Как известно, наша компания оплачивает одну конференцию в год, чтобы сотрудники могли пообразовываться, набраться ума и улучшить свои профессиональные навыки. У программистов все замечательно: они гоняют или в Лондон на QCon, или в Мюнхен, на конференцию по объектному программированию, или в Польшу, или даже в Португалию или Испанию. Еще всегда есть Agile Eastern Europe в Киеве. Казалось бы, столько много разных events, но когда дело коснулось того, чтобы ездить на конференции с целью посамообразовываться в writing, послушать какого-интересного человека с незашоренным
В итоге, в прошлом году я вообще не воспользовалась этой драгоценной привилегией. То же самое угрожало случиться (или не случиться) в этом году, если бы не наша внутренняя конференция в феврале. Я делала там talk на тему Talent. Learning. Creativity и в процессе подготовки к выступлению наткнулась на портал vikent.ru, посвященный, цитирую: “вопросам гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач”. Самое то, что надо. Подборки интересных мыслей на самые разные темы, и — что немаловажно — со ссылкой на первоисточники подкупили меня как ни один блог западных авторов. Это ж надо суметь разобраться и озаботиться тем, чтобы точно указать, от кого исходит та или иная концепция. Подкупило также и то, что владелец портала рассчитывает на определенный уровень своих читателей. Здесь не было видно стремления подвести подаваемый материал под какой-то lowest common denominator. Кстати, тема примитивизации и стрижки всех под одну гребенку заслуживает отдельного описания, но об этом как-нибудь в другой раз.
Сразу оговорюсь, я ужасная снобка. Я с трудом принимаю то, что другие люди не знают и даже не догадываются о том, что известно мне. Еще больше я негодую, когда людям указываешь на нечто, что они к сведению не принимают и пропускают мимо ушей, а потом ровненько попадают на те самые грабли, о которых я предупреждала. К примеру, я минчанка в третьем поколении. Мои бабушка и дедушка живут уже больше 50и лет в том доме, где сейчас Салодкi Фальварак. Я помню те времена, когда проспект Победителей был даже не проспектом Машерова, а назывался Парковая магистраль. Я выросла в районе проспекта Пушкина, рядом с которым находится известный всей округе радиаторный завод, но при этом дома, сданные в 77м году, среди которых и мой родительский дом, были построены с учетом розы ветров, и поэтому завод на них не дул. Чего не скажешь о домах в Веснянке, возле пересечения Победителей с Орловкой, которые были слеплены в лихие 90е, и на которые притягивается чад от литейки. Поэтому когда видишь, как юный коллега, прибывший в Минск из другого уголка нашей прекрасной родины, ненароком пишет “ах это какой-то заводик шмонил туда на наш офис, и поэтому мы уехали”, в душе вскипает буря эмоций. Не я ли вас предупреждала, что там радиаторный завод, а?
Ну да ладно. Применительно к освещаемой теме, поводов для проявления уязвленного снобизма не было. На vikent.ru собран материал для вдумчивых людей, которые обладают солидным багажом знаний, но продолжают искать ответы на свои вопросы. Поэтому после некоторых раздумий на тему “как же так, ведь это все на русском? а мы-то вообще живем в английском, пишем на английском и читаем на английском, как же быть?”, я все-таки решила, что поеду на конференцию и, самое главное, на мастер-класс по написанию статей от автора портала.
Что поразило сразу, это желание автора дать как можно больше за отведенное для мастер-класса время. Максимум ROI за минимум кэша. Ведь как бывает на конференциях по тому же agile. Приезжаешь ты, допустим, в Краков или в Киев. И оказывается, что там льют какую-то воду, которую ты давно уже знаешь. Или рассказывают о тех вещах, о которых полезнее додумываться своей головой. Вот и поражаешься: то ли это сказка Андерсена про голого короля, то ли и в самом деле конференции это не очень подходящий вообще способ, если знаешь азы и хочешься двигаться дальше.
К г-ну Викентьеву — от которого происходит название vikent.ru — у меня было несколько конкретных вопросов, на которые я получила ответы. К моему удивлению, конкретные.
Один из вопросов заключался в следующем: на 1-ой странице материалов раздатки с заголовком “Почему прямая реклама не работает?” были такие слова:
“Заинтересованных Читателей-специалистов поражать, “потрясать” не нужно. Им нужно дать информацию, знания, решение их задач. “
Я сразу же вспомнила, что в англоязычной индустрии блогописательства только ленивый не написал о том, а каковы же признаки истинного agile? а как надо вешать на стенку канбан борд с тем, чтобы это был истинный канбан, не поддельный? а как часто надо проводить ретроспективы? и прочий такой булшит — и слегка приуныла. Потому что задачи тут может какие-то и есть, да только уж очень много вдоль и поперек написано о том, как кто чего решал. Вот и спросила я у г-на Викентьева: а как же вот, например, storytelling? Как так происходит, что компании типа 37 сигналов не дают решения задач своим читателям — а однако ого-го как пиарятся? На что он мне сказал — подождите. Мы с вами чуть позже подберемся к таблице для выбора актуальных тем.
Если вкратце, то оказалось, что русскому хорошо — то немцу смерть. Или наоборот. Все зависит от того, на какой стадии развития находится target market и пользователи. Любая тема появляется и сгорает за год-два-три. Все, что пишется потом, когда тема исчерпала себя — это квази-новизна.
Проецируя на наших баранов, в западном мире тема agile основательно перегрета. Тусовка сложилась, как выразился Викентьев. В этом случае люди резко ломают жанр или стилистику. Когда рынок полностью сформирован — это стадия “шизофрении”. Все все знают, и начинают писать всякую ерунду. Пример такого рода шизофрении в рекламе стирального порошка: “этот порошок прекрасно отстирывает, когда белье плещется в холодной воде и в темной кухне”. О чем еще говорил Викентьев: если рынок достигает стадии, когда тусовка сложилась и сходит с ума от того, что варится сама внутри себя, то тогда самое время затеять в своей отрасли новый виток развития.
Еще г-н Викентьев давал ОЧЕНЬ много примеров из своей деятельности консультанта по решению разных производственных задач. Как он сказал: если человек хочет креативить технологично, то ему нужно как минимум 200 кейсов из практики. Нужно довести креатив до цинизма. С утра проснулся, зевнул, почесался, и с цинизмом — ну вот — опять тупо делаем креатив. Еще говорил, что у среднего руководителя малый багаж решенных кейсов — 5-6. Поэтому для написания статей надо собирать карточки, именно бумажные, записывать все что происходит, а в конце недели садиться и перебирать пасьянс со своими кейсами. Записывать руками. Мышечную память никто не отменял (о чем наш старый добрый Wall Street Journal открыл давно открытую Америку). Когда в фактуре накапливается таких кейсов штук 10 решенных — отлично, можно писать.
Большинство бизнес-гуру, как и средние руководители, опираются на 5 кейсов. Викентьев вообще сказал, что переводчицы у таких бизнес-гуру, которые приезжали презентировать в Россию, умнее, чем сами гуру. Гуру умеют взять буквально один случай, и высосать из него целую книжку. Кстати, таких книг очень много на Амазоне, и авторов. Поэтому повторюсь, для меня было удивительнее всего то, что Викентьев стремился рассказать много примеров из своей практики. Дать как можно больше. Без скупердяйства.
Самое главное для написания статей — это фактура. Поэтому надо ходить по своей жизни как охотник, и смотреть, а нет ли где повода что-то взять и описать. Об этом еще говорил Маяковский. Например, когда раз 10 повторились одни и те же грабли в работе, можно брать и описывать решение.
Некоторые интересные высказывания Викентьева:
Почти всегда, если проблема есть, то кто-то ее уже решил. Интересует не средняя температура по госпиталю, а лучшее решение в мире.
Проблему дробить. Чтобы решение было полуочевидно.
Если много клиентов, то много типичных проблем. Много аналогов. Проблемы начинают кучковаться.
Реальная проблематика. Ошибки, вопросы, решения. Кто первый приватизировал проблематику — тот и молодец.
Эффективность — bullshit. Какое количество статей у сотрудника?
Ценность всякого рода тренингов: встряска, чтобы народ не застоялся. В очередной раз наврут, но вдохновение пригонят (я вспомнила agile тусовки).
Позиционирование — это когда целевая группа понимает и может пересказать. Не я сказал, а он понял (а не ритуальные заклинания).
Нужно четко продать рынку, что вы были первый.
Когда сделано нечто первое, всегда вплетена психотерапия отца-основателя.
Естественно, что цитаты были в контексте прекрасных практических примеров. Я не стану их здесь подробно описывать. Автор проводит такие мастер-классы, как я понимаю, в среднем раз в полгода, и если у кого-то будет желание, смело можно сходить. Это не узкоспециализированный писательский класс, а хорошая возможность пообщаться с практиком, который решил много самых разных задач.
Автор: indigo777