Ниже немного формализма и бюрократии к материалам о проведении ретроспектив, типа Fun Retrospectives. Материал информационный, в стиле — «у нас так» :)
Что такое ретроспектива
Ретроспектива (от лат. retrospectare, «взгляд назад») — взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом. Встреча, на которой мы «точим инструменты» перед следующей итерацией. Если формально, то ретроспектива — это командная активность пересмотра ближайшего отрезка времени работы команды с целью улучшения процесса работы этой же команды в этом же проекте.
Цели ретроспективы
- Договориться в специально выделенное время, как сделать процесс разработки еще лучше.
- Решать проблемы, вынесенные на ретро, и не допускать их повторения.
- Решать проблемы не только силами команды, но и привлекая внешние ресурсы.
О чем стоит говорить на ретроспективах
- Что мешало выполнять задачи, какие были проблемы, мешающие продуктивной работе команды
- Что можно изменить, чтобы работать лучше
- Делиться успешными наработками и решенными задачами («Смотри как я умею!»)
Правила общения на ретроспективах
- Ретроспектива — для каждого участника.
- SCRUM-мастер — ведущий, а не организатор ретро.
- Если вам кажется, что ошибку допустил ваш коллега, подумайте сначала, что можно поменять в процессе, чтобы человек не ошибался.
- Будьте активны!
Правила проведения ретроспективы
Задачи и цели
У нас принят формат в котором после обсуждения проблемы или улучшения формируются «цель» — как мы поймем, что проблема решена или стало лучше, и задачи — как мы сделаем, что бы достигнуть цели.
Посмотрите на страницу ретроспективы, на ней не должно быть личных и общественных целей и задач. Меняйте их на выполнимые:
- «Васисуалий лучше делает задачи» — плохо! Нужно: «Фёкла проверяет код Васисуалия и помогает ему не выпускать каку».
- «Команда следит за тем, что задачи называли хорошо» — плохо! Нужно: «Делаем фильтр с названиями задач и читаем их на стендапе, над плохими смеемся».
Подготовка
- Ждать ретро, чтобы высказать проблему — долго, лучше всего написать комментарий на странице будущей ретроспективы или на доске.
- Важный элемент ретроспективы — это встраивание качества. Если по-простому, то следующая ретроспектива должна начинаться с активностей, принятых на прошлом ретро.
- К ретроспективе нужно готовиться не только скрам-мастеру, но и команде.
- Первое ретро команды начинается с чистого листа (у каждой команды есть свой шаблон ретроспективы).
Сама ретроспектива
- Стартуем ретро! (SCRUM-мастер придумывает стартер)
- Смотрим на активности прошлого ретро и по ним принимаем решение — сделали ли мы хорошо (на первой ретроспективе команды пусто).
- Рассматриваем комментарии с подготовки (флипчарт, комменты к ретро и т.п.), формируем из них «Что можем улучшить».
- Собираем еще больше идей в «Что можем улучшить».
- Обсуждаем каждый пункт из «Что можем улучшить» и формируем из этого конкретные задачи с ответственными.
- Закрываем ретро!
- Создаем новую страницу ретро (нового флипчарта), чтобы команда могла записывать комментарии в момент, когда идея возникла, а не раз в итерацию.
Стартеры, закрытия и методики сбора идей есть, например, в картах ретроспективы, которые есть у SCRUM-мастеров.
В некоторых командах назначается дежурный по спринту, который напоминает коллегам о поставленных перед ними задачах.
Целевые ретроспективы
Иногда мы проводим целевые ретроспективы, в таком случае SCRUM-мастер пишет в первый комментарий к странице ретро тему и цель ретроспективы.
Когда проводится ретроспектива
Ретроспектива проводится командой после каждой итерации (обычно раз в 2 недели, но может быть и чаще).
Проводить ретроспективы раз в 3-4 недели тяжело и не эффективно, мы пробовали. Но не мешаем вам попробовать.
Автор: vkalenov