическую сессию на несколько дней, чтобы «перетрясти» весь свой опыт и подумать о будущем. Все просто: выход из рутины всегда дает более объективную картину.
С топ-менеджерами мы обычно встречаемся не в Москве, а в каких-то европейских командировках. Но я прилетаю в Москву раз в два-три месяца примерно на неделю, чтобы со всеми поговорить, всех обнять, показать, что я небот из Slack — я, как любой человек, имею, какие-то поведенческие паттерны, поэтому можно было написать бота, который бы имитировал мое поведение, когда мне лень работать (смеется).
Вот что изменилось в положительную сторону.
Минусы заключаются, например, в том, что больше сил уходит на объяснение каких-то вещей в чатах, почте, таскерах. Стало сильно сложнее проводить встречи, на которых больше 3 человек (но я и не фанат заседаний).
Slack используете?
Очень активно. А еще Trello, JIRA и Confluence.
У нас налажен цикл «синков», когда я созваниваюсь с коллегами по отдельности, когда мы все вместе обсуждаем. Все понимают, какая встреча для чего, и вроде бы их пока не слишком много.
Сложно было нанимать людей для удаленной работы в регионах, делегировать им достаточно ответственную работу? Не знаю бывают эти люди в штаб-квартире (в Москве), но как вообще выглядит процесс найма таких людей.
Это очень сложная история. Мы потратили год или полтора на ее осознание, совершили несколько ошибок, нанимали и прощались. Но в итоге поняли, кто нам конкретно нужен и как их искать. У нас теперь отлаженный процесс, хорошо написанные вакансии, четко сформулированы требования для первого фильтра. У нас есть анкеты, по которым мы их интервьюируем. Конечно же, прежде чем отправить оффер человеку, личная встреча происходит. Либо я, либо кто-то еще из топов, кто много ездит, встречается лично.
Но все эти люди настолько разные, тут жесткой системы не пропишешь.Мы думали, что их обязательно нужно привозить на хоть на неделю поработать в московский офис. Но оказалось, что кому-то это было полезно, а кто-то просто сидел в углу за компьютером и продолжал точно так же чатиться с коллегами, как если он был за тридевять земель. И при этом суперкачественно работать. У нас есть в компании один человек, который отвечает за то, чтобы все эти местные менеджеры в были синхронизированы и вдохновлены: чтобы между ними летали идеи, чтобы общий опыт обсуждался. Для них есть канал в Slack на английском языке – специально для региональных менеджеров. Когда у нас проходят так называемые «All-Bookmate Meetings» раз в полгода, мы конечно стараемся всех пригласить. У нас есть копирайтер в Англии, с которым мы до моего переезда никогда не виделись — и вот в Берлине нам оказалось гораздо проще встретиться, чем в Москве, он просто приехал ко мне пару дней поработать вместе в офлайне
Основное требование, предъявляемое к региональным сотрудникам, – это самостоятельность, ответственность? Требование №1 – это что?
Это нужная нам локальная экспертиза. По поводу самостоятельности и ответственности – тоже да, но у нас налажены необходимые контрольные точки, чтобы эту ответственность фокусировать. Отчеты, созвоны, точные часы, когда все находятся оналйн в разных часовых поясах… На этих людей очень много завязано, но не количественно, а качественно – креатив, копирайтинг, выбор правильных комьюнити-партнеров.
А за цифры маркетинга отвечают менеджеры каналов, которые находятся в Москве. Но наполняются эти каналы тем контентом, который создают местные сотрудники. Поэтому нам нужно, что они были любопытными, социально активными и разделяли наш взгляд на чтение и вообще культуру.
А как происходит найм людей издалека в Московский офис?
Мы договариваемся, кто, в каком порядке, с кем разговаривает, каждый раз апгрейдим тестовые задания, собираем отзывы о претендентах, и потом принимаем решение. Тут, кстати, мой переезд тоже помог сделать процесс более четким и последовательным. А для погружения новых сотрудников мы написали им очень подробный план по погружению в работу и в культуру компании, по первым неделям, по месяцам – чтобы новые сотрудники сами были ответственны за знакомство со всеми юнитами работы в компании.
Ты сказала, что твой удаленный опыт сказался на выстраивании процессов компании. А что ты думаешь относительно будущего самого Bookmate? Понятно, что московский офис останется – он должен выполнять свою представительскую функцию. Но будет ли в Bookmate становиться все больше удаленных сотрудников?
Где будет расти команда, зависит от регионов, на которых мы фокусируемся. Сейчас наш фокус – Северная Европа.
Ребята из Москвы, глядя на тебя, хотят работать удаленно?
От кого-то конкретного я не слышала такого. Но с другой стороны, не знаю, была бы я этому рада… Когда я стала работать удаленно, мне пришлось контролировать, чтобы все были в офисе вовремя. Это уже совершенно шизофреническая задачка. Тебе пишут из Москвы: «Где они все? Где твои ребята?».
Ну а как я могу с этим справиться издалека? Как-то справилась. Пообщались, договорились со всеми. Перед отъездом я думала, что и HR-вопросы на удалении решать вообще невозможно: это касается и рекрутинга, и ролей в коллективе, и всех историй, связанных с отношениями в команде. Но на самом деле, я эту роль в коллективе продолжаю играть – такого члена семьи, который живет немного по соседству. Жду вот скоро пару коллег в отпуск в Берлине, будут мешать мне работать.
Многие говорят, что при переходе на удаленную работу, начинаешь работать больше по хронометражу. Исчезает путь до работы и так далее. Что у тебя произошло с жизненным графиком?
Честно говоря, он сильно не изменился. Я всегда очень старалась комфортно балансировать работу и свою личную жизнь. Я человек гиперответственный и увлекающийся, могу очень сильно погрузиться в работу, а потом выгореть, все возненавидеть и так далее.
Но работа руководителя восемью часами, конечно, не ограничена. Хорошо это или плохо, но
Первые две-три недели у меня был тур по берлинским коворкингам. Я не хочу каждый день работать дома. Потому что в восемь часов вечера ты обнаруживаешь, что солнце уже зашло, а ты с утра компьютер схватил и даже зубы почистить не успел за целый день. Поэтому я собираюсь и еду в коворкинг Factory неподалеку. Я это место искала.
Фото из коворкинга.
В первый месяц я посидела в разных коворикнгах, перебрала четыре-пять от совсем местечковых до гигантов типа WeWork. Было очень интересно, насколько у них разные подходы и цели, насколько они трепетно относятся к коммьюнити, которое у них может развиваться, а насколько просто зарабатывают деньги на квадратных метрах. ам В Factory находятся берлинские офисы SoundCloud, Pinterest. вокруг сидит куча стартаперов со всей Европы, приходят сотрудники крупных компаний.
С ними всегда можно проконсультироваться по какому-нибудь вопросу. Если я над чем-то думаю и не знаю, как это сделать, обсуждаю с ними за чашкой кофе. Там идет полезный обмен знаниями, опытом и контактами между людьми из разных сфер. Но в первую очередь, буду честной, меня интересует быстрый интернет, бочка с кофе и будка со звукоизоляцией для звонков.
Сколько у тебя сотрудников сейчас в команде?
Одиннадцать человек в Москве и еще пятеро в Лондоне, Барселоне, Сингапуре, Баку, Джакарте. Будем немного расти за счет локальных менеджеров на новых рынках.
В какую страну вы пойдете в ближайшее время?
В Нидерланды. Весной мы провели там успешный пилот, причем почти без книг. За полгода сильно прокачали местный каталог, а теперь попробуем выступить там – если не с шоу, которое на колени всю страну поставит, то по крайней мере, применим для запуска органического роста свой опыт, накопленный во всем мире.
После нашего диалога Надежда выразила желание одарить всех пользователей Хабрахабра бесплатной подпиской на Bookmate на один месяц по промокоду habrabookmate, который можно активировать на специальной странице: https://bookmate.com/code.
Автор: Shapelez